Требование: о понуждении заключить договор, о признании недействительным договора, об обязании заключить договор
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А26-10633/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.,
при участии:
от истца: 1,2 - не явились, извещены; 3) Свиридов Д.Ю., по доверенности от 05.12.2016,
от ответчика: 1- Подчин И.В., по доверенности от 28.10.2016, Наумов А.Е., по доверенности от 18.10.2016; 2,3,5 - Лобаго О.А., по доверенности от 22.02.2017; 4 -не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2144/2017, 13АП-2150/2017, 13АП-2151/2017) Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи, ООО "Инлайн", ООО "Автобусная транспортная компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2016 по делу N А26-10633/2015 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску 1. ООО "Транссервис",
2. ООО "АТП" (ИНН:1012007193),
3. ООО "АТП" (ИНН: 1014005138)
к 1. Государственному комитету Республики Карелия по дорожному хозяйству,
транспорту и связи
2. ООО "Транском",
3. ООО "Автобусная транспортная компания",
4. ГУП РК "Карелавтотранс",
5. ООО "Инлайн"
3-е лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании недействительным конкурса от 30.06.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ООО "Транссервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному комитету Республики Карелия по транспорту о признании недействительным конкурса от 30.06.2016 года и понуждении заключить договор на право осуществления перевозок.
Определением от 01.03.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "Транском" (ОГРН 1141001009027; 185001, г. Петрозаводск, ул. Путейская, 5), общество с ограниченной ответственностью "Инлайн" (ОГРН 1151001001095; 185001, г. Петрозаводск, пр. Первомайский, 15), общество с ограниченной ответственностью "Автобусная транспортная компания" (ОГРН 1141001009060; 185001, г. Петрозаводск, ул. Путейская, 5), Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Карелавтотранс" (ОГРН 1021000529681; 185002, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, 3).
Определением от 25.04.2016 года производство по делу N А26-10633/2015 было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А26- 11778/2015, в рамках которого ответчиками по данному делу (ООО "Транском и Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту) оспаривалось решение УФАС РФ по Республики Карелия от 06.10.2015 в соответствии с которым управление признало в действиях комитета нарушение части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном укрупнении лотов при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, а также установлении критериев отбора, которые могут привести к ограничению конкуренции (подпункт 2.2 пункта 2.0, подпункт 4.1 пункта 4.0, подпункт 5.1 пункта 5.0 Перечня критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе).
Определением от 29.08.2016 года производство по делу А26-10633/2015 было возобновлено.
Определением от 12.10.2016 суд объединил дела N А26-12020/2015 и N А26-10636/2015 с делом N А26-10633/2015 в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением основному делу N А26-10633/2015.
В рамках дела N А26-10636/2015 ООО АТП" (ИНН: 1012007193) заявляло требование о признании конкурса от 30.06.2015 года недействительным.
В рамках дела N А26-12020/2015 одноименное ООО "АТП" (ИНН: 1014005138) заявляло требование о признании недействительным конкурса от 30.06.2016 года и заключённых по его результатам договоров и понуждении заключить договор на право осуществления перевозок.
Решением от 15.12.2016 Арбитражный суд Республики Карелия признал недействительными: - конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, проведённый Государственным комитет Республики Карелия по транспорту 30.06.2015 года;
- договоры, заключённые по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия от 30.06.2015 года между: Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту (ОГРН: 1131001011283, ИНН: 1001274165) и обществом с ограниченной ответственностью "Транском" (ОГРН: 1141001009027, ИНН: 1001286259, Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту (ОГРН: 1131001011283, ИНН: 1001274165) и обществом с ограниченной ответственностью "Автобусная транспортная компания" (ОГРН: 1141001009060, ИНН: 1001286298) Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту (ОГРН: 1131001011283, ИНН: 1001274165) и ГУП РК "Карелавтотранс" (ОГРН: 1021000529681, ИНН: 1001000936), Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту (ОГРН: 1131001011283, ИНН: 1001274165) и обществом с 6 ограниченной ответственностью "Инлайн" (ОГРН: 1151001001095, ИНН: 1001292887).
В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе ООО "Автобусная транспортная компания" оспаривает правомерность выводов суда о наличии у истцов заинтересованности в признании недействительным договора, заключенного по результатам конкурса в отношении лота N 1. Не подтверждено материального интереса истцов в признании недействительным договора, заключенного в отношении маршрутов, включенных в лот N 2, перевозки по маршрутам которого истцами не осуществлялись. ООО "Инлайн" так же возражает против признания недействительным договора по лоту N2.
Комитет в апелляционной жалобе указал, что процедура конкурса не нарушена, отсутствует защищаемое право и интерес, которые могут быть восстановлены в результате признания недействительными конкурса.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2016 проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено, что Приказом Государственного комитета Республики Карелия по транспорту N 32 от 06 марта 2015 года объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, утвержденному комитетом.
Приложениями N 1 и N 2 к Приказу N 32 утверждена конкурсная документация на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия (далее - конкурсная документация).
Согласно пункту 1.1 конкурсной документации, предметом открытого конкурса является право осуществления пассажирских перевозок в рамках заявленного лота по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия на весь период действия расписания движения автобусов, утвержденного распоряжением комитета на период с 01 мая 2015 года по 30 апреля 2020 года (т. 7, л.д.15).
Комитет сформировал лоты по направлениям движения: Северное, Суоярвское (Западное), Сортавальское (Южное) и Восточное.
- лот N 1: направление Северное, сообщение пригородное, междугородное, количество автобусов 36 (большой вместимости 24, средней - 5, малой - 7);
- лот N 2: направление Суоярвское, сообщение пригородное, междугородное, количество автобусов 17 (большой вместимости 5, средней - 12, малой - не предусмотрено);
- лот N 3: направление Сортавальское, сообщение пригородное, междугородное, количество автобусов 22 (большой вместимости 7, средней - 13, малой - 2);
- лот N 4: направление Восточное, сообщение пригородное, междугородное, количество автобусов 25 (большой вместимости 10, средней - 10, малой - не предусмотрено).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия вынесено решение от 06.10.2015 по делу N 04-36/04-2015, в соответствии с которым в действиях Комитета признаны нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в необоснованном укрупнении лотов при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, а также установлении критериев отбора, которые могут привести к ограничению конкуренции (подпункт 2.2 пункта 2.0, подпункт 4.1 пункта 4.0, подпункт 5.1 пункта 5.0 Перечня критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе).
Таким образом, для участия в торгах на право осуществления пассажирских перевозок, претенденту необходимо было иметь в собственности или на ином праве от 17 (минимум) до 36 транспортных средств, то есть, нижний предел входа на товарный рынок пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия установлен Комитетом в размере 17 единиц транспортных средств.
Вместе с тем, сторонами не оспаривается, что по каждому из маршрутов конкурса требуется значительно меньшее количество транспортных средств.
Управлением в ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено и не опровергнуто заявителями, что установив нижний предел входа на товарный рынок пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия в виде минимального количества транспортных средств по лотам N 1, N 2, N 3 и N 4 соответственно 36, 17, 22 и 25 транспортных средств, Комитет лишил предпринимателей и организации, занимающихся автомобильными перевозками на территории Республики Карелия, возможности участия в спорном конкурсе, что противоречит положениям статей 15, 17 Закона N 135-ФЗ и подтверждается представленными в материалы дела многочисленными жалобами и заявлениями предпринимателей и организаций, осуществлявших пассажирские перевозки в пригородном и межмуниципальном сообщении в Республике Карелия по итогам конкурса 2011 года, в различные инстанции.
В связи с существенным укрупнением лотов и установлением запрета на подачу заявок на часть лота ранее осуществлявшие деятельность перевозчики не смогли принять участие в конкурсе.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-11778/2015 решение Управления признано законным и обоснованным, поскольку действия Комитета выразились в необоснованном укрупнении лотов при проведении конкурса на право осуществления автомобильных перевозок и установлении критериев отбора, которые могли привести и в итоге привели к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукционов и конкурсов.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Нарушение порядка определения победителя торгов в силу пункта 3 части 1 статьи 17 и части 4 Закона о защите конкуренции является основанием для признания таких торгов недействительными.
Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
При формировании лотов Комитет учитывал количество единиц автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара.
Применительно к рассматриваемым отношениям следует признать, что характер дискриминационных условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.
Неподача заявок не препятствует оспариванию, поскольку нарушен законный интерес истцов, определяемый как побуждение к действию, вызванное потребностью в ведении бизнеса перевозок.
При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции не применил последствия признания недействительными конкурса и договоров, в связи с чем правовое положение сторон после вступления в законную силу решения суда остается неизменным вплоть до проведения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нового открытого конкурса в сроки применительно к статье 21 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции оценил все доводы сторон и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2016 по делу N А26-10633/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10633/2015
Истец: ООО "Транссервис"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи, Государственный комитет Республики Карелия по транспорту, ГУП РК "Карелавтотранс", ООО " Транском", ООО "Автобусная транспортная компания", ООО "Инлайн", ООО "Полет", ООО "Экспресс-Транссервис"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по РК, ООО "АТП"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2144/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10633/15
14.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10636/15
13.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-12020/15