Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
9 марта 2017 г. |
А79-7166/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016
по делу N А79-7166/2016,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья
о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 07.07.2016 N 33/07, от 22.07.2016 N 33/09,
при участии:
от Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья - Маториной Л.С. по доверенности от 08.08.2016 N 31/3-353, Мокеевой Е.Н. по доверенности от 01.07.2016 N 31/1-280,
и установил:
Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья (далее - Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 07.07.2016 N 33/07, от 22.07.2016 N 33/09.
Решением от 03.11.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования заявителя.
Инспекция не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Представители Ассоциации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Ассоциации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в Инспекцию поступило обращение от 07.06.2016 от собственника жилого помещения кв. N 106 дома N 33 по ул. Университетская г. Чебоксары по вопросу обоснованности перерасчета платы за горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, отраженного в платежном документе за май 2016 года.
В ходе проверки указанного обращения установлено, что ЖСК "Наука" является членом Ассоциации, которая высупает фактическим исполнителем жилищно-коммунальных услуг в доме N 33 по ул. Университетская г. Чебоксары (далее - дом N 33).
Многоквартирный девятиэтажный дом N 33 оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. Горячее водоснабжение жилых помещений дома N 33 по ул. Университетская обеспечивается с использованием открытой системы горячего водоснабжения, что подтверждается Схемой теплоснабжения города Чебоксары, утвержденной постановлением администрации города Чебоксары от 03.06.2014 N 2001. Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС) жилых помещений дома N 33 осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО "Коммунальные технологии" в рамках договора с обслуживающей организацией Ассоциацией.
По результатам проверки Ассоциации выдано предписание от 07.07.2016 N 33/07, согласно которому ей необходимо в срок до 12.08.2016 произвести перерасчет (возврат) излишне начисленной за май 2016 года платы за ГВС, предоставленной на ОДН кв. N 106 дома N 33 в графе "перерасчет" по строке "горячее водоснабжение тепловой энергии" в размере 163 руб.; определять размер платы потребителей за ГВС на ОДН в доме N 33 по строке "горячее водоснабжение тепловой энергии", исходя из установленного нормативного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. равного 0,065906 Гкал/куб.м, без перерасчетов размера платы на ОДН за ГВС.
В Инспекцию также поступило обращение от 15.07.2016 от собственника жилого помещения кв. N 192 дома N 36 по ул. Чернышевского г. Чебоксары по вопросу обоснованности перерасчета платы за горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, отраженного в платежном документе за май 2016 года.
В ходе проверки указанного обращения установлено, что ЖСК "Успех" является членом Ассоциации, которая выступает фактическим исполнителем жилищно-коммунальных услуг в доме N 36 по ул. Чернышевского г. Чебоксары (далее - дом N 36).
Многоквартирный десятиэтажный дом N 36 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Горячее водоснабжение жилых помещений дома N 36 обеспечивается с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, что подтверждается Схемой теплоснабжения города Чебоксары, утвержденной постановлением администрации города Чебоксары от 03.06.2014 N 2001. Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилых помещений дома N 36 осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО "Коммунальные технологии" в рамках договора с Ассоциацией.
По результатам проверки Ассоциации выдано предписание от 22.07.2016 N 33/09, согласно которому ей необходимо в срок до 12.09.2016 произвести перерасчет (возврат) излишне начисленной потребителю кв. N 192 дома N 36 по ул. Чернышевского платы за ГВС на ОДН в графе "перерасчет" по строке "горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию)" за май 2016 года в размере 224 руб. 87 коп.; определять размер платы потребителей за ГВС на ОДН в доме N 36 по ул. Чернышевского по строке "горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию)", исходя из установленного нормативного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. равного 0,065906 Гкал/куб.м.
Посчитав указанные предписания Инспекции противоречащими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статья 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Частью 1 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В рассматриваемом случае, как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 33 по ул. Университетская и доме N 36 по ул. Чернышевского г. Чебоксары в порядке пункта 44 Правил N 354 приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления (л.д. 20-23).
Согласно акту отпуска тепловой энергии от 31.05.2016 N 8143 теплоснабжающая организация (ООО "Коммунальные технологии") выставила к оплате Ассоциации по дому N 33 по ул. Университетская по ОДПУ теплоноситель в количестве 859 куб.м, тепловая энергия - 63,2810 Гкал.
В соответствии с актом отпуска тепловой энергии от 31.05.2016 N 8668 теплоснабжающая организация (ООО "Коммунальные технологии") выставила к оплате Ассоциации по дому N 36 по ул. Чернышевского по ОДПУ теплоноситель в количестве 458,07 куб.м, тепловая энергия - 55,5996 Гкал.
Ассоциацией произведен перерасчет разницы объема коммунальной услуги на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета и нормативов потребления между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Поскольку теплоснабжающей организацией выставляются счета на оплату исходя из общедомовых приборов учета, коммунальные услуги состоят как из компонента на теплоноситель, так и тепловую энергию, собственниками помещений спорных многоквартирных домов приняты решения о перераспределении данного объема коммунальной услуги в части превышения объема исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, суд пришел к правомерному выводу о том, что Ассоциация обоснованно произвела перерасчет коммунальных услуг из разницы между показаниями общедомового прибора учета и нормативами потребления между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Напротив, вменяемое Инспекцией в оспариваемых предписаниях нарушение пункта 27 Приложения N 2 Правил N 354 не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается представленными в дело доказательствами.
Следовательно, довод Инспекции о том, что распределение превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя их нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, следует производить по формуле 24 пункта 27 Приложения N 2 Правил N 354 исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м, равного 0,065906 Гкал/куб.м, утвержденного приказом Минстроя Чувашии от 27.01.2015 N 03/1-03/34, суд обоснованно признал несостоятельным.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые предписания Инспекции не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Инспекцией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016 по делу N А79-7166/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7166/2016
Истец: Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья (ГО ЖСК)
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9407/16
08.12.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9407/16
03.11.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7166/16
16.09.2016 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7166/16