г. Самара |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А55-23661/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" - Буянов П.М., доверенность от 15.08.2016,
от Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 19 - Жирнова Н.Е., доверенность от 30.12.2016 N 39/17,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 19
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2016 года по делу N А55-23661/2016 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" (ОГРН 1146376000814, ИНН 6376024892), Самарская область, с. Красный Яр,
к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 19, Самарская область, с. Сергиевск,
о признании недействительным уведомления от 18.04.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 19 о признании недействительным уведомления от 18.04.2016 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда 1 инстанции от 20 декабря 2016 года заявление удовлетворено, оспариваемое уведомление филиала N 19 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ признано недействительным.
С Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 19 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
При этом указывает, что пунктом 5 порядка предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил документы, указанные в п.3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу. ООО "УРАЛ-ФАРМ" данной обязанности не исполнил, чем нарушил требования действующего законодательства. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "УРАЛ-ФАРМ" осуществляет 17 видов деятельности. Действующим законодательством установлена определенная обязанность страховщика: филиал обязан отнести данного заявителя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и уведомляет заявителя. Что и было осуществлено филиалом с использованием выписки из ЕГРЮЛ ООО "УРАЛ-ФАРМ", при этом филиал руководствовался "ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 06.11.2001 г. N 454-ст. В случае непредставления страхователем в установленный срок документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, отделение Фонда получает сведения об осуществляемых видах деятельности исключительно из ЕГРЮЛ.
Обществ с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил решение суда 1 инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ФАРМ" зарегистрировано в филиале N 19 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в качестве страхователя за N 6319010744.
В связи с непредставлением в срок до 15.04.2016 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности на 2016 год, Филиал N 19 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ направил Обществу уведомление от 18.04.2016 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 9).
Данным уведомлением обществу в соответствии с видом деятельности "производство гипсовых изделий для использования в строительстве" определен 14 класс профессионального риска как наиболее высокий из осуществляемых им видов экономической деятельности, заявленных обществом в ЕГРЮЛ. В связи с этим страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год установлен в размере 1,5 процентов к начисленной плате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (л.д. 9).
Не согласившись с данным уведомлением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ООО "УРАЛ-ФАРМ" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с положениями ст.ст. 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства), копию лицензии (для страхователей, осуществляющих деятельность, подлежащую обязательному лицензированию).
Исполнительный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 01 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Из материалов дела видно, что предусмотренную пунктами 3 и 5 Порядка обязанность ООО "УРАЛ-ФАРМ" не исполнило, срок до 15.04.2016 в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности на 2016 г. не представило.
Данную справку-подтверждение основного вида экономической деятельности "розничная торговля фармацевтическими товарами" общество представило в Фонд только 20.04.2016 г. (л.д.15-16).
Пунктом 5 Порядка предусмотрены последствия неисполнения страхователем своей обязанности по своевременному представлению страховщику сведений о виде деятельности за прошедший год в виде отнесения страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности.
Между тем с учетом буквального содержание данного пункта Фонд при решении вопроса об отнесении страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, должен исходить из тех видов экономической деятельности, которые фактически осуществляются страхователем, а не ограничиваться формальным перечнем видов деятельности, отраженных в ЕГРЮЛ.
В связи с этим указанный вид экономической деятельности страхователя не может быть определён Фондом лишь на основании документов, в которых приведены сведения о всех видах экономической деятельности предприятия.
Основной вид деятельности страхователя в целях установления страхового тарифа не может быть установлен страховщиком лишь на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 14943/10 по делу N А10-1360/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2014 по делу N А72-9412/2013, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2013 по делу N А33-12934/2012.
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц от 11.11.2014 г. основным видом экономической деятельности общества является розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД 52.31), кроме того в реестр включены и иные дополнительные виды экономической деятельности, в том числе "производство гипсовых изделий для использования в строительстве" (код ОКВЭД 26.62) - л.д.27-32.
Аналогичные сведения отражены в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "УРАЛ-ФАРМ" от 06.10.2016 г, представленной Фондом в суд 1 инстанции (л.д.51-54).
Кроме выписки из ЕГРЮЛ Фондом не представлено иных доказательств, на основании которых им был определен фактически осуществляемый Обществом вид деятельности - "производство гипсовых изделий для использования в строительстве", который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Между тем из материалов дела следует, что ООО "УРАЛ-ФАРМ" с момента создания осуществляло единственный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 52.31 "розничная торговля фармацевтическим товарами", соответствующий 2-му классу профессионального риска, а также уплачивало в течение 2014-2015 года страховой тариф согласно подтвержденному Фондом заявлению Общества о подтверждении основного вида экономической деятельности от 13.04.2015 г. в размере 0,2% процента (л.д.58-60).
Никаких иных видов экономической деятельности, в том числе и "производство гипсовых изделий для использования в строительстве" страхователь в 2015 году не осуществлял и не предполагал осуществлять в 2016 году, что подтверждается штатным расписанием общества (л.д.56-57).
Доказательств фактического осуществления обществом в 2015 г. экономической деятельности по вмененному ему виду (производство гипсовых изделий для использования в строительстве) Фондом не представлено.
Таким образом, в оспариваемом уведомлении Фонд необоснованно увеличил ООО "УРАЛ-ФАРМ" размер страхового тарифа с 01.01.2016 г. с 0,20 % до 1,50 % в связи с необоснованным отнесением страхователя к виду экономической деятельности - "производство гипсовых изделий для использования в строительстве", который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из видов деятельности, отраженных в ЕГРЮЛ.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое уведомление Фонда от 18.04.2016 г. вынесено без учета фактически осуществляемой обществом деятельности, нарушает его законные права и интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Фонда, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление общества, оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2016 года по делу N А55-23661/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23661/2016
Истец: ООО "УРАЛ-ФАРМ"
Ответчик: Государственное учреждение- Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N19, Филиал N19 Государственного учреждения- Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации