Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А40-216891/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2016 по делу N А40-216891/15, принятое судьей Ласкиной С.О. по заявлению Министерства обороны России
к Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО, 2) Федеральное казначейство о признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительных листов серии АС N 005599549 от 07.08.2014, АС N 005599550 от 07.08.2014, АС N 005600326 от 04.09.2014, АС N005600328 от 04.09.2014, АС N 005600778 от 17.09.2014, АС N 005600327 от 04.09.2014, АС N 005599997 от 22.08.2014;
о признании незаконными уведомлений от 02.10.2015 N УПЛ-15-2743, N УПЛ-15-2747, N УПЛ-15-2749, N УПЛ-15-2751, N УПЛ-15-2755, N УПЛ-15-2759, N УПЛ-15-2741;
об обязании МОУ Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 5 565 676, 57 рублей,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 17.10.2016; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнений заявленных требований, Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительных листов серии АС N 005599549 от 07.08.2014, АС N 005599550 от 07.08.2014, АС N 005600326 от 04.09.2014, АС N 005600328 от 04.09.2014, АС N 005600778 от 17.09.2014, АС N 005600327 от 04.09.2014, АС N 005599997 от 22.08.2014; о признании незаконными уведомления от 02.10.2015 N УПЛ-15-2743, N УПЛ-15-2747, N УПЛ-15-2749, N УПЛ-15-2751, N УПЛ-15-2755, N УПЛ-15-2759, N УПЛ-15-2741, об обязании МОУ Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 5 565 676, 57 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 07.10.2016 приостановлено производство по делу N А40-216891/15 до принятия Верховным Судом Российской Федерации окончательных судебных актов по кассационным жалобам по делам N А40-170411/2015, А40-183594/2015.
В судебном заседании, после возобновления производства по делу, представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, 07.10.2015 в Министерство обороны Российской Федерации поступили уведомления: N УПЛ-15-2743 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного документа АС N 005599549 от 07.08.2014; NУПЛ-15-2747 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N 005599550 от 07.08.2014; N УПЛ-15-2749 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N 005600326 от 04.09.2014; N УПЛ-15-2751 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N 005600328 от 04.09.2014; N УПЛ-15-2755 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N005600778 от 17.09.2014; N УПЛ-15-2759 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N 005600327 от 04.09.2014; N УПЛ-15-2741 от 02.10.2015 о поступлении исполнительного листа АС N 005599997 от 22.08.2014, выданных Арбитражным судом Мурманской области, взыскателем по которым является Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
Заявитель полгая, что действия ответчика в принятии к исполнению исполнительных листов незаконны, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.318 АПК РФ и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10, пришел к выводу о том, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Между тем, апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В пункте 3 ст.242.1 БК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
К их числу относится предоставление документов, указанных в п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника.
Таким образом, БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1). обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Следовательно, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального органа, следовательно на него также распространяются положения п.3 ст.242.1 БК РФ.
Кроме того, согласно п.1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Вместе с тем решениями Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2014 по делу N А42-3780/2014, от 20.06.2014 по делу N А42-3770/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3768/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3771/14, от 12.08.2014 по делу N А42-3774/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3782/14 и от 21.07.2014 по делу N А42-3769/14 не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решений суда на Минобороны России.
В исполнительных листах серии АС N 005599549 от 07.08.2014, АС N 005599550 от 07.08.2014, АС N 005600326 от 04.09.2014, АС N 005600328 от 04.09.2014, АС N 005600778 от 17.09.2014, АС N 005600327 от 04.09.2014 и АС N 005599997 от 22.08.2014, выданных Арбитражным судом Мурманской области на основании решений от 20.06.2014 по делу N А42-3780/2014, от 20.06.2014 по делу N А42-3770/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3768/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3771/14, от 12.08.2014 по делу N А42-3774/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3782/14 и от 21.07.2014 по делу N А42-3769/14, Минобороны России должником не значится.
Учитывая, что другие должники, равно как и указание на субсидиарную ответственность в решениях суда по данному делу отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имеется законных оснований для исполнения требований, указанных в данных исполнительных листах серии, так как судебными актами не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решений суда на Минобороны России или других должников.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 17.06.2016 по делу N А40-183594/15 и от 16.06.2016 по делу N А40-170411/15, рассматривая аналогичные споры между Минобороны России и Межрегиональным операционным УФК.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст. 170 АПК РФ при принятии решения суд руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами.
Судебные акты к нормативным правовым актам Российской Федерации не относятся.
Согласно п.4 Положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185, Межрегиональное операционное УФК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Более того, Федеральным казначейством, в целях эффективного использования в работе положений Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершенствованием бюджетного процесса письмом от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438 доведен до органов Федерального казначейства порядок действий территориальных органов Федерального казначейства при осуществлении государственной функции организации исполнения судебных актов.
В соответствии с п.2 данного письма согласно новой редакции п.3 ст.242.1 БК РФ предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
При этом при возврате исполнительного документа органу Федерального казначейства необходимо указывать наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника, либо сообщать о реорганизации должника и разъяснять порядок установления правопреемства в соответствии с ГПК и АПК, либо указывать на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства с разъяснением возможного способа организации исполнения судебного акта:
- в случае закрытия лицевого счета в органе Федерального казначейства -разъяснять возможность обращения в суд для взыскания денежных средств в порядке субсидиарной ответственности.
Согласно п.3 ст.242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При нарушении должником требований, установленных п.3 ст.242.3 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Следовательно, государственное учреждение, получив из Межрегионального операционного УФК уведомление о поступлении исполнительного листа, обязано в течение 10 дней представить в Управление информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В случае не предоставления такой информации орган Федерального казначейства приостановит операции по расходованию денежных средств.
Таким образом, Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти с целью избежания приостановления операций по расходованию средств на единственном лицевом счете вынуждено было направить письмо от 07.10.2015 N 184/2/4019.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст.242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Списание (оплата) денежных средств была произведена непосредственно Управлением в соответствии со ст.269.1 БК РФ.
Учитывая изложенное, а также наличие между заявителем и ответчиком административных правоотношений (МО УФК - контролирующий орган в сфере расходования бюджетных средств), Минобороны России в рассматриваемом случае с целью избежания приостановления операций на единственном лицевом счете вынуждено подавать заявки на кассовый расход.
В соответствии с ч.1 ст.90 АПК РФ и п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" носителями права на обращение в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер выступают истцы, третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, а также иные лица, ходатайствующие о применении обеспечительных мер -стороны третейского разбирательства, лица не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт (при их участии в апелляционном или кассационном производстве).
Минобороны России не является лицом, участвующим в деле, и не относится к иным лицам, поименованным в ч.1 ст.90 АПК РФ.
Определениями Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2015 и от 17.12.2015 Минобороны России в обеспечительных мерах отказано.
Таким образом, выводы суда о "добровольном" исполнении Минобороны России судебного акта являются необоснованными.
Согласно п.1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Пунктом 4 ст.49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Согласно п.1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Решениями Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2014 по делу N А42-3780/2014, от 20.06.2014 по делу N А42-3770/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3768/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3771/14, от 12.08.2014 по делу N А42-3774/14, от 25.07.2014 по делу N А42-3782/14 и от 21.07.2014 по делу N А42-3769/14 не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решений суда на Минобороны России. В исполнительных листах должником не значится.
При этом федеральное законодательство не предусматривает право (обязанность) органов Федерального казначейства направлять для исполнения главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета исполнительные листы, по которым должником является иное юридическое лицо.
Таким образом, Арбитражным судом г. Москвы при вынесении оспариваемого решения нарушены нормы материального права, что в силу положений ч.2 ст.270 АПК РФ является основанием для его отмены.
Межрегиональное операционное УФК действует в соответствии с Положением о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185.
Данным положением и вообще действующим законодательством не предусмотрены право и/или обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.
Предъявление исполнительных документов к лицевому счету Минобороны России по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Минобороны России является превышением полномочий, возложенных на ответчика, и нарушением БК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2016 по делу N А40-216891/15 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства, выразившиеся в принятии исполнительных листов серии АС N 005599549 от 07.08.2014, АС N 005599550 от 07.08.2014, АС N 005600326 от 04.09.2014, АС N 005600328 от 04.09.2014, АС N 005600778 от 17.09.2014, АС N 005600327 от 04.09.2014, АС N 005599907 от 22.08.2014 к исполнению, признать незаконными уведомления Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства от 02.10.2015 N УПЛ-15-2743, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2747, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2749, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2751, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2755, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2759, от 02.10.2015 N УПЛ-15-2741.
Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального Казначейства в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216891/2015
Истец: Министерство обороны России, МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональное орерационное управление Федерального Казначейства
Третье лицо: Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, Федеральное казначейство, МИФНС N2 по Мурманской области