Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2017 г. N Ф08-2890/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2017 г. |
дело N А53-20946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Русанов С.Г. - представитель по доверенности от 06.07.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Большесальского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2016 по делу N А53-20946/2016, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Анисимова Алексея Николаевича (ИНН 615000798342, ОГРНИП 306615023600038)
к заинтересованному лицу администрации Большесальского сельского поселения
(ИНН 6122008640, ОГРН 1056122009778)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Анисимов Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Большесальского сельского поселения (далее - администрация) в подготовке проекта планировки и проекта межевания территории для строительства подземного линейного объекта "газопровод высокого давления для газификации" (письмо от 27.06.2016 N 02-57/351), об обязании принять решение о подготовке проектов.
Заявленные требования мотивированы тем, что подготовка проекта планировки и проекта межевания является обязанностью органа местного самоуправления. Наличие по маршруту газопровода иных земельных участков, находящихся в частной собственности, не может служить причиной отказа, поскольку тип прокладки газопровода - подземный.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2016 требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области в подготовке проекта планировки и проекта межевания территории для строительства подземного линейного объекта "Газопровод высокого давления для газификации", изложенный в письме от 27.06.2016 N 02-57/351 и обязал администрацию рассмотреть вопрос о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории для строительства подземного линейного объекта "Газопровод высокого давления для газификации ДНТ "Ореховая роща". Решение мотивировано тем, что согласно сведениям газоснабжающей организации имеется фактическая возможность транспортировки требуемого объёма газа через существующий газопровод до точки подключения планируемого к строительству газопровода. Доводы Администрации об отсутствии технической возможности подключения газопровода диаметром 150 мм в газопровод диаметром 100 мм признаны несостоятельными.
Администрация Большесальского сельского поселения обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Корректировка схемы газоснабжения Мясниковского района Ростовской области, выполненная Ростовским филиалом ОАО "Гипрониигаз" (заказ 103-15), была выполнена за счет средств ИП Анисимова А.Н. Соответственно, их доводы и расчеты не могут быть объективными. Предпринимателем в качестве обоснования проведения корректировки было предоставлено письмо администрации без исходящего номера, подписи и печати. В генеральном плане МО Большесальское сельское поселение газопровод высокого давления для газификации ДНТ Ореховая роща отсутствует. Предпринимателем представлен неполный пакет документов: не указано значение линейного объекта, представлена копия расчетной схемы, к которой не приложен текст расчетов, а только фрагмент графической схемы газоснабжения. Техническая возможность транспортировать газ от "Газпром Трансгаз Краснодар" не подтверждается, поскольку ИП Анисимов А.Н. планирует вести ветку газопровода к ДНТ "Ореховая роща" от Г4, диаметр входящего газопровода 150 мм. Согласно техническим условиям, предполагает присоединение к газопроводу диаметром 100 мм.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Просит суд учесть следующее. Наличие газопровода ИП Анисимова А.Н. на генеральном плане поселения и иных градостроительных документах не требуется в соответствии с действующим законодательством. Планируемый к строительству газопровод является частным и не относится к объектам федерального, регионального или местного значения. Технические условия выданы в соответствии с действующими нормативными актами, не оспорены и не отменены. Доводы администрации о необходимости перед выдачей технических условий осуществления реконструкции существующей ветки газопровода и увеличению диаметра трубы со 100 до 300 мм. противоречат как нормативному регулированию, так и фактическим обстоятельствам. Новая схема газоснабжения согласована 08.02.2016 с ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", прошла экспертизу промышленной безопасности и зарегистрирована в органах Ростехнадзора.
В судебном заседании представитель предпринимателя дал суду пояснения по обстоятельствам и материалам дела, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Анисимов А.Н. выполняет проектно-изыскательские работы по строительству подземного линейного объекта "Газопровод высокого давления для газификации ДНТ "Ореховая роща", расположенного по адресу: 346715, Ростовская область, Аксайский р-н, п. Темерницкий, ДНТ "Ореховая роща".
Согласно техническим условиям N 00-42-20 от 27.04.2016, выданным ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" планируемый газопровод имеет следующие характеристики:
- точка подключения - Мясниковский район, Большесалъское сельское поселение тип прокладки - подземный диаметр-100 мм
- давление газа в точке подключения: максимальное 1,2 МПа, расчётное 1,0 МПа предполагаемое газоиспользующее оборудование - 17Г-4 - 400 шт., двуконтурный настенный котёл - 400 шт.
С учетом прохождения газопровода по территории нескольких муниципальных образований в целях получения разрешения на строительство ИП Анисимов А.Н. обратился, в том числе, к главе Администрации Большесальского сельского поселения (вх. N 02-57/516 от 30.05.2016). Согласно указанному письму предприниматель просит разрешить выполнение проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка для строительства газопровода высокого давления за счет собственных средств в соответствии с предложенной схемой.
На указанное заявление (исх. N 21 от 27.05.2016, вх. N02-57/516 от 30.05.2016) получен ответ главы Большесальского сельского поселения N02-57/351 от 27.06.2016 об отказе в подготовке документации по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта. Отказ мотивирован следующим. Часть земель, по которой планируется прохождение газопровода высокого давления, находится в частной собственности. Указывает также на несоответствие проекта Правилам землеустройства и застройки Большесальского сельского поселения и генеральному плану Большесальского сельского поселения (п. 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полагая, что отказ в подготовке документации по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта не соответствует действующему законодательству, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
Администрация Большесальского сельского поселения входит в состав Мясниковского района.
Решение вопросов местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения, решение которых, в том числе, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, относятся: утверждение и подготовка документации по планировке территории.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные вопросы местного значения, закрепленные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Предприниматель обратился с заявлением о подготовке документации по проекту планировки и проекту межевания территории в администрацию в администрацию Большесальского сельского поселения, к полномочиям которой разрешение указанных вопросов в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 3 статьи 14, частью 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ не отнесено.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В заявлении предприниматель просит разрешить выполнение проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка для строительства газопровода высокого давления за счет собственных средств в соответствии с предложенной схемой.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в статьях, регламентирующих состав и содержание проекта планировки и проекта межевания, устанавливает единые требования к документации по планировке территории вне зависимости от ее вида (глава 5 ГрК РФ).
Особый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории в целях строительства линейных объектов градостроительным законодательством не установлен.
Пункт 8 статьи 45 ГрК РФ предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Подача физическими и юридическими лицами такого предложения и его дальнейшая реализация за собственный счет относится к предпринимательским рискам инициатора планировки территории.
В статье 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (статья 42 ГрК РФ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
С учетом положений части 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствий с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения," городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Согласно п.8.14 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территорий, не занятых сельскохозяйственными угодьями.
В письме от 27.06.2016 N 02-57/351 администрация поселения указывает, что согласно предложенной схеме газопровод высокого давления проходит через земельные участки, принадлежащие на праве собственности иным лицам.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" усматривается, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется и другими законами (Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации).
Минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения (газопроводы и ГРС) установлены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные газопроводы".
Пункт 4.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 указывает, что для исключения возможности повреждения трубопроводов, при любом виде их прокладки устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В подпункте 3 пункта 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации указывается, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил (СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы"), Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1999 N 9; утв. Заместителем министра топлива и энергетики 29.04.1992; в редакции Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1999 N 61), других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном ведении не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Из ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" вытекает, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет юридических и физических лиц, допустивших нарушение.
Возможность соблюдения вышеуказанных норм при реализации предложенной схемы предприниматель по материалам дела не подтвердил.
Суд отмечает, что разрешение таких вопросов как территориальное планирование является в силу ст.8 ГрК РФ прерогативой органов муниципальных образований, которые в пределах своих полномочий и в рамках действующего законодательства решают вопросы, в том числе, планирования и межевания на своей территории.
С учетом изложенного суд, не находит оснований удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2016 по делу N А53-20946/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20946/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2017 г. N Ф08-2890/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Анисимов Алексей Николаевич
Ответчик: Администрация Большесальского сельского поселения
Третье лицо: Русанов С Г