Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2017 г. N Ф10-2253/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А35-3921/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от ГЖИ по Курской области: Нестерова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 03-41/10, выдана до 31.12.2017; Демина Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 03-41/2, выдана до 31.12.2017;
от ООО "Городская Управляющая Компания N 2": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления муниципального жилищного контроля г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.12.2016 по делу N А35-3921/2016 (судья Григоржевич Е.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания N2" о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Курской области по внесению изменений в реестр лицензий Курской области 19.04.2016 в части исключения из управления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N2" многоквартирного дома по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, д. 90,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N 2" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - ГЖИ Курской области) по внесению изменений в реестр лицензий Курской области 19.04.2016 в части исключения общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N 2" из управления многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, д. 90.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с мотивировочной частью решения, ГЖИ Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в части признания действий инспекции не соответствующими закону, исключив из решения вывод о том, что "правовые основания для вынесения 19.04.2016 ГЖИ Курской области изменений в реестр лицензий Курской области в части исключения ООО "Городская управляющая компания N 2" многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, д. 90, отсутствовали", в остальной части - оставить без изменения.
Полагает, что отдельного решения для внесения изменений в реестр лицензий не требовалось.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "09" часов "45" минут "17" февраля 2017 года.
Представители ГЖИ по Курской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили апелляционную жалобу удовлетворить, мотивировочную часть решения изменить.
В судебное заседание ООО "Городская Управляющая Компания N 2", Управление муниципального жилищного контроля г. Курска явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания N 2", зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2011 за ОГРН 1114632012373, ИНН 4632160077.
ООО "Городская Управляющая Компания N 2" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, сведения о которых включены в реестр лицензий Курской области.
24.03.2015 ООО "Городская Управляющая Компания N 2" обратилось в ГЖИ Курской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (вх. N 07.11-268 от 24.03.2015, т. 1, л.д. 47-50).
02.04.2015 распоряжением ГЖИ Курской области N 1816 была назначена проверка ООО "Городская Управляющая Компания N2" с целью оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (т. 1, л.д. 52).
По результатам проверки составлен акт от 14.04.2015.
В соответствии с решением N 56 от 23.04.2015 лицензионной комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Курской области, приказом ГЖИ Курской области N 01-24/56, ООО "Городская Управляющая Компания N 2" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 49 от 27.04.2015 (т. 1, л.д. 60).
27.04.2015 многоквартирный дом N 90 по улице Энгельса г.Курска был внесен в реестр лицензий Курской области в перечень многоквартирных домов, которыми управляет ООО "Городская Управляющая Компания N 2".
В рамках дела N 2-75/14-14 обжаловалось решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.03.2013.
Согласно данного решения общего собрания дом N 90 по ул. Энгельса г.Курска перешел из управляющей компании ООО "Городская управляющая компания N2, расположенная по адресу: г.Курск, ул.Халтурина, д.2, кв.66 в управляющую компанию ООО "Городская Управляющая Компания N 2" юридический адрес г. Курск, ул.Сумская,д.43, строение А, офис 3.
Заочным решением Промышленного районного суда г.Курска от 03.02.2014, вступившим в законную силу 31.03.2014, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.03.2013 (т. 1, л.д. 64) признано недействительным (т. 1, л.д. 61-63).
10.03.2016 (вх. N 07.301-19/489 от 10.03.2016, т. 1, л.д. 65) в ГЖИ Курской области обратился председатель совета КРОО ЗПГ "Народное ЖКХ" И.И. Стебеняев по вопросу незаконного управления многоквартирным домом N 90 по ул. Энгельса г.Курска ООО "Городская Управляющая Компания N 2",
Распоряжением ГЖИ Курской области от 17.03.2016 N 1010 была назначена проверка в отношении ООО "ГУК N 2" с целью проверки обращений И.И. Стебеняева по вопросу правомерности управления многоквартирным домом N 90 по ул. Энгельса г. Курска, соблюдения требований жилищного законодательства при выборе способа управления и управляющей организации (т. 1, л.д. 66-67).
В адрес ООО "ГУК N 2" было направлено уведомление N 1010-1 от 17.03.2016 о проведении внепланового мероприятия по контролю, с указанием на необходимость явки в ГЖИ Курской области и предоставление запрашиваемых документов
Представитель управляющей компании явку в административный орган не обеспечил, запрошенных документов не представил, в связи с чем, 14.04.2016 административным органом был составлен протокол N 07-05/1 об административном правонарушении, в отношении директора ООО "ГУК N 2" по факту нарушения им ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 69).
Документы, подтверждающие оформление ГЖИ по Курской области результатов проверки по указанному в обращении факту не составлялись. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
19.04.2016 ГЖИ Курской области внесены изменения в реестр лицензий Курской области: исключены сведения о многоквартирном жилом доме по адресу: г.Курск, ул. Энгельса, д. 90. О чем был уведомлен заявитель письмом от 19.04.2016 N 01.507- 11/2956.
На основании решения общего собрания собственников указанного дома (протокол N 2 от 08.05.2016, т. 1, л.д.131) был заключен договор управления.
В связи с чем 18.05.2016 заявитель обратился в ГЖИ области с заявлением о включения жилого дома N 90 по ул. Энгельса г. Курска внесении изменения в перечень управляемых ООО "ГУК N 2" многоквартирных домов.
25.05.2016 согласно Выписке из реестра лицензий Курской области, указанные сведения были включены в реестр (т. 1, л.д. 140).
Не согласившись с действиями ГЖИ Курской области по исключению сведений об управления ООО "Городская управляющая компания N 2" многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, д. 90, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В силу положений ч. 7 ст. 198 ЖК РФ при наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации заинтересованные лица подлежат информированию.
В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 198 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, которые определяют порядок информирования лицензирующим органом органов местного самоуправления (органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в случае если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения не установлено, что полномочия, предусмотренные настоящими Правилами, осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее соответственно - уполномоченный орган, лицензиат), собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц, включая организации, осуществляющие оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организации, осуществляющие проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - заинтересованные лица), об обстоятельствах, указанных в пункте 2 настоящих Правил (далее - информирование).
Согласно п. 2 правил информирование требуется при наличии следующих обстоятельств:
а) назначение 2 или более раз в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора (далее - лицензирующий орган) в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат (далее - основание для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации);
б) принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации;
в) принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии;
г) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесение соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 3 данной статьи орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 статьи 200 ЖК РФ, в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5 статьи 200 ЖК РФ).
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 200 ЖК РФ).
Таким образом, при наличии оснований для исключения дома из реестра лицензий, собственники помещений дома должны быть уведомлены о принятом решении.
До исключения сведений о многоквартирном доме, собственникам должна быть обеспечена возможность реализовать право на принятие общим собранием решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В таком случае сведения о доме не исключаются из реестра лицензий в соответствии с частью 7 статьи 198 ЖК РФ.
Такая возможность собственникам обеспечена не была.
В связи с чем, законных оснований для исключения сведений не имелось.
При соблюдении административным органом положений законодательства исключения многоквартирного дома из реестра лицензий Курской области не требовалось, поскольку, при установленных обстоятельствах основания для исключения сведений о многоквартирном доме их реестра лицензий отсутствовали.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение ГЖИ Курской области о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома N 90 по ул. Энгельса г. Курска, вынесено с нарушением закона.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Государственной жилищной инспекции по Курской области, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.12.2016 по делу N А35-3921/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3921/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2017 г. N Ф10-2253/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Городская Управляющая Компания N2"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области
Третье лицо: Управление муниципального жилищного контроля города Курска