г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А56-40558/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): генерального директора Панифедова И.В. на основании выписки из ЕГРЮЛ, Вавиловой Н.В. по доверенности от 28.07.2016 N 14;
от ответчика (должника): Безгиной О.В. по доверенности от 29.12.2016 N 04-10/62274;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30578/2016) ООО "Торговый Дом Солада"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016 по делу N А56-40558/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Торговый Дом Солада"
к Балтийская таможня
о признании недействительным решений по классификации
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом СОЛАДА" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Балтийской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) по классификации товаров N РКТ-10216000-16/000277, N РКТ-10216000-16/000437, об изменении решения по классификации товаров N РКТ-10216000-16/000437И от 15.06.2016, решение о корректировке таможенной стоимости от 11.04.2016 по ДТ N 10216020/110416/0011878.
Решением суда от 11.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения таможенного органа являются неправомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель таможенного органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по внешнеторговому контракту от 23.06.2015 N TD-SD-01-062015, заключенному между компанией "JUNBAI ELECTRONICS LTD.", Гонконг (продавец) на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены и задекларированы по ДТ NN 10216100/300316/0023936 (товар N 35), 10216100/060516/0033382 товары - "проводники электрические, интерфейсные на напряжение 5 В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации: кабели телекоммуникационныеa, различных артикулов".
В графе 33 спорных ДТ заявлен классификационный код товаров - 8544 42 100 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они ли нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями: - проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: -- оснащенные соединительными приспособлениями: --- используемые в телекоммуникации". Ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
Таможенным органом 05.04.2016 принято решение по классификации товара N 35 от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277, задекларированного по ДТ N 10216100/300316/0023936, в товарную подсубпозицию 8544 42 900 7 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС:
- "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они ли нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями: - проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: -- оснащенные соединительными приспособлениями: --- прочие: ---- на напряжение не более 80 В: ----- прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины - 12%.
09.04.2016 Турухтанным таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ N 10216100/300316/0023936.
Обществом 11.04.2016 повторно подана декларация на товары, который присвоен номер 10216020/110416/0011878. Товару N 35: "проводники электрические, интерфейсные на напряжение 5 В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации: кабели телекоммуникационныеa, различных артикулов" присвоен классификационный код 8544 42 900 7 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Кронштадским таможенным постом 11.04.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки, в связи с обнаружением признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товар N 35, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Общество письмом от 11.04.2016 б/н проинформировало таможенный орган о невозможности представить запрошенные в рамках проведения дополнительной проверки документы, согласило с окончательной корректировкой таможенной стоимости товаров.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товара N 35, задекларированного по ДТ N10216020/110416/0011878. В тот же день Кронштадским таможенным постом принято решение о выпуске товаров, задекларированных по ДТ N 10216020/110416/0011878, в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
11.05.2016 таможней принято решение по классификации товара от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, задекларированного по ДТ N 10216100/060516/0033382, в товарную подсубпозицию 8544 42 900 7 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они ли нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями: - проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: -- оснащенные соединительными приспособлениями: --- прочие: ---- на напряжение не более 80 В: ----- прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины - 12%.
16.05.2016 Турухтанным таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товара, задекларированного по ДТ N 10216100/060516/0033382, в связи с не предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В целях приведения в соответствие описание граф 5 решений по классификации товаров N N РКТ-10216000-16/000277, РКТ-10216000-16/000437 таможней приняты решения об изменении данных решений, что подтверждается принятыми решениями от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И, от 22.08.2016 N РКТ-10216000-16/000277И.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ЕАЭС. В случае неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД), в соответствии с которыми осуществляется классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификации товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 4,5,6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по их классификации. Решение по классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Форма, порядок заполнения решения по классификации товара, а также инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенных контроль при проверке правильности классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждены приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 (далее - Инструкция)
Согласно пункту 26 Инструкции при выявлении неверной классификации товаров должностное лицо Подразделения готовит проект решения по классификации товара в виде электронного документа согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица.
Решение по классификации товара направляется в таможенный орган, совершающий таможенные операции. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет решение по классификации товара в виде электронного документа декларанту, а при наличии электронного адреса - таможенному представителю. При невозможности направления в электронном виде либо по запросу декларанта, либо при подаче ДТ на бумажном носителе решение по классификации товара распечатывается Подразделением, подписывается уполномоченным должностным лицом и направляется в таможенный орган, совершающий таможенные операции, для направления декларанту (пункт 27 Инструкции).
Судом первой инстанции установлено, что в связи с принятием таможенным органом решений по классификации товаров от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277, от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, Общество уведомлено посредством направления решений по классификации товаров в виде электронных документов, подписанных электронной подписью уполномоченного должностного лица на основании положений Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (зарегистрирован в Минюсте России 28.02.2014 N 31465).
В соответствии с пунктом 52 Инструкции при выявлении таможенным органом, принявшим решение по классификации товара, ошибок в решении по классификации товара, не влияющих на классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган принимает решение об изменении решения по классификации товара по образцу, приведенному в приложении N 3 к Инструкции.
На основании вышеуказанного пункта, в целях приведения в соответствие графы 5 решений по классификации товаров от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277 положениям Инструкции, таможней приняты решения об изменении решений по классификации товаров от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И, от 22.08.2016 N РКТ-10216000-16/000277И.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемое решение таможенного органа может быть признано арбитражным судом недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствия такого решения закону или иному нормативному правовому акту; нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Общества о принятии таможней решений по классификации товаров в нарушение требований, регламентированных приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Приказ ФТС России не является нормативным правовым актом, а является правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Кроме того, Обществом не приведено обоснование каким образом нарушения в требованиях заполнения граф 5 решений по классификации товаров, нарушают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с технической документацией представленной Обществом при таможенном декларировании спорных товаров:
- товар N 35, задекларированный по ДТ N 10216100/300316/0023936, представляет собой проводники электрические, оснащенные USB и HDMI разъемами, предназначенные для мониторов, колонок, наушников, видеоадаптеров, принтеров, сканеров;
- товар, задекларированный по ДТ N 10216100/060516/0033382, представляет собой проводники электрические для компьютеров, сканеров, принтеров, мониторов, оснащены USB и HDMI разъемами.
В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС издано распоряжение ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2014 N 34606) (далее - Распоряжение).
Согласно пункту 183 Распоряжения телекоммуникация - это передача и прием на расстояние речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи.
Телекоммуникационная аппаратура - аппаратура, предназначенная для передачи или приема речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных на расстояние с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи. Сигнал может быть аналоговым или цифровым.
К коммуникационным сетям относятся системы высокочастотных линий связи, систем цифровых линий связи и их комбинации. Они могут быть сконфигурированы, например, в телефонные, коммутируемые сети общего пользования, локальные, региональные и глобальные сети с частотной или открытой конфигурацией.
По данным источника технической литературы телекоммуникационная сеть - это совокупность физических линий связи, аппаратных и программных средств, обеспечивающих информационное взаимодействие абонентских систем (совокупность аппаратных и программных средств электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) (ЭВМ, рабочей станции, вычислительного комплекса и т.п.), периферийного оборудования и средств связи с телекоммуникационной сетью, реализующих прикладные процессы).
При этом связь между устройствами абонентской системы (передача данных между ЭВМ и периферийными устройствами (за исключением модема) не относится к телекоммуникационной сети. Такая связь называется абонентской сетью.
Телекоммуникацию сеть образуют каналы связи и узлы коммуникации.
Узлы коммуникации представляют собой специализированные ЭВМ, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы или модульные концентраторы, управляемые выбором маршрутов передачи данных в сети.
Каналом связи называют физическую среду и аппаратуру передачи данных, осуществляющих передачу информации от одного узла коммутации к другому, либо между узлом коммутации и абонентской системой.
Физическая среда передачи данных - это пространство или материал, обеспечивающие распространение информационных сигналов.
В качестве физической среды передачи данных в телекоммуникационных сетях могут использоваться:
- приводные (воздушные) линии связи - не изолированные провода, натянутые между телеграфными столбами и висящие в воздухе;
- кабельные линии связи - кабели на основе витых пар медных проводов, коаксиальные кабели, волоконно-оптические кабели и т.п.;
- радиоканалы наземной и спутниковой связи.
Аппаратура передачи данных (АПД) - это совокупность технических средств, предназначенных для преобразования дискретных сигналов, формируемых передающей абоненткой системой (узлом коммутации), в сигналы, передаваемые по физическим линиям связи, и обратного преобразования сигналов, поступающих по линиям связи в принимающую абонентской систему (узлы коммутации).
В качестве аппаратуры передачи данных используются модемы, сетевые адаптеры (сетевые карты), оптические модемы, устройства подключения к цифровым каналам и т.п.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 подготовлены Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с указанными Пояснениями к товарной позиции 8544 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются, в том числе, телекоммуникационные провода и кабели (включая подводные провода, а также провода и кабели для передачи данных), составленные из пар, четверок или многожильных проводов, обычно целиком покрытых оболочкой. Пара или четверка состоят из двух или четырех изолированных проводов, соответственно (каждый провод выполнен из одиночного медного проводника, изолированного оболочкой из цветной пластмассы, имеющей толщину не более 0,5 мм), скрученных вместе. Многожильный провод состоит из отдельной пары или четверки или нескольких скрученных пар или четверок.
Согласно Пояснения к подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС в данной подсубпозиции термин "используемые в телекоммуникации" включает электрические проводники, снабженные соединителями, используемыми в телекоммуникационных сетях, например, для подключения вычислительных машин к модему.
Однако в данную подсубпозицию не включаются:
а) электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеера с монитором или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором и т.д.);
б) электрические проводники, предназначенные для вставки в машины, например, вычислительные машины или их блоки, для соединения различных внутренних частей машины;
в) Электрические проводники, которые служат только для подачи питания (например, силовые кабели).
В подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД N N 1, 6 классифицируются кабели, предназначенные для передачи информации между узлами коммутации (ЭВМ, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы или модульные концентраторы).
Проводники (кабели), используемые для соединения ЭВМ с различной аппаратурой (сканер, принтер, клавиатуры, мышь, наушники, монитор и т.д.), а также проводники для соединения различных внутренних частей ЭВМ (например, шины), оснащенные соединительными приспособлениями (при напряжении не более 80 В), в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7.
Представленное Обществом в материалы дела заключение специалистов ООО "Межрегиональный центр экспертизы и оценки" от 20.07.2016 N 018/07/16 правомерно не признано судом первой инстанции допустимым доказательством по делу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ТК ТС коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В рассматриваемом случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции, заключение специалистов не содержит сведения о предупреждении специалистов в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В процессе таможенного декларирования товара N 35, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878, для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости в значении, установленном статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008), ООО "Торговый дом Солада" представлены документы, предусмотренные пунктом 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, являющегося Приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в том числе: внешнеторговый контракт от 23.06.2015 N TD-SD-01-062015; дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту от 17.03.2016 N 32; инвойс от 17.03.2016 N 32; коносамент от 17.03.2016 N OOLU2571009430; счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 28.03.2016 N 28.
При проведении контроля таможенной стоимости товара N 35, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, выявленные с использованием системы управления рисками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ТК ТС таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки от 11.04.2016 и в целях подтверждения и обоснования заявленных сведений о таможенной стоимости товара у общества запрошены дополнительные документы, в частности: официальный прайс-лист продавца, являющийся публичной офертой, заверенный продавцом товара в установленном порядке, а также содержащий сведения полных реквизитов продавца; подтверждение запроса у продавца сведений о предоставлении данных о затратах на производство (приобретение) товаров и (или) затратах на их продажу на экспорт в Российскую Федерацию; информацию об уровне рыночных цен на такого вида товары; ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в Российскую Федерацию; пояснения о влияющих на цену физических (качественных) характеристиках, качестве и репутации на рынке; документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены; договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, счета-фактуры, товарные накладные к нему, банковские платежные документы; информация о товарной марке (товарном знаке) готового товара при продаже на внутреннем рынке; расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке Российской Федерации; экспортная декларация страны отправления, перевод экспортной таможенной декларации страны отправления на русский язык, заверенный органом, аккредитованным на данный вид деятельности.
11.04.2016 на Кронштадский таможенный пост поступило письмо Общества от 11.04.2016 б/н, в котором Обществом уведомило таможенный орган о том, что не может предоставить запрошенные в рамках проведения дополнительной проверки документы, согласно с окончательной корректировкой таможенной стоимости товара.
Проанализировав представленные при таможенном декларировании декларантом документы, 11.04.2016 таможенным органом, с учетом имеющейся в таможенном органе ценовой информации, принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товара N 35, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878
С 2012 года Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Протокол) ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (вступил в силу 22.08.2012)
Пунктом 2 Протокола от 16.12.2011 установлено, что Соглашение ВТО, к которому Российская Федерация присоединяется, является Соглашением ВТО, включая Пояснительные примечания к указанному Соглашению, с любыми его исправлениями, поправками или иными изменениями, внесенными любыми правовыми документами, которые могли вступить в силу до даты вступления в силу настоящего Протокола. Пунктом 5 Протокола от 16.12.2011 установлено, что Перечни, указанные в Приложении I к настоящему Протоколу, становятся Перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ), и Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к ГАТТ, в отношении Российской Федерации. Этапность уступок и обязательств, перечисленных в Перечнях, должна быть реализована, как это предусмотрено соответствующими частями соответствующих Перечней.
В соответствии с пунктом b части 2 статьи 7 ГАТТ под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. В той степени, в которой количество такого или аналогичного товара по отдельной сделке влияет на цену, цена, подлежащая рассмотрению, должна единообразно сопоставляться либо со сравнимыми количествами, либо с количествами, не менее благоприятными для импортера, чем те, в которых больший объем товара продается при торговле между странами ввоза и вывоза".
Таким образом, базовым принципом, существующим в мировой коммерческой практике, является то, что под ценой сделки для целей таможенной оценки понимается цена, сформированная при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции. Предполагается, что цена сделки является рыночной и на ее формирование не повлияли никакие коммерческие, финансовые и иные факторы и условия, как указанные, так и не указанные в контракте. Цена считается адекватной, в том случае, когда она обеспечивает покрытие всех расходов плюс прибыль, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за представительный (длительный) период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же рода или вида. В этом случае можно сделать вывод о том, что цена сделки не подвержена какому-либо влиянию.
Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, является основанием для возникновения сомнений у таможенного органа в ее достоверности и назначении необходимых проверочных мероприятий.
Согласно общему примечанию к общему вступительному комментарию к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ, предъявляя требования к таможенной администрации о применении справедливой, единообразной и беспристрастной системы оценки товара в таможенных целях, одновременно акцентируется внимание на том, что меры по ее реализации необходимы для предотвращения использования произвольной и фиктивной таможенной стоимости со стороны участников внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким международным договором государств - членов Таможенного союза является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
При этом частью 3 статьи 2 Соглашения и частью 4 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
В связи с тем, что в ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному декларированию документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу, им было принято решение о проведении дополнительной проверки, а обществу направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.
В установленные таможенным органом сроки декларант не предоставил запрошенные документы, а также объяснения причин их не предоставления.
Отказ декларанта от предоставления документов, сведений и пояснений, при отсутствии объективных препятствий к их представлению, равно как и непредставление запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, следует рассматривать как невыполнение условия о достоверности, документальной подтвержденности, либо количественной определенности, влекущее невозможность использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
Пунктом 6 раздела 1 Порядка, определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Согласно пункту 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), при проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае заявленный уровень стоимости по ДТ N 10216020/110416/0011878 составил 6,49 доллара США за кг, в то время как исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров составила 8 долларов США за кг (ДТ N 10216110/220316/0017378).
Стоит отметить, что действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цен сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие более низкую цену сделки.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 96).
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 96).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Статьей 69 ТК ТС предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
При этом в силу части 1 статьи 65 ТК ТС, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, общество не освобождено от обязанности доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обоснование применения первого метода оценки таможенной стоимости обществом не представлены документы, подтверждающие правомерность заявленных сведений о таможенной стоимости спорного товара.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости устранены не были, что в соответствии с пунктом 21 Порядка является основанием для принятия должностным лицом таможенного органа решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2016 года по делу N А56-40558/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом СОЛАДА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40558/2016
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СОЛАДА"
Ответчик: Балтийская таможня