7 марта 2017 г. |
Дело N А84-1952/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 07.03.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Департамента финансов города Севастополя - Рублевой Е.В., доверенность N 09.1/277 от 23.01.2017; от Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая балка" - Чемичева И.А., доверенность N 580 от 25.07.2016, Синица А.Н., доверенность N 92 АА 0222933; от Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - Кирюхиной Я.Н., доверенность N01-53/56 от 26.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2016 года по делу А84-1952/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению Департамента финансов города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая балка" (ул. Новикова, 56, г. Севастополь, 299043),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (ул. Кулакова, 56, г. Севастополь, 299011),
Правительства Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
о взыскании задолженности по обязательным платежам,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2016 года по делу А84-1952/2016 отказано полностью в удовлетворении требований Департамента финансов города Севастополя о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая балка" задолженности по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 8 366 203,38 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Департамент финансов города Севастополя обратился с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержаться доводы о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
От Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая балка" в материалы дела также представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства Правительства Севастополя апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев доводы жалобы, и отзывы на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 15 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Порядок применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополь в переходный период определяется Законом города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период"(далее- Закон N2-ЗС).
Статьей 1 Закона N 2-ЗС предусмотрено, что до 1 января 2015 года на территории города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
Для реализации указанного Закона была создана Налоговая служба города Севастополя, которая, являлась администратором налогов и сборов переходного периода 2014 года.
Распоряжением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 565 "О ликвидации Налоговой службы города Севастополя" деятельность Налоговой службы города Севастополя с 29.12.2014 прекращена, соответственно, с 29.12.2014 года налоговый орган, уполномоченный на взыскание, в порядке, установленном Законом N 2-ЗС, налогов и сборов переходного периода 2014 года прекратил свое действие.
С 1 января 2015 года уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, является ФНС России, при этом УФНС России по г. Севастополю не является правопреемником прав и обязанностей Налоговой службы города Севастополя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании статей 213-217, 223 Налогового кодекса Украины, статей 17, 22 Закона N 2-ЗС в период с марта 2014 года по июнь 2014 года ООО "Агрофирма "Золотая балка" были представлены в налоговый орган города Севастополя декларации по акцизному налогу, в которых налогоплательщик самостоятельно определил размер налоговых обязательств по акцизному налогу с винодельческой продукции, а именно: - за февраль 2014 года в сумме 640 283,29 украинских гривен (далее - грн), что составляет 2 176 963,19 рублей (по курсу 3,4 руб./грн, согласно статье 18 Закона N 2-ЗС); - за март 2014 года в сумме 715 582,92 грн, что составляет 2 308 856,19 рублей (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 31.03.2014 - 3,22654 руб./грн, согласно статье 17 Закона N 2-ЗС); - за апрель 2014 года в сумме 613 331,86 грн, что составляет 1 895 661,58 рублей (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 30.04.2014 - 3,09076 руб./грн, согласно статье 17 Закона N 2-ЗС); - за май 2014 года в сумме 1 537 110,78 грн, что составляет 4 524 731,52 рублей (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 31.05.2014 - 2,94366 руб./грн, согласно статье 17 Закона N 2-ЗС). В силу статьи 222 Налогового кодекса Украины указанные выше суммы акцизного налога подлежали уплате в бюджет города Севастополя по срокам 28.03.2014, 30.04.2014, 30.05.2014 и 30.06.2014 соответственно.
20.06.2014, на основании статьи 203 Налогового кодекса Украины и статьи 17 Закона N 2-ЗС ООО "Агрофирма "Золотая балка" была представлена в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2014 года, согласно которой уплате по сроку 30.06.2014 подлежали налоговые обязательства в сумме 1 979 499 грн, что составляет 5 826 972,03 рублей (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 31.05.2014 - 2,94366 руб./грн, согласно статье 17 Закона N 2- ЗС).
23.06.2014 ООО "Агрофирма "Золотая балка" обратилась в Налоговую службу города Севастополя с заявлениями о рассрочке денежных обязательств по налоговому долгу по акцизному налогу за февраль, март и апрель 2014 года в сумме 5 726 553,74 рублей, по акцизному налогу за май 2014 года в сумме 4 524 731,52 рублей и по налогу на добавленную стоимость за май 2014 года в сумме 5 000 000 рублей. По результатам рассмотрения указанных заявлений Налоговой службой города Севастополя в порядке статей 19-1 и 100 Налогового кодекса Украины были приняты решения о рассрочке денежных обязательств от 30.06.2014 N N 8Р/92-00-25-16, 9Р/92-00- 25-16, 10Р/92-00-25-16, согласно которым ООО "Агрофирма "Золотая балка" была предоставлена рассрочка уплаты налоговых обязательств под проценты на срок с 30.06.2014 по 30.12.2014.
Во исполнение указанных решений налогового органа города Севастополя, 30.06.2014 между Налоговой инспекцией в Балаклавском районе Налоговой службы города Севастополя и ООО "Агрофирма "Золотая балка" были заключены договоры о рассрочке денежных обязательств (налогового долга) N N 3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027, в соответствии с условиями которых уплату налогоплательщиком акцизного налога за февраль, март, апрель и май 2014 года и налога на добавленную стоимость за май 2014 года надлежало производить согласно установленному графику. При этом в последний месяц рассрочки денежных обязательств (до 30.12.2014) ООО "Агрофирма "Золотая балка" обязано было уплатить остаток рассроченных налоговых обязательств на общую сумму 2 509 344,16 рублей.
Статьей 34 Закона N 2-ЗС установлены особенности налогообложения, учета и отчетности для лиц, сведения о которых на 10 декабря 2014 года не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и местом нахождения (местом жительства) которых является (до 18 марта 2014 года являлась) территория города Севастополя.
В силу частей 5 и 6 статьи 34 Закона N 2-ЗС плательщики налога на добавленную стоимость, акцизного налога, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, определяющие налоговые обязательства ежемесячно, уплачивают соответствующие налоги, сборы, платежи за декабрь 2014 года в срок не позднее 19 декабря 2014 года в размере среднего арифметического суммы налоговых обязательств, начисленных к уплате за периоды сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.
Плательщики платы за землю и фиксированного сельскохозяйственного налога, которые определили суммы налоговых обязательств на 2014 год с разбивкой годовой суммы по месяцам и соответственно кварталам, обязаны уплатить соответствующие обязательства за ноябрь 2014 года и декабрь 2014 года в срок не позднее 19 декабря 2014 года (часть 7 статьи 34 Закона N 2-ЗС).
Согласно данным содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, запись о приведении ООО "Агрофирма "Золотая балка" в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 30.12.2014,
Таким образом, ООО "Агрофирма "Золотая балка" подпадает под действие статьи 34 Закона N 2-ЗС.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно поданных в налоговый орган города Севастополя деклараций (расчетов) налоговые обязательства ООО "Агрофирма "Золотая балка" за периоды сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года составили: по акцизному налогу: за сентябрь - 2 038 754,73 рублей; за октябрь - 3 494 659,93 рублей; за ноябрь - 4 879 990,60 рублей. Среднее арифметическое за отчетные периоды - 3 471 135,09 рублей; по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства: за сентябрь - 132 287 рублей; за октябрь - 87 454 рублей; за ноябрь - 69 415 рублей. Среднее арифметическое за отчетные периоды - 96 385,33 рублей; по налогу на добавленную стоимость: за сентябрь - 3 033 448 рублей; за октябрь - 867 893 рублей; за ноябрь - 2 829 327 рублей. Среднее арифметическое за отчетные периоды - 2 243 556 рублей.
В соответствии с предоставленной в налоговый орган декларацией от 29.01.2014 N 9003044746 ежемесячный платеж ООО "Агрофирма "Золотая балка" по плате за землю в 2014 году составил 45 782,80 рублей. Таким образом, в соответствии со статьей 34 Закона N 2-ЗС ООО "Агрофирма "Золотая балка" обязано было в срок не позднее 19.12.2014 уплатить налоговые обязательства за декабрь 2014 года в следующих размерах: по акцизному налогу - 3 471 135,09 рублей; по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства - 96 385,33 рублей; по налогу на добавленную стоимость - 2 829 327 рублей, по налогу на землю - 45 782,80 рублей.
Письмом от 13.02.2015 N 17-22/00853 Управление ФНС уведомило Правительство Севастополя о суммах задолженности и переплаты по состоянию на 29.12.2014 по налогам и сборам, которые контролировались Налоговой службой города Севастополя в переходный период, в том числе указало, что ООО "Агрофирма "Золотая балка" не выполнены условия договоров о рассрочке денежных обязательств (налогового долга) от 30.06.2014 N N 3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027 (не оплачена часть рассроченных налоговых обязательств по сроку уплаты 30.12.2014 в общей сумме 2 520,2 тыс. рублей) и не исполнена обязанность по уплате налогов и сборов за декабрь 2014 года в порядке, установленном статьей 34 Закона N 2-ЗС (задолженность за указанный отчетный период по всем видам налоговых обязательств составила 4 926 тыс. рублей).
21.09.2015 Департаментом финансов города Севастополя выставлено требование к ООО "Агрофирма "Золотая балка" N 03.2-28/3843 о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя в виде остатка рассроченных договорами от 30.06.2014 NN3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027 денежных обязательств по сроку уплаты 30.12.2014 в общей сумме 2 509 344,16 рублей.
03.08.2016 Департаментом финансов города Севастополя выставлено требование к ООО "Агрофирма "Золотая балка" N 03.1/3563 об уплате задолженности по налогам и сборам за декабрь 2014 года, определенной в порядке статьи 34 Закона N 2-ЗС, в общей сумме 5 856 859,22 рублей.
В силу частей 1, 2 статьи 30 Закона N 2-ЗС неуплаченные суммы недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам по состоянию на 1 июля 2014 года, числящиеся в лицевых счетах налогоплательщиков (юридических лиц, частных предпринимателей и граждан), зарегистрированных на территории города федерального значения Севастополя, и плательщиков отдельных видов налогов, имеющих основную регистрацию на территории Республики Крым, считаются задолженностью перед бюджетом города федерального значения Севастополя и подлежат взысканию налоговыми органами города Севастополя.
Налоговым требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налоговой задолженности, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок.
Налоговое требование формируется по месту учета налогоплательщика на основании данных информационной системы, при наличии у него налоговой задолженности, и направляется налогоплательщику.
Налоговое требование, направленное юридическому лицу и частному (индивидуальному) предпринимателю, должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты получения указанного налогового требования, а налоговое требование, направленное в адрес физического лица, не являющегося частным (индивидуальным) предпринимателем, в течение 30 календарных дней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налоговой задолженности в установленный срок обязанность по ее уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или частного (индивидуального) предпринимателя в банках. Взыскание налоговой задолженности производится по решению налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (далее - решение о взыскании). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного налоговым требованием, но не позднее одного месяца после истечения указанного срока с указанием суммы налоговой задолженности на дату вынесения решения. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или частного (индивидуального) предпринимателя причитающейся к уплате суммы налоговой задолженности. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения налогового требования. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 30 Закона N 2-ЗС).
В силу части 12 статьи 34 Закона N 2-ЗС в случае неуплаты налогов и сборов, указанных в настоящей статье, налоговые органы города Севастополя имеют право принять меры, предусмотренные действующим законодательством.
При этом, согласно нормам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, (как указывалось выше законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения часть 3 статьи 46 НК РФ).
Кроме того, постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП утвержден Порядок расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде и определен Департамент финансов города Севастополя уполномоченным органом (далее - Уполномоченный орган) на взыскание задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя и ее территориальными органами (далее - налоговые органы), а также на возврат излишне уплаченной (взысканной) в переходном периоде 2014 года в бюджет города Севастополя на счета Казначейской службы города Севастополя государственной пошлины (судебного сбора) по решению судебных органов.
Из содержания пунктов 3,4, указанного Порядка N 308-ПП, следует, что уполномоченный орган осуществляет работу по реализации настоящего Порядка на основании переданной Правительством Севастополя Уполномоченному органу информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя, об ориентировочном расчетном сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 г. включительно (далее - сальдо расчетов).
Уполномоченный орган вправе дополнительно учесть в сальдо расчетов по отдельному налогу, сбору, иному обязательному платежу, единому социальному взносу суммы, уплаченные налогоплательщиком за период с 29 декабря по 31 декабря 2014 г. включительно, при наличии подтверждающих документов
Задолженность (отрицательное значение) по налогу, сбору, иному обязательному платежу и единому социальному взносу, подтвержденная информацией из сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику, подлежит оплате (взысканию).
Уполномоченный орган направляет налогоплательщику требование о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя и сведения о реквизитах счета, значения ИНН и КПП получателя (Уполномоченного органа), кода бюджетной классификации и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджет.
Налогоплательщик самостоятельно перечисляет сумму образовавшейся задолженности в бюджет города Севастополя до первого июля 2015 года.
Таким образом, согласно Порядка N 308 требование о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя должно быть направлено Департаментом и исполнено налогоплательщиком в срок до 01.07.2015. В случае самостоятельного непогашения налогоплательщиком образовавшейся задолженности перед бюджетом города Севастополя, уполномоченный орган формирует с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Порядка и положений пунктов 8 и 10 постановления Правительства Севастополя, которым утвержден настоящий Порядок, и направляет в судебный орган исковое заявление о взыскании задолженности в бюджет города Севастополя по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также единому социальному взносу, которые контролировались налоговыми органами города Севастополя (пункт 7 Порядка N 308).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу требований Закона N 2-ЗС с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налоговой задолженности, возникшей в переходный период, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налоговой задолженности. При этом непосредственно само налоговое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного месяца со дня возникновения соответствующей задолженности и подлежит исполнению субъектом предпринимательской деятельности в течение восьми рабочих дней с момента его получения.
Из материалов дела следует, что налоговые обязательства за декабрь 2014 года по акцизному налогу в размере 3 471 135,09 рублей, по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в размере 96 385,33 рублей, по налогу на добавленную стоимость в размере 2 829 327 рублей и по плате за землю в размере 45 782,80 рублей ООО "Агрофирма "Золотая балка" обязано было исполнить в срок до 19.12.2014 включительно, а остаток рассроченных налоговых обязательств по договорам от 30.06.2014 N N 3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027 в размере 2 509 344,16 рублей - уплатить в срок до 30.12.2014 включительно.
Следовательно, при наличии по состоянию на 01.01.2015 у ООО "Агрофирма "Золотая балка" возникшей в переходный период задолженности по налогам и сборам перед бюджетом города Севастополя, то налоговые органы Севастополя обязаны были направить налогоплательщику в течение января 2015 года соответствующие налоговые требования (часть 2 статьи 30 Закона N 2-ЗС) и, в случае их неисполнения в установленный срок (8 рабочих дней), - в течение шести месяцев после истечения этого срока обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующей налоговой задолженности.
При этом в силу пункта 6 Порядка N 308-ПП граничной датой для направления уполномоченным органом требования о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя и для исполнения налогоплательщиком такого требования является 30.06.2015, то установленный частью 3 статьи 30 Закона N 2-ЗС срок на обращение Департамента в суд с настоящим заявлением истек 31.12.2015.
Как указывалось выше, Департаментом были выставлены к ООО "Агрофирма "Золотая балка" требования от 21.09.2015 N 03.2-28/3843 и от 03.08.2016 N 03.1/356. Указанные требования получены заинтересованным лицом 08.10.2015 и 11.08.2015 соответственно.
Однако Департамент обратился с соответствующими заявлениями в суд 18.04.2016 и 04.10.2016 соответственно, с превышением установленного шестимесячного срока пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30 Закона N 2-ЗС.
Учитывая изложенное судебная коллегия отмечает, что на момент выставления требований Департаментом были пропущены сроки как на принудительное взыскание в бесспорном порядке, так и на обращение в суд с соответствующим заявлением, что повлекло нарушение порядка внесудебного взыскания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что что срок для обращения в суд с настоящим заявлением составляет три года, является необоснованным, так как изменения в постановление Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП "Об утверждении Порядка расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде" путем дополнения его пункта 7 абзацем следующего содержания: "Срок для обращения в судебный орган с исковым заявлением определяется в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации", были внесены постановлением Правительства Севастополя от 06.10.2016 N 933-ПП, то есть уже на момент рассмотрения данного дела в арбитражном суде.
Статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом верно отмечено, что окончание установленного Законом N 6-ФКЗ переходного периода и принятие Правительством Севастополя постановления от 17.04.2015 N 308-ПП не изменяет правовую природу задолженности по налогам и сборам перед бюджетом города Севастополя, образовавшейся по состоянию на 01.01.2015.
Судом также учтен пункт 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу которого сам по себе пропуск сроков вынесения требований не умаляет их законности, но и не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.
Согласно пункту 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Из материалов дела следует, что срок установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30 Закона N 2-ЗС на дату обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями истек. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности по уплате налогов и сборов в судебном порядке не заявлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2016 года по делу N А84-1952/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1952/2016
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: ООО "Агрофирма "Золотая Балка"
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы по г. Севастополю, ООО "Агрофирма "Золотая Балка"
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1794/16
04.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1952/16
04.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2390/17
27.06.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1794/16
07.03.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1794/16
29.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1952/16
30.09.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1794/16