Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2017 г. N Ф02-2610/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А19-9513/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Бушуевой Е.М., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2016 года по делу N А19-9513/2016
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Киренское авиационное предприятие" (ИНН 3831001104, ОГРН 1023802599831, место нахождения: 666700, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Озерная, 9) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ИНН 3808214087, ОГРН 110385001772, место нахождения: 664025, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Российская, 17) об оспаривании заключений на отчеты об оценке имущества
с привлечением третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Десоф-Консалтинг" (ОГРН 1033801025246, ИНН 3808078765) (суд первой инстанции: Зарубина Т.Б.)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Киренское авиационное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области со следующими требованиями:
1. о признании заключения уполномоченного органа N 1-б от 10 марта 2016 г., N 2-б от 10 марта 2016 г., N 3-б от 10 марта 2016 г. недействительными;
2. об обязании Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Киренское авиационное предприятие" путем выдачи положительного заключения на следующие отчеты об оценке имущества Федеральному государственному унитарному предприятию "Киренское авиационное предприятие":
1. отчет N 15-375 "об определении рыночной стоимости здания аэровокзального комплекса на 50 пасс\час, общей площадью 467,28 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, с. Казачинское, ул. Аэрофлотская, 29" от 10 февраля 2016 года;
2. отчет N 15-376 "об определении рыночной стоимости здания аэропорта, общей площадью 39,8 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Катангский район, пос. Наканно" от 10 февраля 2016 года;
3. отчет N 15-377 "об определении рыночной стоимости здания столовой, общей площадью 204,09 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Качугский район, пос. Качуг, ул. Аэрофлотская, 1 " от 10 февраля 2016 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела; что отчеты об оценке не соответствуют стандартам оценки и действующему законодательству Российской федерации об оценочной деятельности.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование Федерального государственного унитарное предприятие "Киренское авиационное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об оспаривании заключений на отчеты об оценке имущества.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2006 года ФГУП "Киренское авиационное предприятие" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, на период до утверждения конкурсного управляющего исполнение обязанностей и осуществление прав конкурсного управляющего возложено на арбитражного управляющего Попова В.А.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 июля 2006 года по делу N А19-32310/04-29 решение суда первой инстанции от 12 мая 2006 года отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2007 года решение суда первой инстанции от 12 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 июля 2006 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 19 сентября 2007 года ФГУП ""Киренское авиационное предприятие"" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, на период до утверждения конкурсного управляющего исполнение обязанностей и осуществление прав конкурсного управляющего возложено на арбитражного управляющего Попова В.А.
Впоследствии конкурсное производство в отношении должника неоднократно продлялось; определением Арбитражного суда Иркутской области от 14 апреля 2016 года конкурсным управляющим ФГУП ""Киренское авиационное предприятие"" утвержден арбитражный управляющий Соколов В.В.
Определением суда от 27 июля 2016 года срок конкурсного производства в отношении ФГУП ""Киренское авиационное предприятие"" и полномочия конкурсного управляющего ФГУП ""Киренское авиационное предприятие"" Соколова В.В. продлены до 15 декабря 2016 года.
В конкурсную массу должника включено имущество, принадлежащее должнику на праве хозяйственного ведения: 1. здание столовой, общей площадью 204,09 кв.м., по адресу: Иркутская область, Качугский район, пос. Качуг, ул. Аэрофлотская, 1 (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2013 38АЕ200945); 2. здание аэровокзального комплекса на 50 пасс/час, общей площадью 467,28 кв.м., по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, с. Казачинское, ул. Аэрофлотская, 29 (Свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.2009 38АГ971541); 3. здание Аэропорта, общей площадью 39,8 кв.м., по адресу: Иркутская область, Катангский район, пос. Наканно (Свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.2009 38АГ971541).
Конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 130 Закона о банкротстве, проведена оценка имущества должника; для проведения оценки привлечена оценочная организация - ООО "Десоф-Консалтинг".
По результатам проведения оценки представлены отчеты об оценке:
- отчет N 15-377 от 10 февраля 2016 года (дата оценки - 17 ноября 2015 года) об определении рыночной стоимости здания столовой, общей площадью 204,09 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Качугский район, пос. Качуг, ул. Аэрофлотская, 1;
- отчет N 15-375 от 10 февраля 2016 года (дата оценки - 17 ноября 2015 года) об определении рыночной стоимости здания аэровокзального комплекса на 50 пасс/час, общей площадью 467,28 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, с. Казачинское, ул. Аэрофлотская, 29;
- отчет N 15-376 от 10 февраля 2016 года (дата оценки - 17 ноября 2015 года) об определении рыночной стоимости здания Аэропорта, общей площадью 39,8 кв.м., принадлежащего ФГУП "Киренское авиационное предприятие" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Иркутская область, Катангский район, пос. Наканно.
В порядке, предусмотренном п. 2 ст. 130 Закона о банкротстве отчеты оценщика N N 15-377, 15-376, 15-375 от 17 ноября 2015 года направлены в ТУ Росимущества по Иркутской области для подготовки заключения. Уполномоченным органом проведена экспертиза отчетов, по результатам которой составлены заключения (N 1-Б, N 2-Б, N 3-Б от 10.03.2016) о несоответствии отчетов об оценке стандартам оценки и действующему законодательству об оценке.
Согласно отрицательным заключениям уполномоченного органа, в результате рассмотрения отчетов выявлено, что в нарушение п. 24г ФСО N 7 в рамках применения затратного подхода не соблюдена последовательность определения рыночной стоимости объекта оценки, а именно: отсутствует расчет рыночной стоимости земельной составляющей. Кроме того, в нарушение п. 8и ФСО N 3 в отчете отсутствует расчетное обоснование величины прибыли предпринимателя.
Полагая, что вывод уполномоченного органа о несоответствии отчетов об оценке стандартам оценки и действующему законодательству об оценке является необоснованным и противоречит действующему законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Применив положения статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 29.07.1999 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1); Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"; Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"; Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7)", суд пришел к выводу, что оспариваемые заявителем заключения уполномоченного органа нарушают права и законные интересы ФГУП "Киренское авиационное предприятие".
Выводы Арбитражного суда Иркутской области являются верными.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что отчеты об оценке не соответствуют стандартам оценки и действующему законодательству об оценке ввиду следующего:
1. В нарушение п.24г ФСО N 7 в рамках применения затратного подхода не соблюдена последовательность определения рыночной стоимости объекта оценки, а именно: отсутствует расчет рыночной стоимости земельной составляющей.
2. В нарушение п.8и ФСО N 3 в отчете отсутствует расчетное обоснование величины прибыли предпринимателя.
У ФГУП "Киренское авиационное предприятие" отсутствуют какие-либо права (право собственности, право бессрочного пользования, право аренды) на земельные участки, находящийся под объектами недвижимости ФГУП "Киренское авиационное предприятие".
Указанные земельные участки являются собственностью Российской Федерации, целевое использование участков - под эксплуатацию аэропортов.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает реализацию или предоставление в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них без проведения торгов в приоритетном порядке (пп.6 п.2 ст. 39.3, пп.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).
Поскольку ФГУП "Киренское авиационное предприятие" принадлежат здания и сооружения, находящиеся на земельных участках, это дает право на обращение в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении указанных участков в аренду или собственность. При этом получение участков в аренду или собственность влечет дополнительные обязательства по внесению арендной платы либо выкупной платы (в случае получения участков в собственность) для предприятия - банкрота, что в условиях конкурсного производства и отсутствия денежных средств не представляется возможным.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.04.2016 N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 7 Воздушного кодекса Российской Федерации дополнена положением о том, что аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических и юридических лиц.
В п.1 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации содержится понятие аэродрома, которым признается участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аналогичной позиции придерживается ТУ Росимущества по Иркутской области, что подтверждается письмом ТУ Росимущества об отказе в согласовании отчета об оценке недвижимого имущества в с.Ербогачен.
На сегодняшний момент земельные участки под объектами недвижимости ФГУП "Киренское авиационное предприятие" не могут быть переданы в собственность предприятия с целью дальнейшей реализации с торгов, поскольку фактически являются изъятыми из оборота. В связи с указанными обстоятельствами, производить оценку земельных участков, а также производить расчет земельной составляющей данных участков в данном случае не требуется.
Таким образом, отсутствие расчета земельной составляющей в данном случае не является основанием для отказа в согласовании отчета об оценке.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вынесением отрицательного заключения на отчеты об оценке имущества ФГУП "КАП" ТУ Росимущества нарушает права и законные интересы ФГУП "Киренское авиационное предприятие", а также препятствует проведению процедуры банкротства в отношении предприятия. Поскольку процедура согласования отчета об оценке является обязательной для государственных предприятий (ст. 130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)), ТУ Росимущества отрицательным заключением фактически блокирует работу конкурсного управляющего и не позволяет приступить к реализации имущества должника.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2016 года по делу N А19-9513/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9513/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2017 г. N Ф02-2610/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Киренское авиационное предприятие"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Иркутской области
Третье лицо: ООО "Десоф-Консалтинг"