Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Анализ результатов обследований
Итоговым, конечным результатом обследования является оценка технического состояния мостового сооружения. Оценка состояния мостового сооружения определяется путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях, и дается по результатам комплексной оценки показателей его основных свойств (долговечностьи# безопасности и др.) с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов по категориям.
Общая оценка состояния мостового сооружения (обобщенный показатель состояния сооружения) используется для определения правильной стратегии ремонта, необходимой для обеспечения требуемого состояния, а также для назначения режима эксплуатации сооружения.
Требуемое состояние сооружения определяется комплексом нормируемых значений основных показателей, характеризующих способность обеспечивать безопасную и длительную работу в заданных режимах под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения.
Для правильной оценки технического состояния мостового сооружения все имеющиеся дефекты классифицируются. При массовом характере дефектов однотипные дефекты могут объединяться и классифицироваться группами.
При классификации дефектов по категориям следует оценивать степень влияния дефекта на основные показатели сооружения, а также сложность их устранения, при этом учитываются следующие основные факторы:
- размеры дефекта;
- количество, массовость дефектов;
- время образования дефекта;
- причина возникновения дефекта;
- влияние дефекта на повреждение и развитие других дефектов в данном элементе или дефектов в других элементах или конструкциях;
- скорость развития дефекта;
- опасность дефекта;
- изменение степени влияния дефекта на основные параметры сооружения при дальнейшем развитии дефекта;
- техническая возможность или экономическая целесообразность ремонта элемента или конструкции, к которой относится дефект;
- возможные методы устранения дефекта.
Каждому дефекту или группе однотипных дефектов присваиваются категории по степени влияния на основные показатели (балльные оценки в виде цифровых индексов) по безопасности, остаточному ресурсу и грузоподъемности, состоящие из буквенного и цифрового индексов согласно отраслевым нормативным документам, например Б2, Д3, Г1.
Буквенные индексы Б, Д, Г показывают, на какие основные показатели мостового сооружения оказывает влияние данный дефект или группа дефектов:
Б - на безопасность движения;
Г - на грузоподъемность;
Д - на остаточный ресурс.
Если один и тот же дефект оказывает влияние сразу на два или три показателя мостового сооружения, то в этом случае дефекту присваиваются категории по каждому этому показателю.
Цифровой индекс после буквенных индексов Б, Д и Г указывает на степень опасности дефекта, степень влияния дефекта на основные показатели. Все возможные дефекты согласно ГОСТ 15467 подразделяются на малозначительные, значительные и критические. При анализе состояния мостовых сооружений целесообразно выделить еще две категории - несущественные дефекты и опасные дефекты. Такое пятиуровневое разделение целесообразно для оптимальной детальности оценки степени влияния каждого рассматриваемого дефекта на потребительские свойства, режим и условия эксплуатации сооружения:
0 - несущественный дефект (Б0, Д0, Г0). К этой категории относятся дефекты, наличие которых следует зафиксировать, но при существующей степени развития их наличие либо допускается нормами (например, трещины раскрытием до 0,2 мм в растянутой зоне железобетонных элементов), либо степень их развития такова, что отклонение от нормы укладывается в допустимые границы (например, высота перил 1,08 м, вместо 1,10 м). Каких-либо специальных мероприятий по устранению этих дефектов проводить не требуется.
1 - малозначительный дефект (Б1, Д1, Г1). К этой категории относятся дефекты, которые нормами не допускаются, и они подлежат устранению, однако они в настоящее время не влияют на основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения. Их негативное влияние на транспортно-эксплуатационные показатели может сказаться в перспективе. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.
2 - значительный дефект (Б2, Д2, Г2). К этой категории относятся дефекты, которые негативно влияют на основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения, но не представляют непосредственной опасности при эксплуатации сооружения. Устранение таких дефектов может выполняться в плановом порядке. При наличии дефектов категорий Б2, Г2, как правило, рекомендуется введение ограничений движения.
3 - опасный дефект (Б3, Д3, Г3). К этой категории относятся дефекты, которые в значительной степени снижают основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения, но не являются критическими. Устранение таких дефектов выполняется в срочном порядке. При наличии дефектов категорий Б3, Г3 требуется введение существенных ограничений движения.
4 - критический дефект (Б4, Д4, Г4). К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др., при наличии которых эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например, закрытие движения по полосам, запрещение движения грузовому транспорту, либо вовсе недопустима.
Общие критерии, по которым дефекты относят к той или иной категории, приведены в таблице 7.1.
При определении категории дефектов следует обязательно рассматривать и оценивать их совокупное влияние как на отдельные конструктивные элементы, так и на сооружение в целом, и исходя из этого назначать категорию обнаруженных при обследовании дефектов.
При назначении категорий дефектов следует учитывать техническую возможность или экономическую целесообразность устранения дефекта, необходимость проектной проработки для его устранения, сложность ремонта элемента или конструкции. Согласно ГОСТ 15467, дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые, поэтому каждому дефекту или группе однотипных дефектов целесообразно присвоить категорию по ремонтопригодности, состоящую также из буквенного и цифрового индекса, например Р2.
Для удобства практического использования категорию дефекта по ремонтопригодности - Р - целесообразно назначать с учетом Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
Р1 - к этой категории относятся легко устранимые дефекты, связанные, как правило, с недостатками текущего содержания. Работы по устранению данных дефектов входят в состав работ по содержанию.
Р2 - к этой категории относятся дефекты, устранение которых может быть выполнено на основании ведомостей дефектов и смет, без специальной проектной проработки, но работы по их устранению не входят в состав нормативных работ по содержанию. Устранение таких дефектов выполняется в рамках сверхнормативного содержания или при ремонте;
Р3 - к этой категории относятся дефекты, устранение которых затруднительно, например, требуются опалубочные работы, подмащивание, замена отдельных деталей или частей элемента, выполнение усиления и т.д. Устранение таких дефектов требует предварительной проектной проработки и выполняется в ходе ремонта или капитального ремонта;
Р4 - к этой категории относятся неустранимые дефекты, то есть такие дефекты, устранение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно. Для приведения сооружения в исправное состояние требуется замена конструкции, в которой имеются эти дефекты. Устранение таких дефектов рекомендуется выполнять по специальному проекту, предусматривающему замену дефектной конструкции.
Устранимость или неустранимость дефекта определяют применительно к рассматриваемым конкретным условиям с учетом необходимых затрат на устранение и других факторов. Неустранимые дефекты могут переходить в категорию устранимых в связи с усовершенствованием технологий ремонта и снижением затрат на исправление.
Каждому дефекту присваивают как минимум одну категорию по влиянию на один из трех показателей - безопасность, остаточный срок службы и грузоподъемность, - а также категорию по ремонтопригодности, например Б2 и Р3 или Г3 и Р4.
Каждый конкретный дефект приписывается к тому элементу или детали элемента конструкции, к которому он относится. Все дефекты или группы дефектов заносятся в ведомость дефектов с указанием индексов, согласно принятой классификации. Названия дефектов даются в соответствии с утвержденным Заказчиком каталогом дефектов.
Для каждого дефекта или для группы дефектов производится оценка необходимых параметров (геометрические размеры, величины отклонения от нормы и т.д.), которые указываются в соответствующей графе ведомости дефектов. Параметры дефектов могут иметь количественные и качественные показатели степени развития дефекта.
Малозначительные трудноустранимые дефекты категорий Б1, Д1, Г1 при Р3 и Р4 не требуют немедленного устранения. Их устранение может быть отложено на неопределенный срок. Такие дефекты могут быть устранены, например, в плановом порядке при проведении очередного ремонта.
Наличие в конструкциях значительных или опасных трудноустранимых дефектов категорий Б2, Б3, Д2, Д3, Г2, Г3 при Р3 и Р4 свидетельствует о необходимости проведения ремонта или капитального ремонта мостового сооружения по специальному проекту.
Наличие в конструкциях опасных трудноустранимых дефектов по долговечности категории Д3 при Р3 и Р4 свидетельствует об ограниченном остаточном ресурсе конструкций и необходимости подготовки и проведения срочного капитального ремонта мостового сооружения или его реконструкции.
Наличие в конструкциях критических дефектов категорий Б4, Г4 свидетельствует об аварийном или предаварийном состоянии сооружения и необходимости введения ограничений по грузоподъемности и условиям движения автотранспорта, вплоть до закрытия движения по мостовому сооружению или по полосе движения.
При обнаружении легкоустранимых опасных, критических дефектов срочно принимаются все необходимые меры по выводу сооружения из аварийного или предаварийного состояния. Такие дефекты следует незамедлительно устранять. О наличии критических дефектов Заказчик должен информироваться немедленно, после их обнаружения. Если легкоустранимые критические дефекты присутствуют в дефектной ведомости в отчетной документации об обследовании, то это может свидетельствовать о недостатках содержания мостового сооружения.
На безопасность и комфортность движения оказывают влияние фактический габарит проезжей части, энергоемкость дорожных ограждений, особенности конструкции тротуаров, сопряжений с насыпью, расстояние видимости встречного автомобиля, расстояние видимости для остановки и другие факторы.
В справочном приложении Г приведены величины требуемых и достаточных габаритов проезжей части мостовых сооружений по СНиП 2.05.03-84*, параметры проезжей части, а также расчетные скорости движения для различных категорий автомобильных дорог по СНиП 2.05.02-85. Ширина допустимых и недопустимых габаритов для различных категорий дорог принимается согласно отраслевым документам в зависимости от категории дороги и фактической интенсивности движения на участке расположения мостового сооружения. Допустимой считается ширина габарита, при которой безопасная скорость движения меньше разрешенной правилами дорожного движения максимальной скорости движения, но больше (больше 25% расчетной скорости движения). Для обеспечения безопасности движения по таким мостовым сооружениям требуется введение ограничения скорости. Недопустимой является ширина габарита, при которой безопасная скорость движения меньше
(меньше 25% расчетной скорости движения).
Общая оценка состояния с позиции безопасности движения дается по результатам анализа достаточности ширины габарита проезжей части, подмостового габарита, удерживающей способности и высоты дорожных ограждений с учетом наличия и степени развития прочих дефектов и недостатков конструкции, оказывающих влияние на безопасность движения автотранспорта и прохода пешеходов. Влияние каждого дефекта или недостатка конструкции на безопасность движения учитывают присвоением соответствующих категорий дефектов по безопасности движения.
Основными параметрами показателя безопасность являются коэффициент снижения расчетной скорости , отражающий степень снижения расчетной скорости движения автомобилей, и коэффициент
, отражающий степень необеспеченности требуемого габарита проезжей части. Коэффициент снижения расчетной скорости
определяется как отношение допускаемой (безопасной) скорости движения
к расчетной скорости движения
. Расчетные скорости в зависимости от условий движения для различных категорий дорог даны в СНиП 2.05.02-85. Значения расчетных скоростей движения основных и допускаемых на пересеченных участках местности по СНиП 2.05.02-85 приведены в таблице приложения Г. Безопасную скорость движения по сооружению определяют по ГОСТ Р 52289 и ОДН 218.0.017-03 и другим нормативным документам.
Грузоподъёмность мостового сооружения определяется полезной максимальной нагрузкой, которую может воспринять сооружение исходя из расчётов по первой группе предельного состояния, с учётом имеющихся дефектов в элементах сооружения при фактических постоянных нагрузках, действующих на момент обследования. При выполнении поверочных расчетов руководствуются СНиП 2.05.03-84* и отраслевыми документами ВСН 32-89, ВСН 36-84.
Грузоподъемность мостового сооружения выражается в классах проектной нагрузки АК - и НК -
по СНиП 2.05.03-84*. Для сооружения в целом грузоподъемность принимают по наихудшей оценке грузоподъемности элемента пролетных строений и опор.
Грузоподъемность мостового сооружения считается недостаточной, если фактический класс нагрузки и масса одиночной нагрузки по схеме НК-80 меньше предусмотренных современными нормами проектирования (СНиП 2.05.03-84* или другими). Например, для сооружений под нагрузки А11 и НК-80 грузоподъемность считается недостаточной при
< 11 и (или) при массе одиночной нагрузки по схеме НК-80 (
) меньше 80 т.
В случае недостаточной грузоподъемности сооружения вводятся соответствующие ограничения движения, при этом, как правило, вводят ограничение массы транспортных средств или ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства. Величина ограничения массы транспортных средств в колонне при неконтролируемом пропуске определяется предельными массами эталонных нагрузок или предельными массами, приходящимися на ось эталонных нагрузок.
Основными параметрами показателя долговечность являются остаточный срок службы и обобщенный показатель износа сооружения.
Остаточный срок службы сооружений, остаточный ресурс оценивают в рамках научных исследований или рассчитывают, используя специальные методики. Остаточный срок службы используется в основном для уточнения уровня финансирования работ по содержанию, планирования затрат на ремонт, реконструкцию мостового сооружения. Остаточный срок службы целесообразно оценивать при выборе стратегии ремонта или реконструкции для больших и внеклассных сооружений при предпроектном обследовании.
Износ сооружения является характеристикой, отражающей степень снижения первоначальной стоимости сооружения по снижению основных функциональных качеств его конструкций и позволяющей приблизительно оценить затраты на восстановление мостового сооружения. Обобщенный показатель износа сооружения U может использоваться для оценки экономических затрат, при планировании долгосрочных капиталовложений на ремонт мостовых сооружений, при определении приоритетности капиталовложений в ремонт, капитальный ремонт или реконструкцию, а также может использоваться при назначении общей оценки технического состояния. Показатели износа конструкций сооружения могут использоваться для обоснования инвестиций в ремонт обследуемого мостового сооружения. Износ может определяться для отдельных сооружений при предпроектном обследовании при наличии дефектов, которые не могут быть устранены мероприятиями по содержанию. Текущий износ до появления требующих капитального ремонта дефектов может быть определен в стоимостном выражении как стоимость мероприятий по содержанию с использованием соответствующих сметных норм.
Общая оценка технического состояния (обобщенный показатель состояния) мостового сооружения назначается в балльной системе, принятой в отрасли.
Режим движения по мостовым сооружениям назначается в зависимости от значений параметров показателей по безопасности и грузоподъемности с учетом наличия дефектов в конструкциях и их элементах с установкой дорожных знаков по ГОСТ Р 52289.
В случае недостаточной грузоподъемности сооружения вводятся соответствующие ограничения движения, например, установкой дорожных знаков по ГОСТ Р 52289 - 3.11 "Ограничение массы" или 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", 3.16 "Ограничение минимальной дистанции", 3.24 "Ограничение максимальной скорости" или иными.
Ограничение движения по грузоподъемности снижением динамического коэффициента путем введения ограничения максимальной скорости движения или ограничением минимальной дистанции применять не рекомендуется. Данные ограничения рекомендуют только в крайних случаях. При необходимости введения ограничений на местное воздействие рекомендуется установка знаков 3.12.
Величину ограничения максимальной скорости принимают по значению безопасной (допустимой) скорости движения полученной по наихудшему влиянию согласно ОДН 218.0.017-03 "Оценка транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах" и ГОСТ Р 52289 или другим нормативным документам.
При недостаточных габаритах, наличии дефектов на проезжей части мостового сооружения, в элементах мостового полотна может рекомендоваться установка предупреждающих дорожных знаков, например 1.20.1-3 "Сужение дороги", 1.18 "Неровная дорога" и т.д.
Таблица 7.1.
Общие критерии для назначения категорий дефектов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.