г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А56-1219/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: представитель Федаев А.В. (по доверенности от 19.01.2016),
от ответчика: представитель Главатских А.В. (по доверенности от 31.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33484/2016) ООО "КАИФ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2016 по делу N А56-1219/2016 (судья Чуватина Е.В.), принятое по заявлению ООО "КАИФ"
заинтересованное лицо: Администрация МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района ЛО 3-е лицо: Совет депутатов муниципального образования "Всеволожского городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
о признании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАЙФ" (ОГРН 1024702182933, адрес: 188643, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Василеозерская, 1,2,76; далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными полностью распоряжений от 01.02.2010 N 13, от 19.01.2011 N 05 и постановлений от 19.01.2012 N 27, от 01.02.2013 N 81, от 27.01.2014 N 49, от 23.01.2015 N 55, от 21.06.2011 N489, Администрации МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) и об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 19.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Совет депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Решением от 04.12.2016 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "КАЙФ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению ООО "КАЙФ", оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права и процессуального права и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель ООО "КАЙФ" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжениями Администрации от 01.02.2010 N 13, от 19.01.2011 N 05 и постановлениями Администрации от 19.01.2012 N 27, от 01.02.2013 N 81, от 27.01.2014 N 49, от 23.01.2015 N 55 были утверждены значения базовой величины стоимости строительства 1 кв.м. объектов недвижимости соответственно на 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годы для целей определения арендной платы.
Ссылаясь на то, что оспариваемые акты, нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской ненормативный акт государственного органа или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемых арбитражными судами.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц определен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для решения вопроса о том, является ли оспариваемое решение нормативным правовым актом, необходимо определить правовую природу обжалуемого акта.
В постановлении Государственной Думы N 781-II ГД от 11.11.1996 "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" приведено определение нормативного правового акта, под которым понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" определено, что по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. При этом особо обращается внимание на то обстоятельство, что положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Пленума N 2 от 20.01.2003 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Под ненормативным правовым актом уполномоченного органа понимается одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного органа по конкретному вопросу, обращенное к определенному лицу и направленное на установление, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
Решением Совета депутатов МО "Всеволожское городское поселение" от 18.12.2007 N 60 была утверждена Методика определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального район Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями (далее - Методика от 18.12.2007).
Пунктом 2.1 Методики от 18.12.2007 определена формула расчета годовой арендной платы, предполагающая использование показателя Сб - базовой величины стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения, в котором находится арендуемый объект.
Пунктом 3.1 Методики от 18.12.2007 было установлено, что базовая величина стоимости строительства 1 кв.м объекта недвижимости определяется как усредненная величина восстановительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади объектов недвижимости во Всеволожском муниципальной районе Ленинградской области.
Распоряжением Администрации от 01.02.2010 N 13 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2010 год" была утверждена базовая величина стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения, в котором находится арендуемый объект, на 2010 год согласно экспертному заключению о средней полной восстановительной стоимости 1 кв.м общей площади наиболее распространенных типов зданий на территории Всеволожского района Ленинградской области.
Распоряжением Администрации от 19.01.2011 N 05 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2011 год" была утверждена базовая величина стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения, в котором находится арендуемый объект, на 2011 год согласно экспертному заключению о средней полной восстановительной стоимости 1 кв.м общей площади наиболее распространенных типов зданий на территории Всеволожского района Ленинградской области, предоставленному независимым оценщиком ООО "Пригород".
Постановлением Администрации от 19.01.2012 N 27 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2012 год" была утверждена базовая величина стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения, в котором находится арендуемый объект, на 2012 год согласно экспертному заключению о средней полной восстановительной стоимости 1 кв.м общей площади наиболее распространенных типов зданий на территории Всеволожского района Ленинградской области, предоставленному независимым оценщиком ООО "Пригород".
Постановлением Администрации от 01.02.2013 N 81 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2013 год" была утверждена базовая величина стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения, в котором находится арендуемый объект, на 2013 год согласно экспертному заключению о средней полной восстановительной стоимости 1 кв.м общей площади наиболее распространенных типов зданий на территории МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, предоставленному независимым оценщиком ООО "Пригород".
Решением Совета депутатов МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2013 N 27 утверждена Методика определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями в новой редакции (далее - Методика от 28.05.2013).
Пунктом 2.1 Методики от 28.05.2013 была определена формула расчета годовой арендной платы, предполагающая использование показателя Сб - базовой величины стоимости строительства 1 кв.м здания, строения, сооружения.
Пунктом 3.1 Методики от 28.05.2013 было установлено, что базовая величина стоимости строительства 1 кв.м объекта недвижимости определяется как усредненная величина восстановительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади наиболее распространенных типов зданий (кирпичные, панельные, деревянные, ангары, павильоны (торговые) на территории МО "Город Всеволожск", устанавливается ежегодно и утверждается актами Администрации МО "Город Всеволожск".
Постановлением Администрации от 27.01.2014 N 49 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2014 год" было утверждено значение базовой величины стоимости строительства 1 кв.м объектов недвижимости на 2014 год.
Постановлением Администрации от 23.01.2015 N 55 "Об утверждении базовой величины стоимости строительства на 2015 год" было утверждено значение базовой величины стоимости строительства 1 кв.м объектов недвижимости на 2015 год.
Постановлением Администрации от 20.06.2011 N 489 "Об утверждении проектов административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг отдела по управлению муниципальным имуществом" утверждены проекты административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.
Таким образом, распоряжения Администрации от 01.02.2010 N 13, от 19.01.2011 N 05 и постановления от 19.01.2012 N 27, от 01.02.2013 N 81, от 27.01.2014 N 49, от 23.01.2015 N 55, от 21.06.2011 N 489 следует рассматривать в качестве подлежащих неоднократному применению норм, содержащих обязательное предписание, влекущие юридические последствия, носящих общеобязательный характер и адресованных неопределенному кругу лиц, отражающих властное волеизъявление уполномоченного субъекта.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В силу норм Федерального закона N 186-ФЗ от 28.06.2014 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 186-ФЗ), арбитражный суд не вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить и прекратить производство по делу, в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления и апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2016 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить ООО "КАИФ" (ОГРН 1024702182933, ИНН 4720014798) из федерального бюджета 21 000 руб. государственной пошлины по заявлению и 9 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1219/2016
Истец: ООО "КАИФ"
Ответчик: Администрация МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района ЛО, Администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Совет депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Тринадцатый арбитражный аппеляционный суд