Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
07 марта 2017 г. |
А73-14472/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ТСН "Фрунзе 128": директора Науменко А.Ю.;
от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Мучкаевой И.М.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128"
на решение от 27.12.2016 по делу N А73-14472/2016
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Фрунзе 128"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Фрунзе 128" (ОГРН 1152722001860, ИНН 2722041680; далее - ТСН "Фрунзе 128", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления регионального и государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 04.10.2016 N П 2016-14-0076.
Решением суда от 27.12.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "Фрунзе 128" подало апелляционную жалобу, в которой ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела не по правилам главы 25 АПК РФ. Кроме того, считает, что арбитражным судом необоснованно не приняты во внимание судебные решения Кировского районного суда города Хабаровска, вынесенные в отношении должностного лица товарищества и самого товарищества по статье 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы поддержаны в судебном заседании апелляционной инстанции директором товарищества в полном объеме. Кроме того, указано то, что со стороны управления не доказаны нарушения в действиях товарищества законодательства, регулирующего формирование фонда капитального ремонта, поскольку имеются все необходимые протоколы собственников спорного дома.
Представитель управления в заседании суда отклонила доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что управлением проведена внеплановая документарная проверка ТСН "Фрунзе 128", в ходе которой установлено, что в отсутствие законных оснований в период с сентября 2014 года по декабрь 2015 года собственникам помещений многоквартирного спорного дома выставлялись платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества указанного дома в счет формирования фонда капитального ремонта, при этом начисление взносов, печать и доставку платежных документов осуществляло ООО "Вектор", действующего на основании договора от 30.04.2015 N 4/2, заключенного с ТСН "Фрунзе 128", со сроком действия с 01.03.2014, что является нарушением части 3 статьи 170, статьи 171 ЖК РФ.
04.10.2016 составлен акт N П2016-14-0076, и выдано предписание N П 2016-14-0076, которым товарищество предложено в срок до 07.11.2016 устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке.
Несогласие с данным предписанием послужило основанием для обращения ТСН "Фрунзе 128" в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии наличия совокупности этих условий, поскольку оспариваемое предписание выдано управлением на законных основаниях.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данными выводами.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 1 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 2 этой статьи размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 4 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 названной статьи Кодекса в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Частью 5 статьи 173 предусмотрено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
В силу части 3.1 статьи 175 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Таким образом, изменение способа формирования фонда капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 173 ЖК РФ, в том числе и с учетом специальных сроков исполнения решения собственников, при наличии которых способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 ЖК РФ, если меньший срок не установлен законом субъекта РФ, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Из материалов дела установлено, что в период с сентября 2014 года по декабрь 2015 собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 128 по улице Фрунзе в городе Хабаровске выставлялись квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества дома в счет формирования фонда капитального ремонта.
При этом начисление взносов, печать и доставку платежных документов осуществляло ООО "Вектор" на основании договора от 30.04.2015 N 4/2, заключенного с ТСН "Фрунзе 128", действие которого согласно пункту 7.1 распространяется на отношения, возникшие с 01.03.2014, что не соответствует положениям статьи 170, 171, 173, 175 ЖК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что у товарищества имелось право на выставление собственникам помещений МКД квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества дома в связи с принятием общими собраниями собственников соответствующих решений от 28.04.2014 N N 7, 7/71, от 13.03.2015 N 8/1, был предметом исследования арбитражного суда и обоснованно не принят во внимание.
Действительно, как следует из представленных в дело протоколов общего собрания от 28.04.2014 N N 7 и 7/1 собственники спорного МКД приняли решение об открытии своего счета для формирования фонда капитального ремонта, а также об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с тем, исходя из содержания статьи 173 ЖК РФ, указанные решения могли быть реализованы не ранее, чем через два года после их направления региональному оператору, то есть 28.04.2016. Кроме того, решение по вопросу о формировании счета, определении существенных условий, установленных статьями 173, 175 ЖК РФ собственниками помещений МКД не было принято.
Также арбитражным судом правильно отмечено, что в качестве юридического лица ТСН "Фрунзе 128" зарегистрировано только 29.04.2015, о чем свидетельствует Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ТСН "Фрунзе 128".
Поскольку на момент принятия решений от 28.04.2014 такой владелец специального счета как ТСН "Фрунзе 128" в качестве юридического лица зарегистрирован не был, Постановлением Администрации города Хабаровска от 04.12.2014 N 5290 были внесены изменения в Постановление Администрации города Хабаровска от 26.05.2014 N 2063 "Об утверждении Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "Город Хабаровск", в отношении которых было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", в соответствии с которым в указанный Перечень был включен МКД N 128 по ул.Фрунзе в г.Хабаровске.
Таким образом, в период с сентября 2014 года по декабрь 2015 года квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в счет формирования фонда капитального ремонта подлежали выставлению собственникам помещений МКД N 128 по ул.Фрунзе в г.Хабаровске Некоммерческой организаций "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 13.04.2015 N 8/1 по вопросу определения способа формирования капитального ремонта, собственниками принято решение о хранении средств фонда капитального ремонта на счете ТСН "Фрунзе 128", в то время как согласно положениям статьи 173 ЖК РФ принятию подлежало решение о формировании фонда капитального ремонта. При этом, поскольку протокол от 13.04.2015 N8/1 поступил в адрес Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" 13.04.2015, указанное решение может быть реализовано не ранее 13.04.2017.
Вследствие этого, установив в ходе проверки ТСН "Фрунзе 128", что в спорный период собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 128 по улице Фрунзе в городе Хабаровске по заданию ТСН "Фрунзе 128" ООО "Вектор" выставлялись квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества указанного дома по договору от 30.04.2015 N 4/2, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.03.2014, управление на законных основаниях выдало заявителю оспариваемое предписание.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в заявленном требовании.
Довод апелляционной жалобы о том, что настоящий спор должен быть рассмотрен в порядке главы 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушении", не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку заявление о признании недействительным ненормативного акта подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
Ссылка на судебные акты Кировского районного суда города Хабаровска, вынесенные в отношении должностного лица товарищества и самого товарищества по статье 19.5 КоАП РФ, была предметом правовой оценки и обоснованно отклонена в связи иным субъектным составом участников спора, а также применением положений статьи 4.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2016 по делу N А73-14472/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников недвижимости "Фрунзе 128" (ИНН 2722041680) излишне уплаченную по чеку-ордеру от 25.01.2017 государственную пошлину в сумме 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14472/2016
Истец: ТСН "Фрунзе 128"
Ответчик: Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края