Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
05 марта 2017 г. |
Дело N А12-52852/2016 |
Резолютивная часть объявлена: 01 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-52852/2016 (судья Пономарев А. В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича (ОГРН 304344417300084, ИНН 344400252356)
к Администрации Центрального района Волгограда (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169)
заинтересованные лица - Администрация Волгограда, Департамент экономического развития администрации Волгограда
о признании недействительным ненормативного правового акта
без участия в судебном заседании представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - ИП Шатохин А.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным ненормативный акт, изданный Администрацией Центрального района Волгограда, в виде уведомления б/н от 06.07.2016 г. об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шатохину А.И., расположенного по адресу улица им. Симбирцева (у дома N 10 по ул. Комсомольская), номер в графической схеме N1.72, специализация объекта: непродовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 7,04 кв.м.
До вынесения судебного акта по делу от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым ИП Шатохин А.И. просил:
признать незаконными действия ответчиков по проведению обследования места размещения, торгового киоска принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шатохину А.И., расположенного по адресу улица им. Симбирцева (у дома N 10 по ул. Комсомольская), номер в графической схеме N1.72, специализация объекта: непродовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 7,04 кв.м.
Судом первой инстанции не принято уточненное требование, поскольку оно имеет самостоятельный предмет и основания в связи с чем не является уточненным требованием по отношению к первоначальному.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2016 суд отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича.
ИП Шатохин А.И. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, 09 марта 2016 года между индивидуальным предпринимателем Шатохиным А.И. и Администрацией Центрального района Волгограда был заключен договор N 04/117-16 на право размещения нестационарного торгового объекта - торгового киоска по адресу: улица им. Симбирцева (у дома N10 по ул. Комсомольская), номер в графической схеме N1.72, специализация объекта: непродовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 7,04 кв.м.
В соответствии с пунктом 1.3. указанного договора период размещения объекта устанавливается с 09.03.2016 по 31.12.2016 г., то есть до конца срока действия "Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2012-2016 гг.", утвержденной Постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 г. N 2811. Номер объекта в графической схеме N1.72.
06 июля 2016 года истец получил уведомление об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска по адресу улица им. Симбирцева у дома N 10 по ул. Комсомольская, с указанием на то, что в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 23.12.2015 г. N 1800 "О рабочей группе по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда, было проведено обследование торгового объекта, включенного в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, по результатам которого выявлены следующие нарушения.
Заявитель оспаривает данное уведомление, мотивируя свои требования тем, что принадлежащий ему объект - торговый киоск соответствует месту размещения по всем нормативным требованиям и считает оспариваемое уведомление б/н от 06.07.2016 создающим препятствия в осуществлении его предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае заявителем не представлены доказательств фактического нарушения оспариваемыми уведомлением и действиями его прав, создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не указано, какое право и каким способом подлежит восстановлению, в связи с чем основания для удовлетворения первоначально заявленных требований отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим суд правомерно исходил из того, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению только при одновременном наличии двух условий: несоответствии оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия и уведомление не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу следующего.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
Разделом 4 данного постановления предусмотрено, что Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается в порядке и сроки, установленные приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (ред. от 05.04.2016) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается межведомственной комиссией администрации Волгограда. В случае принятия межведомственной комиссией решения об исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда в соответствии с пунктом 4 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проект постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Из материалов дела усматривается, что место размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска принадлежащего ИП Шатохину А.И., расположенного по адресу улица им. Симбирцева (у дома N 10 по ул. Комсомольская), номер в графической схеме N 1.72, специализация объекта: непродовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 7,04 кв.м., из действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда не исключены.
Судебная коллегия соглашается, что само по себе Уведомление администрации Центрального района Волгограда б/н от 06.07.2016 об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска принадлежащего ИП Шатохину А.И., расположенного по адресу улица им. Симбирцева (у дома N 10 по ул. Комсомольская) при отсутствии решения об исключении указанного места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы и наличии места размещения в Схеме не нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и каких - либо правовых последствий не создает.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ИП Шатохина А.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-52852/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-52852/2016
Истец: ИП Шатохин А.И., Шатохин Андрей Иванович
Ответчик: Администрация Центрального района г. Волгограда
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, департамент экономического развития адмигнистрации Волгограда, Департамент экономического развития администрации Волгограда