г. Владивосток |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А24-3973/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Камчатское пиво",
апелляционное производство N 05АП-629/2017
на решение от 07.12.2016
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-3973/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению акционерного общества "Камчатское пиво" (ИНН 4101028384, ОГРН 1024101015950)
к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 01.09.2016 N 01-08-01/7086/16,
при участии: стороны не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Камчатское пиво" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление) об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание торгового центра по ул. Лукашевского (2-я очередь)", оформленного письмом N 01-08-01/7086/16 от 01.09.2016, и об обязании управление в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.12.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что из оспариваемого отказа невозможно установить, в каких координатах допущено несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка, какая площадь застройки выходит за пределы границ допустимого размещения, а также иные сведения, позволяющие определить, что проектируемый объект запроектирован с нарушением границ допустимого размещения здания. Учитывая данные недостатки, а также то обстоятельство, что ранее обществу было отказано в выдаче разрешения на строительство по иным основаниям, заявитель считает оспариваемый отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы. При этом указывает, что суд первой инстанции неполно исследовал существенные для дела обстоятельства, поскольку не дал оценку доводу управления о необходимости обеспечения объекта капитального строительства открытой площадкой для хранения автотранспорта, что также послужило основанием для принятия оспариваемого решения.
Управление в представленном в материалы дела отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. Управление письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. С учетом изложенного судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 41:01:010118:602, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, общая площадь 35091 кв.м, адрес объекта: установлено относительно ориентира производственное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, дом 13, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.02.2010 внесена запись регистрации N 41-41-01/002/2010-045 и выдано свидетельство серии 41АВ N 071227.
Также заявитель является собственником здание торгового центра, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 2802,6 кв.м, инв. N 7824, лит.С, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 27, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2012 серии 41-АВ N 137333.
06.02.2012 между Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды N 39/12, согласно которому земельный участок площадью 1678 кв.м с кадастровым номером 41:01:0010118:707, находящийся в распоряжении Камчатского края, государственная собственность на который не разграничена, разрешенное использование: земельные участки объектов торгового назначения, в том числе рынков, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, передан в аренду для строительства здания торгового центра.
Указанный договор заключен до 06.02.2015 с возможностью возобновления на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии письменных возражений со стороны арендодателя (пункты 2.1., 7.1 договора).
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.02.2013 N 489 в отношении указанного земельного участка обществу утвержден градостроительный план земельного участка N ru41-301-000-11 для целей строительства здания торгового центра (2-я очередь).
25.08.2016 общество обратилось в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание торгового центра по ул. Лукашевского (2-я очередь)".
По результатам рассмотрения указанного обращения управление письмом от 01.09.2016 N 01-08-01/7086/16 уведомило общество об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав на несоответствие проектируемого объекта капитального строительства требованиям, установленным в градостроительном плане земельного участка, в части размещения объекта капитального строительства за пределами границ места допустимого размещения, указанного в градостроительном плане, а также на необходимость обеспечения спорного объекта открытой площадкой для временного хранения транспортных средств в количестве 82-115 единиц.
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается несоответствие проектной документации общества требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка N ru41-301-000-11.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 названной статьи предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления и прилагает необходимые документы, в том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 2) и материалы, содержащиеся в проектной документации, включая схему планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (подпункт "б" пункта 3).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
В развитие указанных норм постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31.05.2012 N 1520 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство (далее - Административный регламент, Регламент N 1520), в силу пунктов 1.3, 1.4, 1.4.1 которого предоставление муниципальной услуги от лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляется управлением.
Пунктами 2.6, 2.6.1, 2.7 названного Регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, который согласуется с перечнем документов, установленным частью 7 статьи 51 Кодекса.
Согласно пунктам 2.10, 2.10.1 Административного регламента несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из материалов дела усматривается, что, отказывая в выдаче разрешения на строительство, управление установило несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N ru41-301-000-11, а также необходимость обеспечения проектируемого объекта строительства и существующего здания торгового центра открытой площадкой для временного хранения транспортных средств в количестве 82-115 единиц.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ с учетом положений статьи 41 ЗК РФ право пользователя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Аналогичные требования следуют из пункта 9 статьи 1 и части 1 статьи 36 ГрК РФ, в силу которых градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4 части 7 статьи 14 Правил землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденных Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 N 294-нд (далее - Правила землепользования и застройки), территориальная зона ц4 "Зона общественно-делового центра местного значения" выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны относятся "объекты торгового назначения, в том числе рынки" (подпункт "а" пункта 4 части 7 статьи 14 Правил N 294-нд).
Из таблицы 1, приведенной в части 1 статьи 13 названных Правил, следует, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в зоне ц4 составляют: площадь земельного участка - от 200 кв.м до 100000 кв.м, минимальные отступы от границ земельного участка - 5 м, минимальный/максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30/70.
В свою очередь имеющийся в материалах дела градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:707 содержит следующие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и объекта капитального строительства: площадь земельного участка (га) - 0,1678; номер объекта капитального строительства - 1; предельные размеры земельного участка (кв.м): макс. - 100000, мин. - 200; площадь объекта капитального строительства (кв.м) - 1102,0; предельное количество этажей - 7; фактическое использование земельного участка - для строительства здания торгового центра; место допустимого размещения здания торгового центра (2-я очередь) - согласно чертежу N 1.
Таким образом, указанный градостроительный план по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку, в котором указана информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Анализ имеющегося в материалах дела чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования (л.д. 90) показывает, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010118:707 с юго-западной стороны имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером 41:01:0010118:602, находящимся в собственности заявителя. При этом место допустимого размещения здания торгового центра (2-я очередь) обозначено на спорном земельном участке также с юго-западной стороны и фактически граничит со смежным земельным участком.
Между тем в экспликации зданий и сооружений, являющейся составной частью проектной документации шифр 2408.1549-ПБ, здание торгового центра (2-я очередь), расположенное также с юго-западной стороны арендуемого земельного участка КН 41:01:0010118:707, граничит не только со смежным земельным участком, но и со зданием торгового центра, расположенном на смежном земельном участке КН 41:01:0010118:602 и являющимся собственностью общества. То есть фактически выходит за границы места допустимого размещения объекта капитального строительства и за границы арендуемого земельного участка, налагаясь на земельный участок КН 41:01:0010118:602, расположенный в территориальной зоне п2 "Зона размещения предприятий III-V класса вредности и не имеющих классов вредности", что противоречит и статье 85 ЗК РФ, и части 7 статьи 14 Правил N 294-нд, и градостроительному плану земельного участка.
Соответственно вывод управления, поддержанный судом первой инстанции, о том, что подготовленная обществом проектная документация, представленная с заявлением от 25.08.2016 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не соответствует требованиям градостроительного плана спорного земельного участка, является обоснованным и основан на фактических обстоятельствах дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что у органа местного самоуправления имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что из данного решения невозможно установить, в каких координатах допущено несоответствие проектной документации градостроительному плану, и какая площадь застройки выходит за пределы границ допустимого размещения, коллегия признает безосновательным, поскольку чертежом градостроительного плана земельного участка четко определено пятно застройки, устанавливающее границы размещения объекта капитального строительства. Сравнительный анализ градостроительного плана земельного участка и проектной документации позволяет установить данное несоответствие, включая площадь наложения.
Ссылки общества на то, что при рассмотрении его предыдущих заявлений департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, переименованный в управление в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.10.2015 N 839-р, данное нарушение не приводил в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в качестве доказательств незаконности оспариваемого решения.
Действительно, по смыслу части 11 статьи 51 ГрК РФ правовая экспертиза документов, представленных с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, предполагает, что уполномоченный орган осуществляет полную проверку проектной документации на соответствие требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем выявление иных нарушений в представленной проектной документации при рассмотрении последующих заявлений заинтересованного лица о выдаче разрешений на строительство не лишает такой орган возможности в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку в силу прямого указания части 13 статьи 51 ГрК РФ несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является прямым основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
Что касается довода заявителя о том, что указание управления на необходимость обеспечения объекта капитального строительства открытой площадкой для хранения автотранспорта не относится к условиям, в силу которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, то судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с приложением "К" к Своду правил 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 (далее - СП 42.13330.2011), норма расчета стоянок автомобилей у торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв.м составляет на 100 кв.м торговой площади 5-7 машино-мест.
Аналогичные расчетные показатели установлены таблицей 109 Постановления Правительства Камчатского края от 15.08.2011 N 340-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Камчатского края", действующего на дату утверждения градостроительного плана, в том числе расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках у торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв.м составляет 10 машино-мест на 100 кв.м торговой площади.
Соответственно, принимая во внимание указанные расчетные показатели, управление обоснованно сослалось на необходимость соблюдения данных положений СП 42.13330-2011.
При этом, учитывая, что условия обеспечения нормативного количества парковочных мест для сотрудников и посетителей торгового центра закреплены в пункте 2.2.2 градостроительного плана земельного участка N ru41-301-000-11, судебная коллегия находит ошибочным довод заявителя о том, что несоблюдение указанных нормативов не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Делая указанный вывод, коллегия, тем не менее, отмечает, что оспариваемый отказ детальных выводов о несоответствии площади открытой площадки для хранения автотранспорта, предусмотренной проектной документацией объекта капитального строительства "Здание торгового центра по ул. Лукашевского (2-я очередь)", в сравнении с градостроительным планом земельного участка площадью 1678 кв.м не содержит, в связи с чем следует согласиться с управлением, что названное обстоятельство в спорной ситуации носит рекомендательно-разъяснительный характер.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании части 5 статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.12.2016 по делу N А24-3973/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3973/2016
Истец: АО "Камчатское пиво"
Ответчик: Муниципальное учреждение Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа -