Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. N 10АП-17081/16
г. Москва |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А41-35663/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Соцпромстрой" - Липатовой О.Н. (представителя по доверенности от 09.01.2017), Новиковой Н.М. (представителя по доверенности от 09.01.2017),
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Соколовой Е.В. (представителя по доверенности от 09.01.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Бозиева" - Евсеева А.А. (представителя по доверенности от 14.11.2016),
от акционерного общества "Мосводоканал" - Чубарова К.В. (представителя по доверенности от 31.12.2016),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Соцпромстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 по делу N А41-35663/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Социальное и промышленное строительство" (далее - ЗАО "Соцпромстрой") обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать недействительным разрешение на размещение объекта от 08.12.2015 N 60, выданное администрацией обществу с ограниченной ответственностью "Бозиева" (далее - ООО "Бозиева");
- признать недействительным разрешение на размещение объекта от 28.12.2015 N 71, выданное администрацией ООО "Бозиева".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют ООО "Бозиева", акционерное общество "Мосводоканал" (далее - АО "Мосводоканал"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Соцпромстрой" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств судом по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представители ЗАО "Соцпромстрой" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители администрации и ООО "Бозиева" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "Мосводоканал" в судебном заседании пояснил, что, скорее всего, поддерживает решение суда первой инстанции.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Соцпромстрой" является собственником шести земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, Немчиновская п/а, в районе пос. Немчиновка, вид разрешенного использования "для производственных целей", с кадастровым номером 50:20:0010215:2236 площадью 1275 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0010215:2237 площадью 1740 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0010215:2238 площадью 6774 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0010215:2239 площадью 4070 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0010215:2240 площадью 3695 кв.м. и с кадастровым номером 50:20:0010215:2241 площадью 2882 кв.м. (свидетельства о государственной регистрации права, л.д. 15-20 т. 1).
На основании распоряжения от 16.02.2016 N 30-Ю-2016 в связи с обращениями ООО "Бозиева", администрацией в рамках муниципального земельного контроля проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ЗАО "Соцпромстрой" законодательства при использовании принадлежащих обществу указанных земельных участков.
Как следует из вынесенного администрацией предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 23.03.2016 (т. 1 л.д. 29-32), в ходе проверки установлено следующее.
С восточной, северо-восточной и северной стороны указанные земельные участки прилегают к земельному участку неразграниченной государственной собственности общей площадью 18 921 кв.м., площадь которого определена Схемой реконструкции части Рублевского проезда, с размещением элементов благоустройства, спортивных плоскостных сооружений и парковочных мест легкового автотранспорта, изготовленной ЗАО "Соцпромстрой", согласованной 07.10.2014 гендиректором ЗАО "Соцпромстрой" и гендиректором ООО "Бозиева". Данный участок огорожен сплошным забором, въезд ограничен КПП и шлагбаумом, установленным ЗАО "Соцпромстрой". На участке размещены строительные материалы, большегрузный и специальный транспорт, некапитальные строения и другое имущество общества.
Данным предписанием от 23.03.2016 администрация обязала ЗАО "Соцпромстрой" устранить допущенные нарушения, освободить земельный участок площадью 18 921 кв.м. по адресу: Московская область, Одинцовский район, Немчиновская п/а, в районе пос.Немчиновка, от имущества, спецтехники, автотранспорта, некапитальных строений и другого имущества ЗАО "Соцпромстрой".
Ранее, в соответствии с разрешением на размещение объекта от 08.12.2015 N 60, выданным администрацией на два года ООО "Бозиева", на земельном участке разрешено размещение на площади 13 633 кв.м. объекта "Элемент благоустройства территории": спортивные и игровые площадки для детей, оборудованные малыми игровыми формами, пешеходные дорожки, озеленение лиственными и хвойными породами деревьев и т.д.
Помимо этого в соответствии с разрешением на размещение объекта от 28.12.2015 N 71, выданным администрацией на два года ООО "Бозиева", на данном участке также разрешено размещение на площади 6 024 кв.м. объекта "Элемент благоустройства территории": спортивная площадка, теннисный корт, площадка для размещения столов настольного тенниса, пешеходных дорожек и др.
Как указывает ЗАО "Соцпромстрой", о выданных разрешениях N 60 и 71 оно узнало из акта проведенной внеплановой проверки от 23.03.2016 и вынесенного предписания от 23.03.2016.
По мнению ЗАО "Соцпромстрой", эти разрешения нарушают его права и законные интересы, а также требования действующего законодательства.
В обоснование своих доводов ЗАО "Соцпромстрой" ссылается на следующее.
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Разрешение на размещение объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица и схемы границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 6 Порядка установлены требования, предъявляемые к Схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории. Так, схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений ГКН.
В нарушение указанной нормы, Схемы границ, являющиеся приложениями к оспариваемым разрешениям на размещение, разработаны без материалов инженерно-геодезических изысканий и в иных масштабах, не соответствующих установленному.
Поскольку при составлении Схем границ не использованы материалы инженерно-геодезических изысканий, в них допущены следующие грубые нарушения:
- в соответствии с пунктом 6 Порядка, схема границ содержит описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.). В нарушение, на Схемах границ отсутствует информация о подъездных путях, т.е. о наличии фактически существующей дорожно-транспортной сети;
- в соответствии с пунктом 6 Порядка, Схема содержит характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений. В нарушение, на Схемах границ отсутствуют существующие водопроводные сети, а именно 6 водоводов первого пояса Западной станции водоподготовки диаметром 1400 мм и 2000 мм с камерами на них, существующая напорная канализация и т.д.;
- в соответствии с пунктом 6 Порядка, схема содержит охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в т.ч. проектируемые). В нарушение, на Схемах границ отсутствуют охранные зоны существующих коммунальных сетей и санитарно-защитные зоны водоводов.
Рассматриваемая территория расположена в зоне санитарной охраны водоводов подъема Западной станции водоподготовки.
На основании пунктов 3.1.4 и 3.2.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10, утвержденных постановлением Роспотребнадзора от 30.04.2010 N 45, предусматривается зона 1А и 1Б пояса ЗСО водоводов первого подъема Западной станции водоподготовки на расстоянии не менее 10 м. по обе стороны от крайних водоводов.
Указанная в Схемах границ "Зона обременения водоводами" не является ни охранной зоной, ни санитарно-защитной зоной, т.к. не соответствует указанным установленным параметрам.
Приложением N 2 к Порядку установлена форма схемы границ. В соответствии с формой, схема границ содержит описание местоположения объекта, кадастровый номер земельного участка, кадастровый номер квартала при отсутствии земельного участка.
Схемы границ содержат следующие сведения о местоположении объекта: Московская область, Одинцовский район, г.п. Одинцово, с.Немчиновка, без указания кадастрового квартала.
Разрешение на размещение от 28.12.2015 N 71 разрешает размещать элементы благоустройства на территории площадью 6 024 кв.м. в границах кадастрового квартала 50:20:0010217, при этом приложенная Схема границ содержит каталог координат участка и графическую часть, в соответствии с которыми данная территория располагается в кадастровом квартале 50:20:0010215.
Разрешение на размещение от 08.12.2015 N 60 разрешает размещать элементы благоустройства на территории на площади 13 633 кв.м. по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.п.Одинцово, с.Немчиновка, Рублевский проезд 20-29. По данному адресу администрацией выдано ООО "Бозиева" разрешение на строительство от 02.07.2013 N RU50511105-033 23-х корпусов малоэтажных жилых домов с объектами инженерной инфраструктуры с указанием земельных участков, на которых данное строительство производится, а именно, с кадастровыми номерами 50:20:0010217:138, 50:20:0010217:136, 50:20:0010217:137, 50:20:0010217:133, 50:20:0010217:57, 50:20:0010217:56, 50:20:0010217:134, 50:20:0010217:140 и 50:20:0010217:141. Все эти участки расположены в кадастровом квартале 50:20:0010217. Однако приложенная Схема границ содержит каталог координат земельного участка и графическую часть, в соответствии с которыми данная территория располагается в кадастровом квартале 50:20:0010215.
Также, по мнению ЗАО "Соцпромстрой", грубым является нарушение пунктов 4.1.1 и 4.2.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10, утвержденных Постановлением Роспотребнадзора от 30.04.2010 N 45, согласно которым в 1А и 1Б поясах ЗСО запрещается любое новое строительство. Не допускается размещение рекреационных сооружений, виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы и грунтовых вод. Не допускаются все виды хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. В границах территории 1А пояса ЗСО станций водоподготовки допускается только деятельность, связанная с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды.
Между тем, оспариваемые разрешения предполагают создание на указанных территориях рекреационных сооружений и осуществление видов деятельности, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, т.е. прямо нарушают нормы действующего природоохранного законодательства.
ЗАО "Соцпромстрой" также указывает на то, что на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010215:2237 расположено принадлежащее ему здание автомойки на два поста.
В соответствии с пунктом 7.1 "Промышленные объекты и производства" пункт 7.1.12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта. Торговли и оказания услуг" раздела 7 "Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них" санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", мойка автомобилей до двух постов относится к 5 классу санитарной классификации промышленных объектов и ее санитарно-защитная зона составляет 50 метров.
В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 "Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур" СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей.
Кроме того, ЗАО "Соцпромстрой" считает, что разрешения нарушают его права и законные интересы, поскольку в границах кадастрового квартала 50:20:0010215, указанного в Схемах границ, приложенных к разрешениям, располагается единственно возможный подъезд и противопожарный проезд к шести принадлежащим ЗАО "Соцпромстрой" земельным участкам. В связи с этим, размещение ООО "Бозиева" элементов благоустройства в соответствии с полученными разрешениями на размещение исключает единственную возможность подъезда и пользования ЗАО "Соцпромстрой" собственными земельными участками и находящимися на них объектами недвижимости, также принадлежащими ЗАО "Соцпромстрой". На данных участках ЗАО "Соцпромстрой" находится производственная база ЗАО "Соцпромстрой", являющегося строительной организацией и располагающего большим количеством строительной техники, что подтверждается выписками из ЕГРП (т. 2 л.д. 68-81).
Полагая, что в соответствии со схемами границ, запроектированные спортивная площадка и теннисный корт находятся в санитарно-защитной зоне автомойки на два поста, что, по мнению ЗАО "Соцпромстрой", свидетельствует о незаконности оспариваемых разрешений, ЗАО "Соцпромстрой" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая ЗАО "Соцпромстрой" в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске ЗАО "Соцпромстрой" срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для оспаривания ненормативного правового акта, а также указал на то, что ЗАО "Соцпромстрой" не доказало факт нарушения его прав и законных интересов вынесенными разрешениями на размещение.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Разрешая вопрос о соблюдении/пропуске обществом данного срока при обращении в суд с заявленными по настоящему делу требованиями об оспаривании разрешений, выданных администрацией, как ненормативных правовых актов, апелляционный суд исходил из следующего.
ЗАО "Соцпромстрой" 02.02.2016 по почте получено письмо ООО "Бозиева" (л.д. 187 том 2), в котором ООО "Бозиева" сообщало, что приступает к ведению работ по созданию элементов благоустройства территории на земельных участках общей площадью 19 657 кв.м. с месторасположением: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, кадастровый квартал N 520:20:0010215 и N 50:20:0010217, расположенных в защитной зоне водоводов, между земельным участком ЗАО "Соцпромстрой" и СНТ "Выбор" и примыкающих к земельному участку, находящемуся в аренде ООО "Бозиева" (с. Немчиновка, Рублевский проезд, 20-29) на основании разрешения на размещение объекта, выданного администрацией.
Суд пришел к ошибочному выводу о том, что при получении указанного письма ЗАО "Соцпромстрой" стало известно о нарушении его прав оспариваемыми ненормативными правовыми актами.
Данное письмо ООО "Бозиева":
- содержало указание на одно разрешение на размещение объекта, выданное администрацией;
- не содержало ссылки на номер и дату выданного разрешения на размещение объекта;
- не содержало в качестве приложения копии разрешения на размещение объекта, на которое ссылалось ООО "Бозиева".
Таким образом, как правильно указывает ЗАО "Соцпромстрой", из текста названного письма ООО "Бозиева" невозможно было установить:
- действительно ли администрация выдавала ООО "Бозиева" какие-либо документы (из текста письма - один документ), предусматривающие размещение объектов на спорной территории;
- если такие документы (документ), действительно, были выданы администрацией, то когда именно и каковы их реквизиты;
- если такие документы (документ) действительно были выданы администрацией, то какие именно объекты разрешается размещать и как именно их располагать на спорной территории.
Таким образом, из текста письма ООО "Бозиева", полученного ЗАО "Соцпромстрой" 02.02.2016, последнее не могло убедиться в принятии администрацией оспариваемых актов, узнать их содержание, и, следовательно, сделать вывод о нарушении прав и законных интересов ЗАО "Соцпромстрой" этими актами, а также о соответствии данных актов действующему законодательству.
В связи с этим, получив данное письмо, ЗАО "Соцпромстрой" направило ООО "Бозиева" в тот же день ответ от 12.02.2016 исх. N 81 (т. 3 л.д. 7-9) с просьбой разъяснить ситуацию и предоставить копии документов, выданных администрацией.
ЗАО "Соцпромстрой" 18.02.2016 получено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки (от 16.02.2016 N 30-ю-2016: т. 1 л.д. 21), вынесенное на основании распоряжения администрации от 16.02.2016 N 30-ю-2016 о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица (т. 1 л.д. 22-23). В данных документах указано на проведение администрацией в течение 20 рабочих дней с 19.02.2016 по 23.03.2016 выездной проверки соблюдения ЗАО "Соцпромстрой" требований земельного законодательства на проверяемых земельных участках, находящихся в собственности ЗАО "Соцпромстрой", на основании обращения представителя по доверенности ООО "Бозиева" Бондыревой П.В.
Вместе с тем данные документы не содержали ссылок на разрешения на размещения, выданные администрацией ООО "Бозиева".
По результатам проведенной проверки администрацией вынесен акт внеплановой проверки от 23.03.2016 N 30-Ю-2016 (т. 1 л.д. 24-28), а также предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 23.03.2016 (т. 1 л.д. 29-32).
Только при получении указанных документов ЗАО "Соцпромстрой" стало доподлинно известно, что администрация, действительно, выдала ООО "Бозиева" разрешения на размещение объектов, а из полученных копий разрешений на размещение, по доводам ЗАО "Соцпромстрой", смогло убедиться в содержании данных актов, после чего сделав вывод о том, что эти акты выданы с многочисленными нарушениями норм действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ЗАО "Соцпромстрой", последнее оспорило их в судебном порядке.
Согласно оттиску штампа Арбитражный суд Московской области заявление по настоящему делу подано ЗАО "Соцпромстрой" через канцелярию суда 20.06.2016.
Поскольку в материалах дела не имеется документов, из которых с очевидностью следовало бы, что ЗАО "Соцпромстрой" узнало либо должно было узнать об оспариваемых разрешениях, выданных администрацией, и об их содержании более, чем за три месяца до обращения в суд (то есть до 20.03.2016), срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в суд в данном случае нельзя признать пропущенным.
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
Разрешение на размещение объекта выдается на основании заявления заинтересованного лица и схемы границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
Приложением N 2 к Порядку установлена форма схемы границ.
В соответствии с установленной формой схема границ содержит описание местоположения объекта, кадастровый номер земельного участка, кадастровый номер квартала при отсутствии земельного участка.
Схемы границ, являющиеся приложениями к оспариваемым разрешениям на размещение (далее - схемы границ), содержат следующие сведения о местоположении объекта: Московская область, Одинцовский район, г.п. Одинцово, с. Немчиновка, без указания в текстовой части схем кадастрового квартала, в котором планируется произвести размещение объектов благоустройства.
Разрешение на размещение от 28.12.2015 N 71 дозволяет размещать элементы благоустройства на территории площадью 6 024 кв.м. в границах кадастрового квартала N 50:20:0010217, при этом приложенная схема границ содержит каталог координат земельного участка и графическую часть, в соответствии с которыми данная территория располагается в кадастровом квартале 50:20:0010215.
Разрешение на размещение от 08.12.2015 N 60 дозволяет размещать элементы благоустройства на территории площадью 13 633 кв.м. по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, Рублевский проезд 20-29. По указанному адресу администрацией ООО "Бозиева" выдано разрешение на строительство от 02.07.2013 N RU50511105-033 23-х корпусов малоэтажных жилых домов с объектами инженерной инфраструктуры с указанием земельных участков, на которых данное строительство производится, а именно 50:20:0010217:138, 50:20:0010217:136, 50:20:0010217:137, 50:20:0010217:135, 50:20:0010217:133, 50:20:0010217:57, 50:20:0010217:56, 50:20:0010217:134, 50:20:0010217:140, 50:20:0010217:141 (приложение N 14). Все перечисленные земельные участки расположены в кадастровом квартале 50:20:0010217, однако приложенная схема границ содержит каталог координат земельного участка и графическую часть, в соответствии с которыми данная территория располагается в кадастровом квартале 50:20:0010215.
Таким образом, разрешения на размещение и схемы границ, приложенные к ним, относятся к разным территориям.
Согласно пунктам 4.1.1 и 4.2.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10, утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.04.2010 N 45, в 1А и 1Б поясах ЗСО запрещается любое новое строительство. Не допускается размещение рекреационных сооружений, виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы и грунтовых вод. Также не допускаются все виды хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. В границах территории 1А пояса ЗСО станций водоподготовки допускается только деятельность, связанная с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды.
Рассматриваемая территория расположена в зоне санитарной охраны водоводов подъема западной станции водоподготовки.
При этом разрешения на размещение предполагают создание на указанных территориях рекреационных сооружений и осуществление видов деятельности, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, т.е. прямо нарушают нормы действующего природоохранного законодательства.
Тот факт, что спорная территория находится в защитной зоне водопроводов, известно и ООО "Бозиева", на что следует из письма ООО "Бозиева", полученного ЗАО "Соцпромстрой" 02.02.2016 (т. 2 л.д. 169).
Данное обстоятельство следует и из ответов ОАО "Мосводоканал" на обращения ЗАО "Соцпромстрой" (т. 1 л.д. 82-83) за согласованием размещения элементов благоустройства на спорной территории.
Письмом от 10.07.2014 ОАО "Мосводоканал" сообщило ЗАО "Соцпромстрой" об отказе в согласовании, мотивировав отказ расположением указанной территории в зоне санитарной охраны водоводов подъема Западной станции водоподготовки и недопустимостью на данной территории всех видов хозяйственной деятельности, не имеющей непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений.
Кроме того, ЗАО "Соцпрострой" является собственником здания автомойки на два поста, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010215:2237, и здания энергоблока, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010215:2236.
В соответствии с экспертным заключением от 01.06.2006 N 2520 (т. 4 л.д. 48-49), выданным филиалом Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в Одинцовском районе, городах Звенигород, Краснознаменск, размер санитарно-защитной зоны энергоблока установлен 50 м., размер санитарно-защитной зоны автомойки - 50 м.
В соответствии с подпунктом 7.1 "Промышленные объекты и производства" пункта 7.1.12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" раздела VII "Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"), мойка автомобилей до двух постов относится к V классу санитарной классификации промышленных объектов и ее санитарно-защитная зона составляет 50 м.
В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 "Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур" "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции.
При этом в соответствии со схемами границ, являющимися приложениями к оспариваемым разрешениям на размещение объектов, запроектированные спортивная площадка и теннисный корт находятся в санитарно-защитной зоне автомойки на два поста и здания энергоблока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" детские площадки для преддошкольного и дошкольного возраста размещают на участке жилой застройки; площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки - на озелененных территориях группы или микрорайона; спортивно-игровые комплексы и места для катания - в парках жилого района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 данного Закона спортивные площадки, предназначенные для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения, проектируются в составе территорий жилого и рекреационного назначения, участков спортивных сооружений, участков общеобразовательных школ.
При этом рассматриваемая территория находится в границах производственно-коммунальной зоны.
ЗАО "Соцпромстрой" является собственником шести земельных участков. В границах кадастрового квартала 50:20:0010215, указанного в графической части схем границ, приложенных к разрешениям на размещение, располагается единственно возможный подъезд и противопожарный проезд к земельным участкам, являющимся собственностью ЗАО "Соцпромстрой". В связи этим размещение ООО "Бозиева" элементов благоустройства в соответствии с полученными разрешениями на размещение исключает единственную возможность подъезда и пользования ЗАО "Соцпромстрой" собственными земельными участками, т.е. нарушает право собственника на беспрепятственное пользование объектом собственности. Виду того, что на указанных участках ЗАО "Соцпромстрой" находится производственная база ЗАО "Соцпромстрой", являющегося строительной организацией и располагающего большим количеством строительной техники, такие нарушения непосредственно создают ЗАО "Соцпромстрой" препятствия для осуществления организацией предпринимательской деятельности.
В соответствии с требованиями действующего законодательства земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен (статья 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с пунктом 9 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в пункте 10 статьи 25 Закона о кадастре, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" включаются в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием шести земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:150, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Немчиновская п/а, в районе пос. Немчиновка, 06.02.2014 подготовлен межевой план (т. 3 л.д. 45-66).
На основании данного межевого плана органом кадастрового учета произведена постановка на кадастровый учет шести земельных участков ЗАО "Соцпромстрой".
Представленный межевой план подтверждает, что данные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет с условием единственно возможного проезда к ним через земли общего пользования, со стороны кадастрового квартала 50:20:0010215 (лист 17 Межевого плана "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или изменяемым земельных участкам").
В материалах дела также имеется справка об исследовании от 20.09.2016 N 10-066-19/16и, выданная ГБУ города Москвы "Московский исследовательский центр" (т. 3 л.д. 30-38).
В результате проведенного исследования экспертная организация пришла к следующим выводам:
- шесть земельных участков с указанными кадастровыми номерами, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Соцпромстрой", невозможно использовать в соответствии с их видом разрешенного использования "для производственных целей" при условии размещения объектов благоустройства (спортивных площадок, теннисного корта, площадки для размещения столов настольного тенниса, озеленения, садовых скамеек, игровых площадок для детей и малыми игровыми формами) ООО "Бозиева" в границах земельных участков площадью 6 024 кв.м. и 13 633 кв.м. на основании выданных администрацией разрешений на размещение объектов от 28.12.2015 N 71 и от 08.12.2015 N 60;
- минимально допустимая нормативами ширина подъездной дороги к каждому из данных шести земельных участков, находящихся в собственности ЗАО "Соцпромстрой", с учетом их вида разрешенного использования "для производственных целей" составляет 8,0 м. При проектировании подъездной дороги также следует учитывать радиусы поворота для заезда грузовых машин и строительной техники на территорию ЗАО "Соцпромстрой" и необходимость устройства разворотной площадки для этих технических средств в конце тупикового проезда;
- возможных, альтернативных подъездов к этим шести земельным участкам с учетом их вида разрешенного использования "для производственных целей" в условиях существующей застроенности и освоенности прилегающей территории не имеется.
Ссылка администрации в подтверждение своего довода о том, что на оспариваемой территории отсутствуют дороги, ведущие к земельным участкам ЗАО "Соцпромстрой", на отсутствие в реестре муниципальной собственности таких дорог, отклоняется, поскольку такое обстоятельство (отсутствие в реестре муниципальной собственности сведений о тех или иных объектах) само по себе, с достоверностью не доказывает того, что подобных объектов, действительно, не существует; опровергается представленными ЗАО "Соцпромстрой" в материалы дела доказательствами того, что названные подъездные дороги, действительно, существуют. Кроме того, приведенная ссылка администрации не принимается ввиду того, что земельные участки ЗАО "Соцпромстрой" формировались и ставились на кадастровый учет с учетом осуществления доступа к этим участкам через спорную территорию (на которой администрация разрешила размещение объектов) и отсутствия такого доступа с другой территории.
Доводы администрации и ООО "Бозиева" о захламлении ЗАО "Соцпромстрой" спорной территории и их ссылки на выданное ЗАО "Соцпромстрой" предписание также отклоняются, поскольку подобное обстоятельство не свидетельствует о законности выданных ООО "Бозиева" разрешений на размещение объектов и не опровергает подтвержденные материалами дела доводы ЗАО "Соцпромстрой" о том, что эти разрешения предусматривают размещение социально-культурных объектов в санитарно-защитной зоне производственных объектов ЗАО "Соцпромстрой" и исключают доступ ЗАО "Соцпромстрой" к его земельным участкам.
Если администрация считает, что ЗАО "Соцпромстрой", действительно, захламляет спорную территорию строительными материалами, то она вправе настаивать на устранении ЗАО "Соцпромстрой" таких нарушений, но не имеет оснований настаивать на размещении указанных объектов в санитарно-защитной зоне производственных объектов ЗАО "Соцпромстрой" и создании ЗАО "Соцпромстрой" препятствий в доступе на его земельные участки и к расположенным на них объектам, также принадлежащим ЗАО "Соцпромстрой".
Кроме того, правомерно отмечает ЗАО "Соцпромстрой", администрация при выдаче оспариваемых разрешений на размещение также допустила следующие нарушения.
Пунктом 6 Порядка установлены требования, предъявляемые к схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
Установлено, что схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.
В нарушение указанной нормы, схемы границ, являющиеся приложениями к оспариваемым разрешениям на размещение объектов, разработаны без материалов инженерно-геодезических изысканий и в иных масштабах, не соответствующих установленному.
Ввиду того, что при составлении схем границ не были использованы материалы инженерно-геодезических изысканий, в них допущены также следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 6 Порядка схема границ содержит описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.).
В нарушение указанной нормы на схемах границ отсутствует информация о подъездных путях, т.е. о наличии фактически существующей дорожно-транспортной сети.
В соответствии с пунктом 6 Порядка схема границ содержит характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений.
В нарушение указанной нормы на схемах границ отсутствуют существующие водопроводные сети, а именно: 6 водоводов первого пояса Западной станции водоподготовки диаметром 1400 мм. и 2000 мм. с камерами на них, существующая напорная канализация и т.д.
В соответствии с пунктом 6 Порядка схема границ содержит охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые).
В нарушение указанной нормы на схемах границ отсутствуют охранные зоны существующих коммунальных сетей и санитарно-защитные зоны водоводов.
Рассматриваемая территория расположена в зоне санитарной охраны водоводов подъема западной станции водоподготовки.
На основании пунктов 3.1.4 и 3.2.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10, утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.04.2010 N 45, предусматривается зона 1А и 1Б пояса ЗСО водоводов первого подъема Западной станции водоподготовки на расстоянии не менее 10 м. по обе стороны от крайних водоводов.
При этом указанная в схемах границ "Зона обременения водоводами" не является ни охранной зоной, ни санитарно-защитной зоной, т.к. не соответствует приведенным установленным параметрам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Указанное свидетельствует о том, что разрешения на размещение объекта выданы с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушают права и законные интересы ЗАО "Соцпромстрой", в связи с чем подлежат признанию недействительными.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что администрация не лишена рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на размещение объектов таким образом, при котором их расположение не нарушало бы права и законные интересы ЗАО "Соцпромстрой", а сами разрешения соответствовали бы предъявляемым требованиям.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3 000 рублей.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статья 333.21 данного Кодекса при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ее размер составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера; в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет для 50 процентов от размера государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (3 000 рублей для юридических лиц).
Поэтому из 3 000 рублей государственной пошлины, перечисленной ЗАО "Соцпромстрой" в федеральный бюджет платежным поручением от 09.11.2016 N 5805 при подаче апелляционной жалобы, 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возвращению обществу из федерального бюджета.
Таким образом, с администрации в пользу ЗАО "Соцпромстрой" подлежат взысканию 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче заявления (по двум требованиям) в суд первой инстанции (платежное поручение от 15.06.2016 N 3177) и 1500 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в апелляционный суд (платежное поручение от 09.11.2016 N 5805).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 по делу N А41-35663/16 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными разрешения на размещение объектов от 08.12.2015 N 60 и от 28.12.2015 N 71, выданные администрацией Одинцовского муниципального района Московской области обществу с ограниченной ответственностью "Бозиева".
Взыскать с администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН: 1025004066966; ИНН: 5032004222) в пользу закрытого акционерного общества "Соцпромстрой" (ОГРН: 1035006450775; ИНН: 5032012311) 7 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Соцпромстрой" (ОГРН: 1035006450775; ИНН: 5032012311) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет платежным поручением от 09.11.2016 N 5805 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35663/2016
Истец: ЗАО "Социальное и промышленное строительство"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: АО "МОСВОДОКАНАЛ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Барвиха"