город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2017 г. |
дело N А53-27348/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "ФПК": Гришина Е.А., паспорт, по доверенности от 10.12.2015, в порядке передоверия по доверенности от 24.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2016 по делу N А53-27348/2016,
принятое судьей Воловой Н.И.
по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Региональной службе по тарифам Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - РСТ РО) о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2016 N 92 о привлечении АО "ФПК" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 08.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ФПК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения и отсутствие обязанности по представлению сведений до 01.05.2016 с учетом установленного тарифа на период 2016-2018. В жалобе также указано на малозначительность правонарушения и нарушение административным органом срока рассмотрения дела.
В судебное заседание не явились представители РСТ Ростовской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От РСТ Ростовской области в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие РСТ РО.
Представитель АО "ФПК" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 22.02.2017. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, главным специалистом отдела контрольной работы Региональной службы по тарифам Ростовской области в отношении АО "ФПК" составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2016 N 92 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 12.05.2016 в РСТ Ростовской области поступило заявление и материалы от Вагонного участка Ростов - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО "Федеральная пассажирская компания" (вх. РСТ N 40/2433 от 12.05.2016) на корректировку долгосрочного тарифа на тепловую энергию на период 2017 года.
В нарушение пункта 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения заявление и материалы АО "Федеральная пассажирская компания" представлены в РСТ с нарушением установленного срока.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя РСТ Ростовской области вынесено постановление от 19.09.2016 N 92 о привлечении АО "ФПК" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 5, ч. 3 ст. 7. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пп. 2.1.4 п. 2.1 Положения РСТ устанавливает (утверждает) в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов:
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;
г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
д) реализация (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы;
е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;
ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;
з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 13 "Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования), регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 39 Правил регулирования решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 -35 Правил регулирования.
РСТ осуществляет в соответствии с КоАП РФ функции органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В целях реализации РСТ полномочий, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, руководствуясь Положением, РСТ постановлением от 18.10.2007 N 12/7 утвержден перечень должностных лиц РСТ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел по которым КоАП РФ отнесено к полномочиям РСТ.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что обществом "Федеральная пассажирская компания" допущено нарушение срока представления сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), предусмотренного пунктом "Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.
Тарифы на тепловую энергию на 2016 - 2018 годы и долгосрочные параметры регулирования тарифов для общества установлены постановлением РСТ от 29.09.2015 N 49/64 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "Федеральная пассажирская компания", Вагонный участок Ростов - структурное подразделение Северо-Кавказского филиала, потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростов-на-Дону, на 2016 - 2018 годы".
12 мая 2016 года в РСТ Ростовской области поступило заявление и материалы от Вагонного участка Ростов - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО "Федеральная пассажирская компании" на корректировку долгосрочного тарифа на тепловую энергию на период 2017 года (вх. РСТ N 40/2433 от 12.05.2016).
Последний день срока, установленного пунктом 13 Правил регулирования - до 1 мая, в 2016 году приходится на нерабочий день (30.04.2016), таким образом днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть - 04.05.2016.
В нарушение пункта 13 Правил регулирования предложение о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2017 год представлено АО "Федеральная пассажирская компания" в РСТ с нарушением установленного законом срока - 12.05.2016.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества об отсутствии обязанности по представлению сведений до 01.05.2016 с учетом установленного тарифа на период 2016-2018.
Указанные доводы общества основаны на неверном толковании норм законодательства.
Как указано ранее, в силу пункта 52 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Таким образом, общество обязано ежегодно в течение долгосрочного установленного тарифа представлять в контролирующий орган сведения с учетом срока, предусмотренного пунктом 13 Правил регулирования от 22.10.2012 N 1075.
Наличие в действиях АО "ФПК" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, является доказанным.
АО "ФПК", являясь регулируемой организацией, которой установлен тариф на теплоснабжение, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения сроков представления сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по представлению сведений в контролирующий орган в пределах установленного срока (до 04.05.2016).
Обществом также не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению установленной обязанности с соблюдением срока.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотерна ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе указывает на нарушение административным органом срока рассмотрения дела.
Определением РСТ от 11.07.2016 N 92 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении АО "Федеральная пассажирская компания" было назначено на 21.07.2016.
Копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и копия протокола об административном правонарушении от 11.07.2016 N 92 были направлены по адресу места нахождения АО "Федеральная пассажирская компания" заказным письмом с уведомлением (исх. РСТ от 13.07.2016 N40.4/4145).
Определением РСТ от 21.07.2016 N 92 срок рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.07.2016 N 92 в отношении АО "Федеральная пассажирская компания" был продлен на один месяц в связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления АО "Федеральная пассажирская компания" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 12.08.2016. Копия определения о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 21.07.2016 N 92 и копия определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 21.07.2016 N 92 были направлены по адресу места нахождения АО "Федеральная пассажирская компания" заказным письмом с уведомлением (исх. РСТ от 22.07.2016 N40.5/4388).
Определением РСТ от 12.08.2016 N 92 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 19.09.2016 в связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления законного представителя АО "Федеральная пассажирская компания" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Копия определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.08.2016 N 92 была направлена по адресу места нахождения АО "Федеральная пассажирская компания" заказным письмом с уведомлением (исх. РСТ от 15.08.2016 N 40.4/4885) и получена АО "Федеральная пассажирская компания" 23.08.2016, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Дело об административном правонарушении рассмотрено 19.09.2016 заместителем руководителя РСТ в присутствии представителя АО "Федеральная пассажирская компания" и при наличии доказательства надлежащего уведомления законного представителя АО "Федеральная пассажирская компания" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (почтовое уведомление о получении письма РСТ от 15.08.2016 N 40.4/4885).
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что дело об административном правонарушении было рассмотрено с соблюдением процессуальных гарантий привлекаемого к административной ответственности лица.
Административным органом при рассмотрении дела не было допущено нарушений КоАП РФ, являющихся существенными и влекущих незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и составляющего один год при рассмотрении дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Правонарушение допущено в мае 2016 года, срок привлечения к административной ответственности истекает в мае 2017 года. Таким образом, постановление РСТ от 19.09.2016 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы о малозначительности допущенного правонарушения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как правильно указал суд первой инстанции, совершенное правонарушение посягает на установленный действующим законодательством порядок государственного регулирования цен (тарифов).
Доказательств исключительности совершенного правонарушения в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции также не может признать правонарушение малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности, поскольку АО "ФПК" не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 08.12.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 декабря 2016 года по делу А53-27348/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27348/2016
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Региональная служба по тарифам по Ростовской области, Региональная служба по тарифам РО