г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А21-7895/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: без вызова сторон;
от ответчика: без вызова сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1968/2017) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2016 по делу N А21-7895/2016 (судья Генина С.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Техноснаб-Логистик"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пеней в размере 202 057, 20 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техноснаб-Логистик" (далее - истец, Общество) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 202 057 руб. 20 коп. пеней за просрочку доставки грузов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2016 г., принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично, с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техноснаб-Логистик" взыскано 101 028 руб. 60 коп. пеней за просрочку доставки грузов и 7 042 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Данное решение обжаловано ответчиком в апелляционном порядке, в жалобе ее податель просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, указал на необоснованность вывода суда о том, что срок доставки груза был согласован сторонами, полагает, что он должен быть продлен на основании п.п. 6.1, 6.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, в том числе по причине требования таможенных органов о предоставлении недостающих документов и сведений, в связи с чем спорные вагоны были вычеркнуты из передаточной ведомости (о передаче на паром).
Помимо этого ОАО "РЖД" полагает, что в рассматриваемом случае просрочка доставки грузов произошла в том числе и по вине морского перевозчика.
На основании ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и при отсутствии возражений сторон законность и обоснованность решения суда проверены только в обжалуемой части (только в части удовлетворения иска).
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, в июле-августе 2016 года ответчик осуществлял по заявкам истца (грузоотправителя) и за его счет в адрес ООО "Эклиптика" (грузополучатель) доставку грузов (трубы металлические) по 5 железнодорожным накладным.
В процессе исполнения заявок истца ответчиком со станции отправления "Мурманск" Октябрьской железной дороги на станцию назначения "Балтийский лес" Калининградской железной дороги были приняты к перевозке вагоны: N 64889736 по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ474354, N 56010135 по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ473717, N 56558695 по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ470130, N 64481666 по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ473921, N 59103416 по транспортной железнодорожной накладной N ЭУ436718.
В данных накладных указано, что расстояние перевозки составляет 1 606 км, срок доставки вагонов истекает 29.07.2016 г.; имеются отметки об увеличении срока доставки на 8 суток, а так же сведения о размере платы за перевозку вагонов.
По прибытии груза, исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, а также нормативного срока доставки, истцом была установлена просрочка в доставке вагонов по вышеуказанным транспортным железнодорожным накладным и актам общей формы, что послужило основанием для предъявления ОАО "РЖД" претензии от 23.08.2016 г. (исх. N 16/21) с требованием оплаты пени за просрочку доставки груза на основании ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 97 Федерального закона от 10.01.2003 г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), которая была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования (с учетом снижения размера неустойки по правилам ст. 333 ГК РФ) и отклоняя соответствующие возражения ответчика, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, регулируемых помимо прочего нормами главы 40 ГК РФ и УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной и выданной отправителю груза транспортной накладной.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Частью 1 статьи 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно абзацу 1 статьи 33 УЖТ РФ, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывается перевозчиком в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах, в накладной и дорожной ведомости делаются соответствующие отметки. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "отметки железной дороги" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью начальника железнодорожной станции или уполномоченного им лица и календарным штемпелем железнодорожной станции.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Таким нормативным актом являются "Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила) в соответствии с которыми, дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).
Нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в Правилах (п.2.1 Правил).
Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом (п.2.2 Правил).
Расстояние указано перевозчиком в оригиналах транспортных железнодорожных накладных (в разделе "тарифные отметки") и из этого расстояния перевозчиком произведен расчет размера провозной платы.
Оформляя железнодорожные накладные, стороны согласовали срок доставки, маршрут доставки, расстояние, по которому пройдет вагон, а также стоимость за перевозку в виде провозной платы.
Исчисленные в соответствии с Правилами сроки доставки после выдачи перевозчиком оформленной железнодорожной транспортной накладной являются договорными сроками.
В связи с этим, неточное определение ответчиком срока доставки, не может являться основанием для увеличения срока доставки груза.
Железнодорожные накладные в соответствии со статьей 25 Устава и статьей 785 Гражданского кодекса являются основанием для признания договора перевозки заключенным, указанные в них сроки истечения срока доставки грузов считаются согласованными сторонами договора перевозки. В соответствии с пунктом 5 Правил сроки доставки грузов, исчисленные, исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на количество суток, поименованных в подпунктах 5.1 - 5.13 пункта 5 Правил. Правила устанавливают порядок вычисления сроков доставки грузов призаключении договора перевозки, а не при его исполнении. Исчисленные в соответствии с Правилами сроки доставки, после выдачи перевозчиком оформленной железнодорожной транспортной накладной, являются договорными сроками, а не нормативными.
По смыслу правовых норм главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок доставки по договору перевозки является существенным условием договора.
Обязанность по доставке в установленные сроки вагонов на станцию назначения была нарушена, что подтверждается календарными штемпелями станций отправления и прибытия в железнодорожных накладных, содержащими точные даты отправления вагонов и их прибытия.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава, которые и были правомерно начислены истцом в рамках настоящего спора, при том, что судом было установлено, что в процессе рассмотрения настоящего дела ОАО "РЖД" не доказало отсутствие своей вины в допущенной просрочке, а сам факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально соответствующими отметками о доставке груза в железнодорожных накладных.
При этом судом правомерно были отклонены доводы ОАО "РЖД" о наличии вины в просрочке доставки груза морского перевозчика, поскольку статьей 75 УЖТ РФ предусмотрено, что в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
При таких обстоятельствах, поскольку ОАО "РЖД" является перевозчиком, выдавшим груз, в прямом смешанном сообщении, то заявленные требования подлежат удовлетворению за его счет.
Помимо этого, суд указал, что при сопоставлении пункта 6.1 Правил и абзаца третьего подпункта 3.2.1 правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45, усматривается, что в этих правовых актах содержатся особые условия составления акта общей формы при осуществлении таможенного контроля. Совместный анализ указанных двух норм свидетельствует о том, что при задержке груза таможенными органами в пути следования более чем на одни сутки делается соответствующая отметка на обратной стороне дорожной ведомости, что в рассматриваемом случае места не имеет, в связи с чем позиция ОАО "РЖД" об увеличении сроков доставки по указанному основанию не может быть принята судом.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, как сделанных на основании полного исследования материалов дела (представленных доказательств), отмечая при этом, что судом была дана подробная оценка всем доводам ответчика, приведенным им и в апелляционной жалобе, а именно - при определении указанной в накладной даты доставки груза ответчик, как профессиональный перевозчик, учел (должен был учитывать) сроки увеличения периода доставки, а просрочка, допущенная по вине морского перевозчика, не может быть возложена на истца (ответчик вправе требовать от морского перевозчика возмещения возникших у него в связи с этим убытков).
Помимо этого, апелляционный суд отмечает, что доводы подателя жалобы о необходимости продления срока доставки грузов в связи запросом таможенными органами дополнительных документов, в подтверждение чего им представлены акты общей формы, им надлежаще не доказаны и не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, поскольку в нарушение п. 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом дорожные ведомости не содержат на оборотной стороне отметок о составлении актов общей формы.
Кроме того в соответствии с приведенными выше нормами (и в частности - ст. 33 УЖТ) срок доставки определяется именно датой, указанной в транспортной накладной, а как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 25 указанного выше постановления N 30 от 06.10.2005, при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом положений Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, и в данном случае материалами дела (содержанием спорных накладных) подтверждается, что срок доставки согласован в них сторонами с учетом необходимого увеличения сроков доставки в соответствии с Правилами.
Применительно к доводам о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, апелляционный суд таковых не усматривает, поскольку наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства ответчиком надлежаще не доказано, а в объяснениях, которые суд первой инстанции признал подлежащими возврату, не содержится доводов, влияющих на обоснованность решения по существу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2016 г. по делу N А21-7895/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7895/2016
Истец: ООО "ТЕХНОСНАБ-ЛОГИСТИК"
Ответчик: ОАО "РЖД"