Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2017 г. N Ф05-4861/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А40-198146/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МоРо"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2016 по делу N А40-198146/16, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ООО "МоРо"
к Департаменту торговли и услуг Москвы
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Егизарян К.А. по доверенности от 11.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МоРо" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг города Москвы об оспаривании решения N 23-01- 16-1285/р об отказе в предоставлении государственной услуги по запросу (заявлению) о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 16.08.2016, рег. N 1285.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16 августа 2016 г. ООО "МоРо" обратилось в Департамент торговли и услуг города Москвы с заявлением N 1285 о предоставлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" в форме выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В качестве объекта лицензирования общество указало: "магазин", расположенный по ул. Дербеневская, дом 20, стр.10, помещение N XIV 4 этаж, комнаты N 30, 33, 35.
По результатам рассмотрения заявления, а также внеплановой выездной проверки Департамент торговли и услуг города Москвы принял решение от 14.09.2016 N 23-01-16-1285/р об отказе в предоставлении государственной услуги лицензирование розничной продажи алкогольной продукции по запросу (заявлению) о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 16 августа 2016 года.
Основанием принятия решения явилось не соблюдение требований п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в части наличия стационарных торговых объектов и складских помещений на заявленных площадях (акт внеплановой выездной проверки от 23.08.2016 N 1285, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2016 N77/100/193/2016-4448).
Не согласившись с решением Департамента торговли и услуг города Москвы заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Порядок выдачи, основания для отказа в выдаче, а также сроки для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определены в ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии (оказании государственной услуги), лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки, основанием проведения которых является поступившее в лицензирующий орган заявление соискателя лицензии.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16,19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п.6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных, метров, а также контрольно-кассовую технику.
В ходе внеплановой выездной проверки было выявлено отсутствие стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв.м. (п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
В пункте 2 Акта проверки указано, что фактически к проверке под "магазин" представлено помещение N XIV на 4 этаже, состоящее из:
- комнаты 30 - тамбур;
- комнаты 33 -приемная (кабинет);
- комнаты 35 - назначение не определено.
Согласно экспликации, являющейся неотъемлемой частью договора аренды нежилого помещения (приложение N 1 к договору N 90-16/Д20) указано, что комната 30 - является коридором, а комнаты 33 и 35 - кабинетами. Следовательно, указанные помещения не приспособлены для торговли.
При этом коридор, приемная (кабинет по экспликации) не позволят хранить алкогольную продукцию в соответствии с техническими регламентами и ГОСТами к пищевой и алкогольной продукции (ГОСТ Р 55315-2012 Национальный стандарт РФ Виски, ГОСТ 32098-2013 Межгосударственный стандарт Водки и водки особые, изделия ликеро-водочные, ГОСТ 31732-2012, ГОСТ 32061-2013, ГОСТ 31492-2012, ГОСТ 32030-2013).
В соответствии с требованиями пожарной безопасности запрещается занимать проходы, которым и является комната 30 (СП 1.13130.2009. Свод правил.
Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Кроме того, включение в площадь торгового объекта и складских помещений иных помещений (санузел, серверная, шкаф, кабинет, гардероб) не соответствует требованиям Технических условий в области производства и оборота алкогольной продукции, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.10 N 59н, и является нарушением Санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с п. 7.5. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов": хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Пунктом 7.8 указанных Правил все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола.
Данная позиция подтверждается также письмом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2013 N 8977/03-04, в котором четко разъяснено, что наличие складского помещения является обязательным условием при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
При этом требование законодательства о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации понятие стационарной торговой сети раскрывается как торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, учет в качестве склада кабинетов, коридоров, санузлов, серверных и иных подсобных помещений не отвечает требованиям по хранению алкогольной (пищевой) продукции и не могут быть отнесены к торговым залам.
В соответствии с подпунктом 4 и 5 статьи 2 Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Таким образом, помещения Общества под "магазин" не отвечают требованиям законодательства и возможности их отнести к торговому объекту со складом.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, в акте проверки отражено, что представитель общества ознакомлен с актом проверки и с ним согласен.
Ссылка заявителя на то, что он будет осуществлять деятельность в магазине закрытого типа, не соответствует Федеральному закону N 171-ФЗ, поскольку он не содержит такого понятия.
Довод апелляционной жалобы, что общество будет осуществлять продажу алкогольной продукции по описаниям и каталогам, в связи с чем склад и торговый объект не требуется, подлежит отклонению ввиду того, что согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", указано, что под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно п. 5 указанного постановления не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Остальные доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2016 по делу N А40-198146/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "МоРо" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198146/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2017 г. N Ф05-4861/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МОРО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ, Департамент торговли и услуг Москвы