Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2017 г. N Ф04-2070/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А70-14195/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-867/2017) Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2016 по делу N А70-14195/2016 (судья Сидорова О.В.)
по заявлению Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области (ИНН 7202137988, ОГРН 1057200732907)
к обществу с ограниченной ответственностью "СНС-Холдинг" (ИНН 7203186988, ОГРН 1067203371322)
о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Аширова Юлия Ириковна по доверенности N 17/16 от 01.09.2016 сроком действия один год;
от заинтересованного лица: Крутелев Денис Анатольевич по доверенности от 25.01.2017 сроком действия три года.
установил:
Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области (далее - заявитель, административный орган, Управление инспекции Госстройнадзора по Тюменской области) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СНС-Холдинг" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "СНС-Холдинг") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение предписания Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области от 11.07.2016 N 739/16ц.
Решением от 16.12.2016 по делу N А70-14195/2016 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, поскольку административным органом не доказана законность предписания от 11.07.2016 N 739/16ц, неисполнение которого вменяется Обществу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление инспекции Госстройнадзора по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о нарушении в рассматриваемом случае части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывает на то, что статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, тогда как часть 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, административный орган не соглашается с выводом суда о том, что Управлением инспекции Госстройнадзора по Тюменской области выдано предписание не об устранении нарушений обязательных требований, как это предусмотрено положениями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а фактически запрошены документы для проведения органом строительного надзора документарной проверки в отношении Общества.
ООО "СНС-Холдинг" письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "СНС-Холдинг" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в административный орган поступили заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ТОИР-Инвест" (далее - ООО УК "ТОИР-Инвест") от 16.06.2016 N 05-36 (вх. N 1045/16-УГСН от 16.06.2016), от 23.06.2016 N 05-40 (вх. N 1104/16-УГСН от 23.06.2016), согласно которым ООО "СНС-Холдинг" начало осуществлять реконструкцию здания административно-бытового корпуса, что создает угрозу жизни и здоровью лиц, в том числе находящихся в соседнем здании, принадлежащем ООО УК "ТОИР-Инвест". По мнению подателя заявлений, работы осуществляющиеся ООО "СНС-Холдинг" связаны с увеличением этажей и возведением крыши, что свидетельствует об изменении параметров объекта капитального строительства.
В соответствии с данными обращениями Управлением инспекции Госстройнадзора по Тюменской области на основании приказа Главного управления строительства Тюменской области 29.06.2016 N 1029-к в период с 06.07.2016 по 11.07.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "СНС-Холдинг", на соответствие установленного порядка строительства, реконструкции при проведении работ по переустройству плоской кровли на скатную административно-бытового корпуса по улице Мелиораторов, 1, корпус 3 в городе Тюмени.
При этом, 04.07.2016 ООО "СНС-Холдинг" было уведомлено о проведении внеплановой документарной проверки, посредством направления Обществу копии приказа Главного управления строительства Тюменской области 29.06.2016 N 1029-к.
Согласно пункту 11 указанного приказа у ООО "СНС-Холдинг" запрашивалась следующая документация (исходно-разрешительная документация): проектная документация в полном объеме; общие и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ, заполненные на дату проведения проверки; положительное заключение экспертизы проектной документации; исполнительная документация (акты освидетельствования скрытых работ, паспорта, сертификаты, исполнительные схемы); договор строительного подряда; свидетельство о допуске к видам работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией подрядчику (лицу, непосредственно осуществляющему строительство объекта), либо информацию о причинах его отсутствия; свидетельство о допуске к видам работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства на осуществление строительного контроля, либо информацию о причинах его отсутствия; результаты экспертиз, обследований, лабораторных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля).
Указанные документы и сведения необходимо было направить в срок до 11.07.2016.
Между тем, ООО "СНС-Холдинг" в указанный срок испрашиваемую информацию не представило. "СНС-Холдинг" в Управление инспекции Госстройнадзора по Тюменской области было направлено только письмо от 11.07.2016 с приложением свидетельств о государственной регистрации права и запросом перечня иной документации необходимой для реализации возложенных на административный орган задач и функций.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.06.2016 N 739/16ц.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес ООО "СНС-Холдинг" выдано предписание N 719/16ц от 11.07.2016 об устранении нарушений, а именно представлении документации, указанной в пункте 11 приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 29.06.2016 N 1029-к в срок до 11.09.2016.
Приказом Главного Управления строительства Тюменской области от 02.09.2016 N 1408-к назначено проведение проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 11.07.2016 N 739/16ц, выданного ООО "СНС-Холдинг".
Должностным лицом административного органа в период с 26.09.2016 по 28.09.2016 проведена проверка исполнения Обществом предписания от 11.07.2016 N 739/16ц, о чем составлен акт N 1092/16-й от 28.09.2016.
В результате проверки установлено, что документация, указанная в пункте 11 приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 29.06.2016 N 1029-к Обществом не представлена, следовательно, предписание административного органа не исполнено.
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным лицом административного органа в отношении ООО "СНС-Холдинг" составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2016.
На основании названного протокола об административном правонарушении, и в соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СНС-Холдинг" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.12.2016 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.11.2016, Обществу в рассматриваемом случае вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении требований предписания от 11.07.2016 N 739/16ц об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, а именно: не представление документации, указанной в пункте 11 приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 29.06.2016 N 1029-к.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 N 146-п "Об утверждении Положения о главном управлении строительства Тюменской области" на территории Тюменской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти на осуществление государственного строительного надзора является Главное управление строительства Тюменской области, осуществляющее контрольные и надзорные полномочия через структурное подразделение - управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области.
Согласно пункту 2.23 вышеназванного положения на Главное управление возложена обязанность по осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации разъяснено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1); наличия разрешения на строительство (пункт 2).
Согласно части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, в том числе на основании поступивших в орган государственного строительного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Таким образом, вопросы законности или незаконности осуществления работ, в том числе при реконструкции, относятся к области строительного надзора, следовательно, решение вопроса о том, является ли комплекс осуществляющихся работ реконструкцией или нет относится к сфере деятельности данного органа в рамках строительного надзора.
В рассматриваемом случае, административным органом выданным предписанием N 719/16ц от 11.07.2016 истребовались документы, подтверждающие фактически осуществленный Обществом перечень работ. Следовательно, непредставление данных документов, прежде всего, является не препятствием в проведении проверки, а нарушением норм законодательства в области контроля за вопросом получения разрешения на строительство при осуществлении конкретных видов работ.
ООО "СНС-Холдинг" отказалось представить испрашиваемую информацию, что является фактически неисполнением законного требования административного органа.
При этом, следует отметить, что привлечение ООО "СНС-Холдинг" по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 11.10.2016 Мирового судьи судебного участка N 5 Центрального судебного района г. Тюмени не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности, как считает заявитель, поскольку постановлением от 11.10.2016 Общество привлечено к административной ответственности за непредставление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
В то время, как в рамках настоящего дела рассматривается вопрос о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, наличие в действиях (бездействие) Общества объективной стороны вмененного административного правонарушения подтверждено материалами дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "СНС-Холдинг" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе вины в его совершении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Поскольку неправильное применение норм материального права привело к принятию неправильного судебного акта, которым Управлению инспекции Госстройнадзора по Тюменской области отказано в удовлетворении заявленных требований, имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2016 по делу N А70-14195/2016 с принятием по делу нового судебного акта о привлечении ООО "СНС-Холдинг" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде взыскания административного штрафа в минимальном размере 50 000 руб.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2016 по делу N А70-14195/2016 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "СНС-Холдинг" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14195/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2017 г. N Ф04-2070/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: главное управление строительства Тюменской области
Ответчик: ООО "СНС-ХОЛДИНГ"