Требование: о признании недействительным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
3 марта 2017 г. |
Дело N А03-12042/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Бородулиной И.И.
Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (07ап-884/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.12.2016 по делу N А03-12042/2016 (Судья Куличкова Л.Г.)
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел по Алтайскому краю г. Барнаул к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2), г. Барнаул о признании недействительными решения N 80пм от 31.05.2016 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требования от 29.06.2016 N 80пм н/с об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - заявитель, Управление МВД) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением (с учетом уточнения требований) к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал 2) (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд, ФСС) о признании недействительными решения N 80пм от 31.05.2016 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требования от 29.06.2016 N 80пм н/с об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование.
Решением суда от 19.12.2016 (резолютивная часть объявлена судом 12.12.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 12.04.2016 по 13.04.2016 Учреждением проведена камеральная проверка расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год, представленного страхователем ГУ МВД России по Алтайскому краю.
В ходе камеральной проверки, проведенной филиалом N 2 регионального отделения в период с 12.04.2016 по 13.04.2016, при проверке полноты и целевого использования средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, установлено нарушение п.2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила), а именно - сумма расходов, произведенных в текущем 2015 финансовом году превышает сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в текущем 2015 году, в связи с чем не приняты к зачету расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 24729,00 руб.
По результатам проверки предложено взыскать со страхователя ГУ МВД России по Алтайскому краю недоимку по страховым взносам (непринятые к зачету расходы) в сумме 24729 руб., о чем указано в акте (л.д.19-20).
Решением от 31.05.2016 N 80пм об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ГУ МВД России по Алтайскому краю было предложено в добровольном порядке перечислить недоимку (непринятые к зачету расходы) в сумме 24279 рублей. 05.07.2016 ГУ МВД России по Алтайскому краю получено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 29.06.2016 N 80пм н/с (далее - требование об уплате недоимки).
Заявитель не согласился с принятым решением и требованием, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом установлено, что в 2014 году заявителем начислено страховых взносов на сумму 123645 руб. Расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных в 2014 году, у заявителя не было.
Сумма финансирования предупредительных мер в 2015 году составила 24729 руб. (123645,00 руб. - 0,00 руб. х 20%). 29.05.2015 ГУ МВД России по АК с Филиалом N 2 ГУ-АРО ФСС РФ согласован План финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников ГУ МВД России по АК на 2015 год. В Плане предусмотрены расходы на специальную оценку условий труда в размере 24729 рублей.
Приказом Филиала N 2 ГУ-АРО ФСС РФ от 04.06.2015 N 73 "О финансовом обеспечении в 2015 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" ГУ МВД России по АК разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2015 году в размере 24729 рублей.
Заявителем отчет об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, представлен в филиал N 2 отделения Фонда в 3 квартале 2015 года. Никакие нарушения, в том числе наличие недоимок, Фондом выявлены не были, следовательно, Управление правомерно приняло к зачету расходы в вышеуказанной сумме.
В ходе проверки установлено, что заявителем в 2015 году начислено взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 111866,01 руб., в то время как произведено расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и оплату отпуска для санаторно-курортного лечения застрахованных лиц в размере 142 777,58 руб.
Произведенные страхователем в 2015 году расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превысили сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в 2015 году на 30911,57 руб. (111866,01 руб. (начисленные страховые взносы) - 142777,58 руб. (произведенные расходы).
Поскольку расходы заявителя в текущем 2015 финансовом году превысили сумму начисленных в 2015 году страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке, решением филиала N 2 регионального отделения от 31.05.2016 N 80пм сумма расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере 24729 руб. не принята к зачету. Управлению предложено перечислить 24729 руб. недоимки.
Основанием для его вынесения послужил вывод Фонда о том, что пунктом 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что в 2015 году Фонд социального страхования РФ был вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее соответственно - предупредительные меры, Правила), определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (пункт 2 Правил).
Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прикладываются соответствующие документы, указанные в пункте 4 Правил.
Согласно пункту 6 Правил требование представления иных документов (копий документов), помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, не допускается.
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Материалами дела подтверждается, что Фондом в отношении Управления принят приказ от 04.06.2015 N 73, в соответствии с которым заявителю разрешено направить 24729 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2015 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно приняло к зачету расходы в сумме 24729 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что пункты 12-14 Правил финансового обеспечения предупредительных мер регламентируют учет и использование финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Так, судом первой инстанции указано, что согласно пунктам 12-14 Правил финансового обеспечения предупредительных мер страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.
Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при наличии действующего решения Территориального органа Фонда о финансовом обеспечении Правилами финансового обеспечения предупредительных мер предусмотрен единственный случай для отказа в зачете средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, в счет уплаты страховых взносов - это не подтверждение их целевого использования.
Из материалов дела следует, что приказ от 04.06.2015 N 73 является действующим, Обществом подтверждено использование средств в размере 24729 руб. на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Общества.
Апелляционный суд отмечает, что поскольку на момент принятия приказа от 04.06.2015 N 73 никакие нарушения, в том числе наличие недоимок, Фондом выявлены не были, следовательно, Общество правомерно приняло к зачету расходы в указанной сумме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фондом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.12.2016 по делу N А03-12042/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12042/2016
Истец: .ГУ МВД России по Алтайскому краю
Ответчик: ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Филиал N 2 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ