Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А40-216902/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2016 по делу N А40-216902/2015, принятое судьей Ласкиным Л.В. (146-848)
по заявлению: Министерства обороны Российской Федерации
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства
третьи лица: 1. ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Северо-Западный"; 2. Федеральное казначейство;
о признании незаконными действий, уведомления, возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 17.10.2016; |
от заинтересованного лица: |
не явились, извещены; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2016, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, заявитель) о признании действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее - Межрегиональное операционное УФК, ответчик), выразившееся в принятии исполнительного листа АС N 0031175876 от 13.11.2012 к исполнению, незаконными; о признании незаконным уведомление от 24.08.2015 N УПЛ-15-5067 с обязанием Межрегиональное операционное УФК вернуть денежные средства в размере 750 413 руб. 42 коп. на лицевой счет Минобороны России, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Минобороны России не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 приостановлено производство по делу N А40-122489/2016 до принятия Верховным Судом Российской Федерации окончательных судебных актов по кассационным жалобам по делам N А40-170411/2015, А40-183594/2015.
Обстоятельства, вызвавшие приостановление дела, устранены, в связи с чем, на основании ст.ст. 146, 147 АПК РФ, суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу определением от 26.01.2017.
Апеллянт в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При нарушении должником требований, установленных п.3 ст.242.3 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Следовательно, государственное учреждение, получив из Межрегионального операционного УФК уведомление о поступлении исполнительного листа, обязано в течение 10 дней представить в Управление информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В случае не предоставления такой информации орган Федерального казначейства приостанавливает операции по расходованию денежных средств.
Таким образом, Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти с целью избежания приостановления операций по расходованию средств на единственном лицевом счете вынуждено было направить в Межрегиональное операционное УФК письмо от 26.08.2015 N 184/2/3897, в котором отсутствует информация о том, что в Минфин России направлены предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета.
Следовательно, Минобороны России не принимало на себя бюджетное обязательство по исполнению исполнительного листа АС N 004036353 от 06.02.2014.
Более того, доказательств исполнения Минобороны России исполнительного листа серии АС N 003117586 от 13.11.2012 за счет дополнительно выделенных Минфином России лимитов в материалах дела не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.ст. 16, 318 АПК РФ, пришел к выводу о том, что исполнительный лист не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у должника лицевого счета в органе Федерального казначейства. Данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем для исполнения вступивших в законную силу судебных актов бюджетными учреждениями предусмотрен особый порядок, регламентированный положениями БК РФ.
В пункте 3 ст. 242.1 БК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
К их числу относится предоставление документов, указанных в п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника.
Таким образом, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.З ст.242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Следовательно, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального органа, т.е. на него также распространяются положения п. 3 ст. 242.1 БК РФ.
Более того, согласно ч. 1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2012 по делу N А42-5299/12 не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Минобороны России.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 21.10.2015 по делу N А40-17164/15, от 02.11.2015 по делу N А40-17172/15, от 01.10.2015 по делу N А40-17152/15, признавая действия Межрегионального операционного УФК по возврату исполнительных листов, предъявленных ПАО "Ростелеком" к лицевому счету главного распорядителя (Минобороны России) при отсутствии в судебном акте обязательств по его исполнению Министерством обороны Российской Федерации, законными.
Согласно п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Пунктом 4 ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В исполнительном листе серия АС N 003117586 от 13.11.2012 Минобороны России должником не значится.
При этом федеральное законодательство не предусматривает право (обязанность) органов Федерального казначейства направлять для исполнения главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета исполнительные листы, по которым должником является иное юридическое лицо.
Принятие к лицевому счету для исполнения Минобороны России указанного исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Мурманской области, фактически является привлечением МО УФК Минобороны России к субсидиарной ответственности, которая, в свою очередь, может быть установлена исключительно судебным актом (ст. 123.21, 123.22 ГК РФ).
В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 и от 23.09.2010 N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей, учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время ГУ "1967 Омис" состоит на финансовом обеспечении в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерств обороны Российской Федерации по Мурманской области", у которого открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и уведомление ответчика не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований, в связи с чем, апелляционный суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязывает Межрегиональное операционное УФК восстановить нарушенные права и интересы заявителя в установленном законом порядке.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2016 по делу N А40-216902/2015 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившихся в принятии исполнительного листа серия АС N 003117586 от 13.11.2012 к исполнению; уведомление МОУФК от 24.08.2015 N УПХ-15-5067.
Обязать МОУФК в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216902/2015
Истец: Министерство обороны Российской Федерации, МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО Оборонэнергосбыт в лице филиала Северо-Западный, Федеральное казначейство