г. Москва |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А41-40686/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от ДНП "Деденевские Зори-Форест": председатель правления Канкалович И.Г. согласно протоколу N 04 от 31.10.16;
от администрации Дмитровского муниципального района Московской области: Котова Е.А. по доверенности от 15.09.16 N 3242/01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Деденевские Зори-Форест" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года по делу N А41-40686/16,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению ДНП "Деденевские Зори-Форест"
к администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Деденевские Зори-Форест" (далее - ДНП "Деденевские Зори-Форест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), содержащим следующие требования (л.д. 124-130):
- признать незаконным отказ администрации Дмитровского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), выражающийся в непредоставлении заявителю по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060406:17;
- обязать администрацию предоставить заявителю по договору аренды указанный земельный участок;
- обязать администрацию заключить с заявителем договор аренды в отношении вышеназванного земельного участка;
- обязать Министерство имущественных отношений Московской области в рамках его полномочий согласно п. 1.3 и 2 Распоряжения Миноблимущества от 20.02.2016 N 13ВР-335 согласовать заключение договора аренды между администрацией Дмитровского муниципального района Московской области и Дачным некоммерческим партнерством "Деденевские Зори-Форест" в отношении данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2016 года по делу N А41-40686/16 Министерство имущественных отношений Московской области и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 135).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года по делу N А41-40686/16 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 142-145).
Не согласившись с данным судебным актом, партнерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ДНП "Деденевские Зори-Форест" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Дмитровского муниципального района от 27 февраля 2015 года N 1284-Б заявителю было предварительно согласовано место размещения объекта для дачного строительства по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, пос. Деденево, а также утверждёны акт выбора земельного участка от 08.12.2011 N 1295 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 75-76; 77-80).
25 августа 2015 года сведения о земельном участке площадью 110 000 кв.м внесены в государственный кадастра недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:04:0060406:17 (л.д. 101-110).
07 ноября 2015 года ДНП "Деденевские Зори-Форест" обратилось к администрации Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением (вх. N б/н от 28.12.2015) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 110 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, пос. Деденево, с кадастровым номером 50:04:0060406:17, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (л.д. 13).
В ответ на указанное обращение в адрес заявителя поступило письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом Дмитровского муниципального района Московской области от 11.04.2016N 750, в котором указано, что на основании заявления ДНП "Деденевские Зори-Форест" администрация размещает извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в периодическом печатном издании "Дзмитровский Вестник", в случае поступления заявлений, администрацией будет принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды (л.д. 12).
Полагая, что фактически заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ДНП "Деденевские Зори-Форест" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
До 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Исходя из содержания п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Как правильно указал суд первой инстанции, вышеназванная процедура являлась обязательной в юридически значимый для рассмотрения заявления ДНП "Деденевские Зори-Форест" период.
Арбитражный апелляционный суд также считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для заключения с лицом, которому такое размещение объекта предварительно согласовано. Договора аренды без проведения торгов.
Как следует из представленной суду первой инстанции газеты "Дмитровский вестник" N 145 (15405) публикация информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка в аренду осуществлена только 12.12.2015, т.е. после утверждения Акта выбора земельного участка от 27.02.2015.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае не был соблюден порядок действий, предусмотренный ст. 31 Земельного кодекса РФ, а, следовательно, нарушены нормы земельного законодательства и существенно нарушены права и законные интересы лиц - возможных претендентов на спорный земельный участок.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде заявителем апелляционной жалобы была представлена газета "Дмитровский Вестник" от 02.12.2008 N 136-137 (14308, 14309), содержащая информационное сообщение администрации, опубликованное в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ, о предстоящем предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 110 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, для строительства малоэтажной постройки.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что вышеназванное информационное сообщение было опубликовано именно в связи с подачей заявления о выборе земельного участка со стороны ДНП "Деденевские Зори-Форест", а не со стороны какого-либо иного лица в материалах дела не имеется.
Само заявление о выборе земельного участка, с которым ДНП "Деденевские Зори-Форест" первоначально обращалось к уполномоченному органу местного самоуправления, арбитражному апелляционному суду не представлено.
Вместе с тем, документально подтвержденных оснований для вывода о том, что выбор земельного участка заявителю оформлялся более трех лет, у арбитражного апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что акт выбора земельного участка был оформлен заявителю более чем через три года после публикации, состоявшейся в газете "Дмитровский Вестник" от 02.12.2008 N 136-137 (14308, 14309), арбитражный апелляционный суд считает, что факт соблюдения процедуры публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства в рассматриваемом случае не может быть признан установленным в соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года по делу N А41-40686/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40686/2016
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Деденевские Зори-Форест", Некоммерческое партнерство Дачное "Деденевские Зори-Форест"
Ответчик: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области