Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2017 г. N Ф09-3450/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А34-7357/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2016 по делу N А34-7357/2015 (судья Саранчина Н.А.)
В судебном заседании принял участие представитель Автономной некоммерческой организации "Куртамышский авиационно - технический спортивный клуб "Оберон - клуб" Общероссийской общественно - государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" - Менщиков В.Г. (доверенность от 24.01.2017).
Автономная некоммерческая организация "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - истец, АТСК "Оберон-клуб" ДОСААФ Росси") обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - ответчик, ТУ Росимущество в Курганской области) с требованием об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности N 45-15-07 от 23.01.2015, просит п. 5.1 договора изложить в следующей редакции: размер арендной платы за Участок составляет 25191 руб. 35 коп. в год, размер арендной платы за Участок в месяц - 2099 руб. 28 коп. Приложение N 2 к договору изложить в следующей редакции: площадь земельного участка 53827 кв. м стоимостью аренды 0,05 руб. за кв. м. Размер арендной платы в год 25191 руб. 35 коп., 2099 руб. 28 коп. в месяц; п. 5.7. договора изложить в следующей редакции: арендная плата за первый подлежащий оплате период с 18.06.2014 по 22.01.2015 в размере 14769 руб. 72 коп. (с учетом изменения требований).
Определениями от 11.05.2016, от 27.06.2016 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство воздушного транспорта, Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2016 (резолютивная часть от 10.11.2016) и дополнительным решением от 17.01.2017 спорные условия договора приняты в редакции ответчика.
Суд решил:
- изложить п. 5.1 и п. 5.7 договора аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности N 45-15-07 от 23.01.2015 в следующей редакции:
п. 5.1 размер арендной платы за участок составляет 546400,38 руб. в год. Размер арендной платы за участок в месяц - 45533,37 руб.
п. 5.7. Арендная плата за первый подлежащий оплате период с 18.06.2014 по 22.01.2015 в размере 327840,23 руб. вносится в течение двадцати дней со дня государственной регистрации договора.
- изложить Приложение N 2 к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 45-15-07 от 23.01.2015 в следующей редакции:
площадь земельного участка - 503827 кв.м.; кадастровая стоимость земельного участка - 36426692, 10 руб.; расчет арендной платы - 36426692,10 х 1,5%; размер арендной платы в год - 546400,38 руб.; размер арендной платы в месяц - 45533,37 руб.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил расчет арендной платы, определенной на основании ставок арендной платы, установленных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 26.10.2011 N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству N 12078 от 20.07.1998 Куртамышскому АТСК "Оберон-клуб" на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 5000052 га, расположенный в г. Куртамыш, Аэродром, для производственного назначения.
Постановлением Главы муниципального образования - город Куртамыш от 30.12.2004 года N 556 закреплены границы земельного участка.
По заявлению истца на основании распоряжения от 25.08.2014N 1257-р Администрации Куртамышского района прекращено право постоянного (бессрочного) пользования АНО Куртамышский АТСК "Оберон-клуб" Общероссийской общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на земельный участок с кадастровым номером 45:09:020303:60, площадью 521375 кв. м для производственного назначения (т. 1 л.д. 27).
ТУ Росимущества в Курганской области осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 45:09:020303:60, площадью 521375 кв. м на два земельных участка с кадастровыми номерами 45:09:020303:564 площадью 503827 кв. м и 45:09:020303:565 площадью 17545 кв. м, расположенные по адресу: Курганская область, г. Куртамыш, Аэродром.
Земельный участок общей площадью 503827 кв. м, с кадастровым номером 45:09:020303:564, расположенный по адресу: Курганская область, г. Куртамыш, Аэродром, принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2014 (т. 1 л.д. 22).
В декабре 2014 в ТУ Росимущества в Курганской области поступило обращение АТСК "Оберон-клуб" ДОСААФ Росси" о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Распоряжением ТУ Росимущества в Курганской области от 21.01.2015 N 11-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:09:020303:564 площадью 503827 кв. м, истцу предоставлен указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет.
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу: здание летнего клубного павильона N 1 и N 2, здание столовой.
В адрес истца был направлен проект договора аренды N 45-15-07 земельного участка с кадастровым номером 45:09:020303:564 площадью 503827 кв. м, находящегося в федеральной собственности со сроком действия до 2064 года. Размер арендной платы в год установлен в сумме 546 400 руб. 38 коп.
Не согласившись с предложенным расчетом цены аренды земельного участка, АТСК "Оберон-клуб" ДОСААФ России" направило требование о пересмотре ставки арендной платы со ссылкой на приказ Министерства экономического развития РФ от 26.10.2011 N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 597), указав арендную плату в размере 25 191 руб. 35 коп. в год (т. 1 л.д. 23-24).
Письмом от 20.10.2015 ТУ Росимущества в Курганской области отказало АТСК "Оберон-клуб" ДОСААФ Росси" в пересмотре размера арендной платы земельного участка (т. 1 л.д. 63), что явилось для истца основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора аренды от 23.01.2015 N 45-15-07, изложив спорные условия в редакции ответчика. Суд исходил из того, что положения Приказа Минэкономразвития России N 597 к спорным правоотношениям неприменимы в силу противоречия названного приказа нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, каковым суд признал нормы п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора (в рассматриваемом случае - при заключении договоров аренды земельных участков), является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Учитывая, что между АТСК "Оберон-клуб" ДОСААФ Росси" и ТУ Росимущества в Курганской области при заключении договора аренды земельного участка, возникли разногласия в части определения стоимости аренды земельного участка, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел настоящий спор как преддоговорный в соответствии со ст. 445, 446 ГК РФ в действовавшей в спорный период редакции.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно п. 5 ст. 421 ГК РФ, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
По смыслу п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Из материалов дела следует, что земельный участок общей площадью 503827 кв. м, с кадастровым номером 45:09:020303:564, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2014.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 45:09:020303:564 - аэродром с объектами и средствами посадки, служебно-техническим объектами, внеплощадочными инженерными сооружениями, подъездной дорогой (т. 1 л.д. 15-16).
В силу п. 5 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации аэродромов государственной авиации, их учета в Государственном реестре аэродромов установлен Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 44. Истцом в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации со сроком действия по 1 января 2019 года (т. 1 л.д. 84). При этом владельцем аэродрома числится ДОСААФ России.
Как установлено судом первой инстанции из пояснений представителя истца, аэродром на каком-либо праве ДОСААФ России либо истцу не передавался. Ссылки истца в суде апелляционной инстанции на то, что аэродром предоставлен ДОСААФ России на праве собственности, допустимыми доказательствами (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") не подтверждены.
В соответствии с подпунктом 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения, воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку право собственности на земельный участок площадью 503827 кв. м, кадастровый номер 45:09:020303:564, зарегистрировано за Российской Федерацией, кадастровым паспортом на земельный участок от 05.12.2014 подтверждается его разрешенное использование: аэродром с объектами и средствами посадки, служебно-техническим объектами, внеплощадочными инженерными сооружениями, подъездной дорогой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный земельный участок является ограниченным в обороте.
Статьей 3 Вводного закона предусмотрены специальные условия приобретения земли на праве аренды либо в частную собственность для земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Так, нормой п. 2 ст. 3 Вводного закона установлено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, ограниченных в обороте, годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в федеральной собственности собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ранее соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации были установлены нормой п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции).
В период действия указанной нормы Правительством Российской Федерации были приняты Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (далее - Правила определения размера арендной платы N 582).
Таким образом, применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, размер арендной платы определяется специальными нормами Правил определения размера арендной платы N 582, за исключением случаев превышения названным нормативным актом предельного размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Вводного закона.
В данном случае такого обстоятельства апелляционным судом не установлено.
В силу изложенного, вывод суда первой инстанции о противоречии норм Приказа Министерства экономического развития РФ от 26.10.2011 N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов" норме п. 2 ст. 3 Вводного закона не основаны на нормах материального права, признаются апелляционной коллегией необоснованными.
Однако данные выводы не привели к приятию неправильного судебного акта по существу спора в силу следующего.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения.
Министерству экономического развития Российской Федерации пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации поручено по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 26.10.2011 N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов" (далее - Приказ N 597) утверждены специальные ставки для земельных участков, занятых аэродромами.
Согласно Приказу N 597 с 13.03.2012 введены в действие новые ставки арендной платы, дифференцированные по 3 (трем) группам аэропортов, в зависимости от объема пассажиропотока. Так, в отношении участков, занятых аэропортами и аэродромами, отнесенными к 3 (третьей) группе, ставка арендной платы, установленная данным нормативным правовым актом составила 0,05 руб. за 1 кв. м в год.
Между тем вопреки мнению подателя апелляционной жалобы определяющим критерием применения указанных ставок арендной платы является не только использование земельного участка для размещения аэродрома, но и его функциональное использование в зависимости от объема пассажиропотока, в силу чего такие ставки подлежат применению к действующим и функционирующим аэропортам.
Такое толкование положениям Приказа N 597 позволяет дать системный анализ нормы п. 5 Правил определения арендной платы N 582, по смыслу которой установление специального размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за объекты, перечисленные в данном пункте, обусловлено особой социальной значимостью объектов, которые расположены на соответствующих земельных участках, в силу чего соответствующие льготные ставки не могут быть распространены на все случаи эксплуатации земельных участков для размещения аэродромов.
Таким образом, поскольку размер ставок арендной платы, установленных Приказом N 597, зависит от пассажиропотока (количества пассажиров, перевезенных в единицу времени - год, квартал и т.д.), в предмет исследования по настоящему делу входит установление численности пассажиров, перевозка которых осуществляется с использованием аэродрома, расположенного на спорном земельном участке.
Истцом к материалам дела приобщены доказательства, подтверждающие, что аэродром используется для подготовки парашютистов, разрешено использование воздушных судов ДОСААФ России для выполнения авиационных работ, запрашиваются метеосводки и др., сведения о нем внесены в соответствующий реестр.
При этом истцом не представлено в материалы дела доказательств, указывающих на осуществление им перевозок пассажиров с использованием аэродрома г. Куртамыш, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих соответствующий объект пассажиропотока, определяющих право истца на льготную арендную плату.
Перевозчиком в силу статьи 100 Воздушного кодекса Российской Федерации является эксплуатант воздушного судна, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, грузов, багажа или почты и имеющий специальное разрешение (лицензию) на осуществление перевозок на воздушном судне. При этом эксплуатантом на основании статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации признается гражданин или юридическое лицо, имеющее на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании воздушное судно, а также сертификат (свидетельство) эксплуатанта и использующее это воздушное судно для полетов.
Документов, подтверждающих наличие у истца права на осуществление перевозок на воздушном судне, а также доказательств осуществления пассажирских перевозок как таковых, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что истец не вправе требовать установления размера арендной платы, исчисленной в порядке, установленном Приказом N 597.
В связи с отсутствием оснований для применения к спорным правоотношениям ставок, установленных Приказом N 597, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным принятие спорных условий договора аренды от 23.01.2015 N 45-15-07 в редакции ответчика, определившего размер арендной платы, исходя из расчета полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения для настоящего дела, не влияют на верный вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ввиду вышеуказанных обстоятельств.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2016 по делу N А34-7357/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7357/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2017 г. N Ф09-3450/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АНО "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кургангской области
Третье лицо: Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", Федеральное агентство воздушного транспорта