город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2017 г. |
дело N А32-18552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель Сердюков В.Н. по доверенности N 28 от 08.07.2016, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-18552/2016
по иску закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд"
(ИНН: 2317006968 ОГРН: 1022302724014)
к Администрации города Сочи (ИНН: 2320037148 ОГРН: 1022302934367),
о признании недействительной односторонней сделки,
принятое в составе судьи Данько М. М.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фирма "Сочинеруд" (далее - истец, ЗАО "Фирма "Сочинеруд") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - ответчик) о признании незаконным уведомления администрацией города Сочи ЗАО "Фирма "Сочинеруд" об изменении размера арендной платы (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 в иске отказано.
С принятым судебным актом не согласилось ЗАО "Фирма "Сочинеруд", в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному выводу суда об отказе в признании незаконным уведомления администрации об одностороннем увеличении арендной платы по договору аренды.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.07.2011 муниципальным образование город-курорт Сочи в лице директора департамента имущественных отношений города-курорта Сочи и ЗАО "Фирма "Сочинеруд" подписан договор аренды N 4900006831 земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:3964 площадью 126.628 кв. м, имеющего адрес: г. Сочи, Адлерский район, вблизи с. Галицино. Земельный участок имеет категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального использования для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Договор заключен с учетом дополнительного соглашения на срок до 31.12.2031 и зарегистрирован в установленном законом порядке 27.07.2011.
В пункте 3.2 договора стороны установили, что размер арендной платы составляет 1 153 468 руб. в год и определен на основании Отчета оценщика от 05.06.2011.
Пунктом 3.5 5 договора стороны определили, что размер годовой арендной платы установленной п.3.2 договора может быть пересмотрен арендодателем в случае принятия соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти нормативно-правового акта об изменении порядка расчета или изменения размера годовой арендной платы путем ее актуализации индексации или переоценки, но не чаще одного раза в год. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем.
Стороны пунктом 4.2.5 установили, что арендодатель обязан в случае внесения изменения и дополнений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований своевременно информировать об изменениях ставок арендной платы письменным уведомлением или опубликованием в периодической печати.
ЗАО "Фирма "Сочинеруд" 01.06.2016 получило уведомление департамента имущественных отношений администрации города Сочи без номера и даты об изменении размера арендной платы на 1 294 790,90 руб.
Истец, ссылаясь на недействительность указанного уведомления как односторонней сделки, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (пункт 2 статьи 154 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.
Арендная плата за земли, находящиеся в публичной собственности является регулируемой, порядок ее определения устанавливается уполномоченными на то государственными и муниципальными органами.
Из положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять иной размер арендной платы.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно положениям абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
С учетом указанного к договорам аренды земельных участков, заключенным позже 2001 года (после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ) применяется условие о нормативно определяемом размере арендной платы, то есть независимо от воли сторон.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26.01.2010 N 11487/09, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора и не влечет необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации.
Это означает, что с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению новый размер арендной платы, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением главы города Сочи от 20.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" определен период поэтапного перехода на рыночную оценку размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи (2009-2016 годы).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, установленный настоящим подпунктом, может быть пересмотрен арендодателем в случае принятия соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти нормативно-правового акта об изменении порядка расчета или изменения размера годовой арендной платы путем ее актуализации, индексации или переоценке, но не чаще 1 раза в год.
Пунктом 9.2 Постановления N 210 установлено, что при заключении договора аренды земельного участка департамент имущественных отношений администрации города Сочи предусматривает в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
С учетом изложенного, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также теми, государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.
Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджета на 2016 год" утвержден уровень инфляции на 2016 год в размере 6,4%.
Как следует из условий договора, пунктом 3.5 договора стороны определили, что размер годовой арендной платы установленной п.3.2 договора может быть пересмотрен арендодателем в случае принятия соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти нормативно-правового акта об изменении порядка расчета или изменения размера годовой арендной платы путем ее актуализации индексации или переоценки, но не чаще одного раза в год. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами. В случае уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только арендодателем.
Стороны пунктом 4.2.5 установили, что арендодатель обязан в случае внесения изменения и дополнений в нормативно-правовые акты РФ, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований своевременно информировать об изменениях ставок арендной платы письменным уведомлением или опубликованием в периодической печати.
Администрация города Сочи в лице Департамента имущественных отношений во исполнение условий договора проинформировала арендатора об изменении ставок арендной платы письменным уведомлением.
И именно арендатор, руководствуясь положениями пункта 5.2.6 договора, обязан в течение 10 дней после получения письменного уведомления обратиться к арендодателю за перерасчетом размера арендной платы и подписанием приложения.
Учитывая регулируемый характер арендной платы, с 01.01.2016 при расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0404003:3964 в силу закона должен применяться установленный коэффициент инфляции на 2016 год.
Уведомление, которое просит истец признать недействительной сделкой, содержит информацию об индексации арендной платы, согласованной ответчиком в договоре аренды, в уведомлении указано об изменении с 01.01.2016 размера арендной платы в одностороннем порядке в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", устанавливающим уровень инфляции на 2016 год в размере 6,4% по отношении к предыдущему году.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое уведомление односторонней сделкой не является, а представляет собой информационное сообщение, которое само по себе не является основанием возникновения либо изменения прав и обязанностей адресата, в силу чего признание такого уведомления недействительным по правилам искового производства или незаконным по правилам главы 24 АПК РФ в рассматриваемом случае невозможно. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
При указанных обстоятельствах заявленное истцом требование правомерно оставлено без удовлетворения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А32-18552/2016 межу теми же лицами.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-18552/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18552/2016
Истец: ЗАО "Фирма Сочинеруд"
Ответчик: Администрация г. Сочи