г. Киров |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А17-8278/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без вызова в судебное заседание сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2016 по делу N А17-8278/2016 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
(ИНН: 3702007740, ОГРН: 1033700050010)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 79" (ИНН 3702003216, ОГРН 1023700553183)
о взыскании страховых взносов, пени, штрафов в общей сумме 34 264,18 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 79" (далее - Учреждение, МБДОУ "Детский сад N 79", страхователь) о взыскании страховых взносов, пени, штрафов в общей сумме 34264,18 руб.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа во взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных Учреждению в отношении выплат, произведенных им молодым специалистам.
Соответственно, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 23.12.2016 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
МБДОУ "Детский сад N 79" в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении ее рассмотрения на 02.03.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается Вторым арбитражным апелляционным судом без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Учреждения проведена выездная проверка по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в результате которой (акт от 14.03.2016 N 7) Управление пришло к выводу о нарушении страхователем части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", выразившегося в невключении в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование сумм единовременной выплаты молодым специалистам Шатиловой Юлие Александровне в августе 2013 на сумму 10 000 руб., в августе 2014 на сумму 15000 руб.; Зелинской Анне Сергеевне в декабре 2013 на сумму 10 000 руб.; Кудряшовой Анастасие Владимировне в январе 2013 на сумму 10 000 руб., в январе 2014 на сумму 15 000 руб., в январе 2015 на сумму 20 000 руб.; Шляховой Анастасие Валерьевне в октябре 2015 на сумму 10 000 руб.
14.04.2016 Управлением принято решение N 7 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, согласно которому страхователю доначислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 18 000 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 800 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС в сумме 4 590 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 533,87 руб., пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 522,07 руб., пени в Федеральный фонд ОМС в сумме 940,24 руб., штраф на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 600 руб., штраф на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 360 руб., штраф в Федеральный фонд ОМС в сумме 918 руб.
20.05.2016 Фонд направил страхователю требование N 047S01160049329 об уплате страховых взносов, пени и штрафов с предложением в добровольном порядке уплатить доначисленные суммы в срок до 07.06.2016.
Поскольку страхователь спорные суммы добровольно не уплатил, Управление обратилось за их взысканием с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьями 15, 16, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), требования Фонда признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
При этом страховой тариф - эта ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона NN 212-ФЗ.
То есть базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Однако наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками автоматически не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Аналогичная норма содержится и в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Положениями статьи 164 ТК РФ определено, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
При этом стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если обладают признаками заработной платы: выплачиваются за исполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер и производятся автоматически.
Положениями Закона N 25-ФЗ регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 25-ФЗ установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. При этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 25 Закона N 25-ФЗ).
На основании статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии со статьей 20 Закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой в целях привлечения в муниципальные учреждения социальной сферы города Иванова талантливой и квалифицированной молодежи, повышения престижа труда работников социальной сферы было принято решение от 26.12.2012 N 523 "О компенсационных выплатах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, повышение квалификации молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова" о предоставлении молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова компенсационных выплат, в том числе, на повышение квалификации указанной категории специалистов в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных Администрацией города Иванова.
Постановлением Администрации города Иванова 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий".
Согласно специальной подпрограмме "Поддержка молодых специалистов" поддержка молодых специалистов осуществляется, в том числе, в форме предоставления единовременных муниципальных выплат компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов. Выплаты производятся по окончании первого года работы - 10000 руб., по окончании второго года работы - 15 000 руб., по окончании третьего года работы - 20 000 руб.
Единовременная муниципальная выплата компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов является мерой социальной поддержки.
При этом условия выплат установлены в приложении N 1 к программе "Поддержка молодых специалистов" - данная выплата осуществляется не всем без исключения работникам, а только тем молодым специалистам, которые соответствуют определенным специальной подпрограммой требованиям, в пункте 6 указано, что муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются без предъявления документов, подтверждающих расходы на повышение квалификации.
Таким образом, единовременные выплаты муниципальным служащим на компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов, основанные на решениях представительных органов местного самоуправления и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и по существу, являются компенсационными, поэтому не должны учитываться для целей исчисления страховых взносов.
Изложенное подтверждается также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 303-КГ15-9721 от 28.08.2015.
Доказательств иного правового статуса произведенных страхователем спорных выплаты Фондом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах у Управления не имелось оснований для начисления страховых взносов и, соответственно, пеней и штрафов, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал заявителю апелляционной жалобы во взыскании со страхователя сумм, доначисленных ему по результатам проведенной проверки.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что жалоба Фонда является точной копией его искового заявления, в которой вновь изложена его позиция, которую апелляционный суд признает основанной на неверном толковании норм материального права; указаний на обстоятельства, позволяющие переоценить выводы, сделанные судом первой инстанции, в жалобе не приведено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2016 по делу N А17-8278/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (ИНН: 3702007740, ОГРН: 1033700050010) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8278/2016
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N79"