Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А73-14768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 23.12.2016
по делу N А73-14768/2016
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 12.10.2016 о наложении административного штрафа по исполнительному производству N 13510/15/27027
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 12.10.2016, вынесенное в рамках исполнительного производства N 13510/15/27027 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2016 в удовлетворении требований министерству отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.12.2016 по делу N А73-14768/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы министерства. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании: исполнительный лист серии ВС N 053631430 по делу N 2-3072/2013 от 17.10.2013 года, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 27.05.2013 о возложении обязанности на министерство предоставить Ульрих Николаю Алексеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 28 квадратных метров в пределах г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в отношении должника: министерство адрес должника: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, в пользу взыскателя: Ульрих Николая Алексеевича, 16.12.2013 возбуждено исполнительное производство N 53382/13/01/27, после передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, присвоен номер 13510/15/27027.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена министерству.
В ходе исполнения исполнительного документа министерству на имя руководителя организации министерства неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Хабаровска.
03.03.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением министерством исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
Постановлением от 17.12.2015 министерство привлечено к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
По состоянию на 30.09.2016 документов подтверждающих исполнения решения суда министерством судебному приставу - исполнителю представлено не было, 03.10.2016 с целью исполнения данного решения суда судебным приставом-исполнителем министерству вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 05.10.2016, а так же в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава-исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнения решения суда.
В случае невыполнения вышеуказанных требований министерство было уведомлено о необходимости явиться 06.10.2016 в 09 часов 20 минут В межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4 каб. N 2 с документом, удостоверяющий личность, а так же надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении министерства к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
06.10.2016 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Представитель министерства в назначенный срок не явился, информации подтверждающей исполнения решения суда судебному приставу не представлено.
06.10.2016 начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 часов 10 минут 06.10.2016 по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4 каб. N 2.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены министерству 07.10.2016.
Копия постановления о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены министерству 09.03.2016.
По состоянию на 12.10.2016 министерством решение суда не исполнено, подтверждающих документов судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
В назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении представитель министерства не явился.
Ходатайство об отложении указанных в протоколе от 06.10.2016 исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении министерства к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в адрес межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств не поступало, документов подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу - исполнителю не представлено.
Документов, подтверждающих исполнение судебного решения, а так же доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа судебному приставу-исполнителю министерством представлено не было.
Министерством, не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
12.10.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о привлечении министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 70 000 рублей.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об имущественном характере требования. Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Об обязанности министерства исполнить решение суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Министерством не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Не представлено доказательств о неоднократно предпринятых действиях должника по исполнению судебного акта.
Суду не представлено доказательств о принятии министерством всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а также письменные обращения в министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств и иных мер направленных на исполнение решений суда.
Предоставление жилого помещения только после приобретения министерством имущественных отношений Хабаровского края соответствующего жилого помещения свидетельствует о бездействии министерства в установленный законом срок исполнять решения суда и требования судебного пристава-исполнителя.
Суд первой инстанции верно признал ссылку министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством имущественных отношений Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствующую об уважительности причин неисполнения судебного акта.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 12.10.2016.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2016 по делу N А73-14768/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14768/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю