г. Владимир |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А43-8045/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 07.03.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.11.2016 по делу N А43-8045/2016,
принятое судьей Беляниной Е.В.
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" (ОГРН 1105249008699, ИНН 5214010414) о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01.2016 N 8ПДС.
В судебном заседании принял участие представитель федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" - Маренков А.А. по доверенности от 27.02.2018 N 5/475 сроком действия один год.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в отношении Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" (далее - Учреждение) проведена выездная проверка по вопросу полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами страхового обеспечения и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки нашли отражение в акте выездной проверки от 23.12.2015 N 314/ПДС.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки 29.01.2016 принято решение N 8ПДС, которым Учреждению предложено возместить излишне понесенные Фондом расходы в общей сумме 52 153 руб. 70 коп.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 29.01.2016 N 8ПДС в части нарушений, связанных с выплатой застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3133 руб. 81 коп., с выплатой застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 586 руб. 88 коп., с непредоставлением страхователем сведений о нестраховых периодах стажа сотрудников для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 41 243 руб. 26 коп.
Решением от 30.11.2016 суд частично удовлетворил заявленное требование, признал недействительным решение Фонда от 29.01.2016 N 8ПДС в части, касающейся нарушений, связанных с выплатой застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 586 руб. 88 коп., с непредоставлением страхователем сведений о нестраховых периодах стажа сотрудников для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 41 243 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Учреждению было отказано.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части признания недействительным его решения и принять по делу новый судебный акт.
По утверждению Фонда, действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения работника в двух отпусках одновременно.
Заявитель жалобы считает, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Учреждения в судебном заседании не возразил против проверки законности судебного акта в пределах апелляционной жалобы Фонда, поддержал отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нем изложенным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
К таким субъектам Российской Федерации относится, в частности, Нижегородская область.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и вышеуказанных документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по утвержденной форме.
В силу пункта 4 Положения страхователи, указанные в пункте 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, представляют в те же сроки в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (реестр сведений).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно пункту 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В силу пункта 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в том числе в случае временной нетрудоспособности работника, в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Согласно статье 260 Трудового кодекса Российской Федерации перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Учреждение представило в Фонд сведения, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет застрахованному лицу Анисимовой Л.В. за период с 12.03.2012 по 12.07.2013.
При этом первоначально Анисимовой Л.В. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на период с 01.10.2011 по 28.10.2011, а с 24.10.2011 у названного застрахованного лица возникло право на отпуск по беременности и родам. В период с 24.10.2011 по 11.03.2012 Анисимова Л.В. находилась в отпуске по беременности и родам.
Фонд посчитал, что в период с 24.10.2011 по 28.10.2011 Анисимова Л.В. находилась одновременно в ежегодном оплачиваемом отпуске и отпуске по беременности и родам, что противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 5 дней работнику не предоставлялась, приказов о том, что ежегодный оплачиваемый отпуск был продлен или перенесен на другой срок, страхователем не представлено.
На этом основании Фонд пришел к выводу об излишней выплате работнику ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период 12.03.2012 по 16.03.2012 в сумме 586 руб. 88 коп.
Между тем в рассматриваемом случае предоставление Анисимовой Л.В. работодателю листка нетрудоспособности по беременности и родам явилось основанием для прерывания с 24.10.2011 ежегодного оплачиваемого отпуска и предоставления отпуска по беременности и родам.
Утверждение Фонда о нахождении застрахованного лица одновременно в двух отпусках не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
При этом право выбора периода ежегодного оплачиваемого отпуска при наличии оснований для его продления или переноса принадлежит работодателю с учетом пожеланий работника. Из положений действующего законодательства не следует, что неиспользованная часть отпуска должна была быть предоставлена Анисимовой Л.В. непосредственно после окончания отпуска по беременности и родам.
Неудержание Учреждением излишне выплаченной суммы заработной платы при увольнении работника относится к его издержкам как работодателя и не влияет на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, начисленного и выплаченного Анисимовой Л.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Фонда от 29.01.2016 N 8ПДС относительно данного эпизода.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.
В силу части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до 01.01.2007, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 Закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в вышеуказанных межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение расходов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх размеров, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, и на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", производимых непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Материалами дела подтверждается, что Учреждение представило в Фонд сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Бельцевой Л.Р., Вигурскому Д.И., Нагаевой Е.Н., Харченко С.А., где не указало нестраховые периоды стажа работников.
Указанное обстоятельство не позволило заявителю жалобы возместить расходы в сумме 41 243 руб. 26 коп. за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ввиду закрытия финансового года 31 декабря, в связи с чем решением от 29.01.2016 N 8ПДС Учреждению предложено возместить Фонду излишне понесенные им расходы в указанной сумме.
Между тем с учетом вышеуказанных положений бюджетного законодательства Фонд не лишен возможности восстановить понесенные расходы за счет межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета, выделяемых на следующий финансовый год.
Иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Бельцевой Л.Р., Вигурскому Д.И., Нагаевой Е.Н., Харченко С.А., Фондом не выявлено.
В данном случае не имеется оснований полагать, что Фондом излишне понесены расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.
В этой связи суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Фонда от 29.01.2016 N 8ПДС в оспоренной части.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.11.2016 по делу N А43-8045/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8045/2016
Истец: ФКУ "УФО МО РФ по Нижегородской области"
Ответчик: Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ