Требование: о признании незаконными действий, об обязании перечислить денежные средства
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А40-41274/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-41274/16, принятое судьей Дранко Л.А. (шифр судьи 79-350) по заявлению Минобороны РФ к Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства третье лицо: ГУП "Камчатсккоммунэнергсбыт" о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 17.10.2016; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (далее - заявитель) обратилось с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Межрегиональному Операционному Управлению Федерального Казначейства (далее - ответчик, МОУФК) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 000119983 от 19.06.2013 к исполнению, а также уведомления N УПЛ-15-1913 от 17.12.2015 г., об обязании перечислить денежные средства в размере 3 354 966 руб. 90 коп., ранее списанные с лицевого счета Минобороны России, на лицевой счет Минобороны России, открытый в МОУФК.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 15.09.2016 приостановлено производство по делу N А40-41274/16 до принятия Верховным Судом Российской Федерации окончательных судебных актов по кассационным жалобам по делам N А40-170411/15 и N А40-183594/15.
В судебном заседании, после возобновления производства по делу, представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2013 по делу N А24-541/2013 с государственного учреждения 261 Отделения морской инженерной службы Войск и Сил на Северо-Востоке РФ в пользу ГУП "Камчатсккоммунэнергосбыт" взысканы долг 3 354 231 руб.76 коп., госпошлина 735 руб.14 коп.
На основании данного решения выдан исполнительный лист серии АС N 000119983 от 19.06.2013 г., который был направлен в МОУФК и принят последним к исполнению, о чем Минобороны России извещено уведомлением N УПЛ-15-1913 от 17.12.2015 г.
Полагая, что указанные действия и уведомление ответчика, выразившиеся в принятии исполнительного документа к исполнению, являются незаконными и влекут нарушение прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.16 АПК РФ, пришел к выводу о том, что исполнит лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Между тем, апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.318 АПК РФ, судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В пункте 3 ст.242.1 БК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
К их числу относится предоставление документов, указанных в п.п.1 и п. 2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лиц счет должника.
Таким образом, БК РФ содержит прямую норму (п. 3 ст. 242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Следовательно, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального органа, соответственно, на него также распространяются положения ст.242.1 БК РФ.
Кроме того, согласно п.1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2013 по делу N А24-541/13 не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Минобороны России.
В исполнительном листе серия АС N 000П9983 от 19.06.2013 Минобороны России должником не значится.
К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.06.2016 по делу N А40-170411/15, рассматривая аналогичный спор между Минобороны России и Межрегиональным операционным УФК.
Также в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2016 по делу N А40-90531/15 суд кассационной инстанции указал, что законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять акты Российской Федерации" в связи с совершенствованием бюджетного процесса письмом от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438 доведен до органов Федерального казначейства порядок действий территориальных органов Федерального казначейства при осуществлении государственной функции организации исполнения судебных актов.
В соответствии с п.2 данного письма согласно новой редакции п.3 ст.242.1 БК РФ предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
При этом при возврате исполнительного документа органу Федерального казначейства необходимо указывать наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника, либо сообщать о реорганизации должника и разъяснять порядок установления правопреемства в соответствии с ГПК и АПК, либо указывать на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства с разъяснением возможного способа организации исполнения судебного акта:
- в случае закрытия лицевого счета в органе Федерального казначейства - разъяснять возможность обращения в суд для взыскания денежных средств в порядке субсидиарной ответственности.
Данное письмо является обязательным к исполнению, в том числе, Межрегиональным операционным УФК.
Согласно п.1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пунктом 4 ст.49 Закона об исполнительном производстве, установлено что должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2013 по ту N А24-541/13 не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Минобороны России.
Более того, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2013 по делу А40-172621/14 отказано во взыскании с Минобороны России 3 354 966,90 руб. в порядке субсидиарной ответственности. Основанием для принятия данного судебного акта являются выводы суда кассационной инстанции о недоказанности факта невозможности исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2013 по делу N А24-541/13 ГУ 261 Омис, то есть непосредственно должником.
При этом федеральное законодательство не предусматривает право (обязанность) органов Федерального казначейства направлять для исполнения главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета исполнительные листы, по которым должником является иное юридическое лицо.
Таким образом, Арбитражным судом г. Москвы при вынесении оспариваемого решения нарушены нормы материального права, что в силу положений ч.2 ст.270 АПК РФ является основанием для его отмены.
Кроме того, Межрегиональное операционное УФК действует в соответствии с Положением о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185.
Данным положением и действующим законодательством не предусмотрено право и/или обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.
Таким образом, действия ответчика являются превышением его полномочий и нарушением положений БК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-41274/16 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС N 000119983 от 19.06.2013 к исполнению, признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства от 17.12.2015 N УПЛ-15-1913.
Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального Казначейства в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41274/2016
Истец: МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональное орерационное управление Федерального Казначейства
Третье лицо: ГУП "Камчатсккоммунэнергосбыт", ГУП КАМЧАТСККОММУНЭНРЕГОСБЫТ