Требование: о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А19-14408/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2016 года по делу N А19-14408/2016 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" (ОГРН 1063820000287, ИНН 3820010594; место нахождения: 665420, Иркутская обл., Свирск г., Ленина ул., 33) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653; место нахождения: 664056, Иркутская обл., Иркутск г., Академическая ул., 70) о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на земельные участки,
суд первой инстанции, судья Дмитриенко Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности, выраженных в сообщениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1036, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1037, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1038, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1039, обязании регистрирующего органа зарегистрировать право собственности муниципального образования "город Свирск" на следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:403, площадью 859 307 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:405, площадью 315 463 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:20:080601:809, площадью 245 498 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:16:000003:917, площадью 158 949 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Арбитражный суд не усматривает нарушения оспариваемыми решениями прав и законных интересов Комитета в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комитет, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Комитета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206212879.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильную оценку фактическим обстоятельствам дела и дал неправильное толкование закона.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206212862.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.01.2017.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 07.06.2016 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Свирск" на следующие земельные участки:
земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:403, площадью 859 307 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса;
земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:405, площадью 315 463 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса;
земельный участок с кадастровым номером 38:20:080601:809, площадью 245 498 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса;
земельный участок с кадастровым номером 38:16:000003:917, площадью 158 949 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса.
Уведомлениями N 38/015/012/2016-1036, N 38/015/012/2016-1037, N 38/015/012/2016-1038, N 38/015/012/2016-1039 от 23.06.2016 г. на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация права собственности на вышеуказанные земельные участки Управлением была приостановлена сроком до 22.07.2016 г.
По истечении указанного срока и не устранением Комитетом оснований для приостановления регистрации, Управление сообщениями от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1036, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1037, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1038, от 22.07.2016 г. N 38/015/012/2016-1039 уведомил Комитет о принятии решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Поводом для отказа послужило непредставление заявителем документов, которые могут являться основанием для регистрации права собственности муниципального образования "город Свирск" на земельные участки с кадастровыми номерами 38:33:030101:403, 38:33:030101:405, 38:20:080601:809, 38:16:000003:917.
Комитет посчитав, что указанные решения Управления нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Статьей 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;
решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как правильно установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, обращаясь в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" просил зарегистрировать право собственности муниципального образования "город Свирск" на следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:403, площадью 859 307 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:33:030101:405, площадью 315 463 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:20:080601:809, площадью 245 498 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса; земельный участок с кадастровым номером 38:16:000003:917, площадью 158 949 кв.м, расположенный по адресу: г. Свирск, м-он "Березовый", городские леса предоставив Управлению доверенность на лицо подписавшее заявление от имени муниципального образования и само заявление установленной формы, в которых отсутствовали ссылки на основания возникновения права муниципальной собственности.
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, в указанный период Порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю был определен в статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с указанной нормой, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В таком заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
В развитие вышеуказанной нормы Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, на государственную регистрацию права собственности муниципального образования "город Свирск" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:33:030101:403, 38:33:030101:405, 38:20:080601:809, 38:16:000003:917 Комитетом не представлены документы, предусмотренные данным Постановлением Правительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные земельные участки относятся к городским лесам муниципального образования, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Комитетом не представлены доказательства разграничения прав в установленном порядке на указанные земельные участки.
Согласно статье 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Статьёй 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Статьей 19 Земельного кодекса установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Доказательств того, что заявленные к моменту государственной регистрации данные земельные участки признаны муниципальной собственностью федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации либо, что право муниципальной собственности на них возникло при разграничении государственной собственности на землю, либо они приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, либо безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности в регистрирующий орган представлено не было.
Помимо этого, само Управление не располагало сведениями о предоставлении спорных земельных участков органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления. При этом согласно сведениям государственного кадастра недвижимости какие-либо объекты недвижимого имущества на спорных земельных участках отсутствуют.
Действительно, муниципальное образование вправе обладать земельными участками, отнесенными к городским лесам.
Между тем доказательств, что указанные земельные участки отнесены именно к землям данного муниципального образования в Управление и в суд первой инстанции не представлено.
Абзацем десятым пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В соответствии с указанным суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения не нарушают прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "21" ноября 2016 года по делу N А19-14408/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14408/2016
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области