г. Тула |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А62-5022/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е. при участии представителей истца - производственно-строительного кооператива "Авангард" (г. Смоленск, ОГРН 1026701460466, ИНН 6731006457) - Вислогузова А.К. (доверенность от 23.01.2017) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Регион" (ОГРН 10867310, ИНН 6730079406) - Безрукова К.Н. (доверенность от 16.09.2014), в отсутствие представителей ответчика - администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (д. Богородицкое, Смоленский район, Смоленская область, ОГРН 1056735021694, ИНН 6714026220) и третьих лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), общества с ограниченной ответственностью "Козинский тепличный комбинат" (д. Богородицкое, Смоленский район, Смоленская область, ОГРН 1136733005243, ИНН 6714033860), администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (с. Пригорское, Смоленский район, Смоленская область, ОГРН 1026701452997, ИНН 6714002858), Коньковой Тамары Яковлевны (г. Смоленск) и Шубнякова Владимира Александровича (г. Смоленск), извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион"
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.11.2016 по делу N А62-5022/2014 (судья Соловьевой А.В.), установил следующее.
Производственно-строительный кооператив "Авангард" (далее - кооператив, ПСК "Авангард") обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691, путем изменения его границ с точек н1, н11, н10, н8 на точки н1, н2, н3, н4, н5, н6, н7, н8 в соответствии с обзорным планом от 05.07.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - ООО "Регион"), общество с ограниченной ответственностью "Козинский тепличный комбинат" (далее - ООО "Козинский тепличный комбинат"), Конькова Тамара Яковлевна и Шубняков Владимир Александрович.
Протокольным определением от 21.03.2016 по ходатайству истца произведена замена ответчика с администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области на администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - администрация).
Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
ПСК "Авангард" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно заявляло об изменении (уточнении) своих требований. В соответствии с уточненным заявлением от 01.11.2016 (т. 7, л. 142), которое принято судом, просил суд изменить границу земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с/п Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 метров, в координатах т. т. н11, н10, н9, н8, н7 схемы наложения границ земельного участка дополнительного заключения эксперта ООО "Смоленское бюро строительных услуг" Иванова К.В. от 15.09.2016 (л. 24 заключения эксперта),
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.11.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, третье лицо (ООО "Регион") обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
При этом податель жалобы обращает внимание апелляционного суда на то, что ПСК "Авангард" до настоящего времени не выполнены требования частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ((с изменениями и дополнениями). В связи с этим земельный участок, находящийся у него в постоянном (бессрочном) пользовании, является муниципальной собственностью. Следовательно, по мнению ООО "Регион", хотя право пользования истца на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060106:105 сохраняется, но установление местоположения границ земельного участка должно проводиться по общим принципам установления местоположения границ земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с главой VI Земельного Кодекса Российской Федерации. ООО "Регион" считает, что формированием земельного участка в такой ситуации должен заниматься муниципальный орган, в чью компетенцию входит распоряжение этим земельным участком, а не сам пользователь.
Также ООО "Регион" со ссылкой на положения части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полагает, что в соответствии с заключением эксперта границы земельного участка истца невозможно установить ни по правоустанавливающим документам, ни по землеотводной документации при первоначальном выделении этого земельного участка, ни по границам фактического землепользования, существующим на местности 15 и более лет.
Обращает внимание апелляционной инстанции и на то, что на момент вынесения решения суда эти границы так и не были установлены в соответствии с законом, в то время как суд первой инстанции изменяет границы соседнего участка, что, по мнению ООО "Регион", нельзя признать правильным.
Все это, по утверждению ООО "Регион", свидетельствует о том, что истец обратился не с тем иском, его права по своему земельному участку не восстановлены, так как суд принял решение в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691, который на праве аренды принадлежит ООО "Регион", а не истцу.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 28.02.2017.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления председателя кооператива "Авангард" Трубникова Ю.А. решением Смоленского районного Совета народных депутатов от 27.09.1991 N 26 в постоянное пользование кооперативу "Авангард" треста "Смоленскпромстрой" (правопреемник - ПСК "Авангард") отведен земельный участок совхоза "Козинский" площадью 0,5 га кустарника в районе пос. Пионерный для строительства производственной и складской базы (т. 1, л. 38).
Из искового заявления следует, что государственный акт, выданный истцу, был им утерян примерно в 1992 году.
Из письма архивного отдела администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 10.07.2014 N 1056 следует, что государственный акт на право собственности на землю N СМО-1р-16 N 332 не может быть предоставлен, поскольку в архив не поступал (т. 1, л. 54).
Данный земельный участок 02.02.1992 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 67:18:0060106:105 как ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, подлежат уточнению в ходе межевания.
При этом, как указал истец, с 1991 года кооператив использовал указанный земельный участок, предоставленный в установленном законом порядке, для собственных производственных нужд, в частности, произвел самовольное строительство объектов нежилого назначения, что следует из искового заявления (т. 1, л. 5).
В то же время по заявлению ООО "Регион" от 19.02.2014 администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области произведен выбор земельного участка для строительства завода железобетонных изделий на территории Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден акт выбора земельного участка для строительства от 12.05.2014 (т. 2, л. 20).
Постановлением администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.05.2014 N 1122 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории Козинского сельского поселения - площадью 16000,00 кв. м, отнесенной к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный: Смоленская область, Смоленский район, Козинское сельское поселение, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м для использования в соответствии с целевым назначением (т. 2, л. 21).
Администрацией 16.05.2014 в газете "Сельская правда" было размещено объявление о предполагаемом месте размещения строительства завода железобетонных изделий на земельном участке ориентировочной площадью 1,6 га северо-восточнее д. Киселеква на расстоянии примерно 1300 кв. м. В срок, оговоренный в публикации, никаких возражений и предложений в адрес администрации не поступало.
Постановлением администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.07.2014 N 1733 предварительно согласовано место размещения завода железобетонных изделий и утвержден акт выбора земельного участка от 12.05.2014 N 53 для строительства завода железобетонных изделий северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (т. 2, л. 22).
На основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Смоленской области от 11.06.2014 N 67/14-37003 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691 площадью 16 000+/-1107 кв. м, адрес: Смоленская область, р-н Смоленский, с/п Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м.
В соответствии с уведомлением регистрирующего органа от 13.08.2014 N 01/011/2014-12768 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:691 в едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним отсутствуют (т. 1, л. 52).
Ссылаясь на имеющееся наложение фактических границ земельного участка, предоставленного истцу на праве бессрочного пользования (кадастровый номер 67:18:0060106:105), на границы земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691, координаты которых внесены в ГКН, ПСК "Авангард" обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассматривая спор по существу, провел две судебные экспертизы, результаты которых учел при удовлетворении заявленных требований.
Между тем апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда в силу следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Кодекса способами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений, далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 40 названного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Законодательством, в том числе статьями 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определен порядок согласования границ земельных участков.
В силу указанных норм согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
На основании положений статьи 31 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, утвержденного постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 N 1103/1-1 (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка), право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
При этом в силу положений статьи 32 этого же Кодекса приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Согласно пункту 2 этой же статьи Закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
До настоящего момента кооператив своим правом не воспользовался и не переоформил право бессрочного пользования.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего в спорный период) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, входит в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
Из приведенных правовых норм следует, что границы земельного участка являются одной из характеристик, позволяющих индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав, и подлежит определению в соответствии земельным законодательством.
Из материалов дела и пояснений представителя истца следует, что кооператив не проводил межевание принадлежащего ему земельного участка, по действовавшему на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка законодательству его границы не были установлены описательным методом - по ориентирам.
Цель, которую преследовал кооператив, обращаясь в суд, заключается в фактическом изменении границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691 для последующего уточнения границ своего земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105. Между тем, не реализовав своего права на установление (уточнение) границ участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105, не начав предусмотренную законом процедуру, следует прийти к выводу о том, что обращение в суд с таким требованием преждевременно.
Законодатель не предусматривает возможности изменения определенной в установленном порядке границы смежного правообладателя для будущего установления границ своего участка.
Кооператив злоупотребил своим правом и в нарушение положений статьи 32 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 приступил к использованию земельных участков при отсутствии установленных границ участка в натуре (на местности), построив самовольные объекты недвижимости (исковое заявление).
В настоящее время, ссылаясь на отсутствие финансовых возможностей, кооператив, злоупотребляя своим правом вновь, также не установил границы земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 по координатам характерных точек его границ, как то предусмотрено ныне действующими положениями.
Таким образом, в настоящее время по факту указанные сведения (о границах) в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка истца отсутствуют.
За отсутствием таких сведений в государственном кадастре недвижимости отсутствуют и прямые доказательства того, что постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691 нарушены границы земельного участка истца.
Согласно отзыву филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Смоленской области истец в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (внесения сведений о местоположении границ земельного участка) и межевым планом, подготовленным в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, не обращался. В ГКН отсутствует информация о наличии кадастровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 67:18:0060105:691 и 67:18:0060106:105 (т. 4, л. 92 - 94).
В то же время в суде истец в ходе рассмотрения дела по существу заявил о необходимости назначения судебной экспертизы.
Что касается проведенных судом экспертиз, то необходимо отметить следующее.
В заключении эксперта от 18.07.2016 (т. 6, л. 58 - 110) отмечено, что при инструментальном обследовании границ земельного участка она была установлена со слов представителя истца - Трубникова Ю.А. По результатам камеральной обработки полученных данных экспертом была составлена схема расположения фактических границ земельного участка, установленная также со слов истца. При этом эксперт указал, что определить границу земельного участка на основании правоустанавливающих документов невозможно, По картографическому материалу (выкопировка из земель совхоза "Козинский") также невозможно определить местоположение земельного участка кооператива. Точное местоположение границ земельного участка определить и описать исходя из землеотводной документации по существующим на местности природным и искусственным ориентирам, предопределившим внешние границы земельного участка, является невозможным.
По ходатайству истца судом назначена дополнительная экспертиза (т. 7, л. 48 - 51).
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ) (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Оценив экспертное заключение в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд апелляционной инстанции не может признать его доказательством, подтверждающим наложение границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:691 на земельный участком с кадастровым номером 67:18:0060106:105.
Так, эксперт (т. 7, л. 76 - 117) в исследовательской части 1 вопроса указал, что на протяжении от точки н1 до точки н10, от точки н11 до точки н15 и от точки н16 до точки н18 граница не закреплена природными и долговременными искусственными объектами. От точки н15 до точки н16 граница закреплена остатками бетонного забора, возраст которого определить эксперту не представилось возможным. Определить границы земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м исходя из землеотводной документации с учетом существующих на местности 15 и более лет границ фактического землепользования участком кооператива невозможно. По существующим на местности природным и искусственным ориентирам, предопределяющим внешние границы земельного участка, с учетом обслуживания нежилых, капитальных строений и с учетом границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060105:222 площадь земельного участка составила 4688 кв. м (исследование 1 вопроса). В заключении на первый вопрос эксперт пришел к выводу о том, что определить и описать границы земельного участка исходя из землеотводной документации по существующим на местности 15 и более лет природным или искусственным ориентирам, предопределившим внешние границы земельного участка, является невозможным. Таким образом, нельзя описать границы земельного участка, указать, какие существуют на местности природные или искусственные ориентиры, предопределившие внешние границы земельного участка, а также указать, изменялись ли границы и в какой части. По результатам камеральной обработки данных экспертом составлены схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105, расположенного по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, в границах ПСХК "Козинское", возле ТЭЦ-2.
Что касается второго вопроса, то эксперт в исследовательской части также отметил, что определить границы земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м исходя из землеотводной документации с учетом существующих на местности 15 и более лет границ фактического землепользования кооперативом невозможно. Таким образом, не представляется возможным определить координаты точек наложения границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:691, расположенным по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, с/п Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м и составить схему наложения. При этом экспертом составлены схемы наложения и определены координаты наложения границ в соответствии со схемами на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:691, расположенного по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, с/п Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м.
В выводах на второй вопрос эксперт указал, что определить и описать границы земельного участка исходя из землеотводной документации по существующим на местности 15 и более лет природным или искусственным ориентирам, предопределившим внешние границы земельного участка, является невозможным. Таким образом, нельзя описать границы земельного участка и указать, какие существуют на местности природные или искусственные ориентиры, предопределившие внешние границы земельного участка, а также указать, изменялись ли границы и в какой части. В то же время по результатам камеральной обработки данных экспертом были составлены схемы наложения и определены координаты наложения границ в соответствии со схемами на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:691, расположенного по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, с/п Козинское, северо-восточнее д. Киселевка на расстоянии 1300 м. Причем в трех составленных экспертом схемах накладки составляют различные размеры: 2005 кв. м (1931 кв. м + 74 кв. м); 2 235 кв. м и 2 275 кв. м (2189 кв. м + 86 кв. м).
При таком судебном заключении апелляционный суд приходит к выводу, что эксперт не смог определить и описать границы земельного участка, а также установить факт наложения и координаты точек наложения границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м на земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060105:691. Составленные экспертом схемы носят предположительный характер, причем две из них составлены со слов руководителя кооператива.
Очевидно, что местоположение границ земельного участка истца фактически существующих на местности и их местоположение со слов руководителя истца существенно различаются. Кроме слов руководителя кооператив никаких других доказательств того, что он фактически пользовался земельным участком в тех границах, на которые указывает, не представлено. Фотографии в качестве доказательств в силу положения статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть допущены.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отсутствие установленных границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м, принадлежащего кооперативу на праве бессрочного пользования, его права в настоящее время не могут быть нарушены.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что в отсутствие границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0060106:105 площадью 5000 кв. м, принадлежащего кооперативу, суд не имел правовых оснований изменять границы соседнего земельного участка, не принадлежащего истцу. Такой судебный акт не может восстановить права истца. Напротив, им нарушаются права лица, сформировавшего земельный участок в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения данных требований суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
С учетом этого следует признать, что злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом, осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом права и законные интересы других лиц.
Из разъяснений, данных в пункте 1 Постановления N 25, усматривается, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 АПК РФ).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим.
С учетом установленных по делу фактов апелляционная инстанция полагает, что истец злоупотребляет своим правом, так как, не устанавливая границы своего земельного участка, пытается его сформировать посредством изменения земельного участка другого лица.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины по иску возлагаются на истца, а за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей, понесенные ответчиком, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.11.2016 по делу N А62-5022/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований производственно-строительного кооператива "Авангард" отказать.
Взыскать с производственно-строительного кооператива "Авангард" (г. Смоленск, ОГРН 1026701460466, ИНН 6731006457) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Регион" (ОГРН 10867310, ИНН 6730079406) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5022/2014
Истец: Производственно-строительный кооператив ""Авангард"
Ответчик: Администрация Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, ФГБУ "ФКП Росрееста" (Смоленский филиал), ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Администрация Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрация МО "Смоленский район" Смоленской области, Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Конькова Т.Я., Конькова Тамара Яковлевна, ООО "КОЗИНСКИЙ ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ", ООО "Регион", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ ФКП Росреестра), Шубняков В.А., Шубняков Владимир Александрович, Иванов Константин Васильевич, Медников Роман Леонидович, ООО "Смоленское бюро строительных услуг", Смоленский районный суд Смоленской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2322/17
06.03.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8291/16
09.11.2016 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5022/14
20.07.2016 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5022/14
17.09.2015 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5022/14