г. Тула |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А09-15133/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года. Постановление.
Изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Афанасьевой М.А. и Волковой Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крупской Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Первомайское" - представителя Петушкова В.М. (доверенность от 08.06.2016),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций (ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а) на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2016 по делу N А09-15133/2016 (судья Дюбо Ю.И.),
установил.
Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России, Агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Первомайское" пос. Первомайский Почепского района Брянской области" (далее - ФГУП "Первомайское", предприятие, ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета 25 процентов прибыли за 2014 - 2015 годы в размере 2 973 669 руб. 34 коп.
Решением суда от 07.12.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просил отменить решение от 07.12.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывал на необоснованные выводы суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствует решение федерального органа исполнительной власти о перечислении части прибыли, поскольку полномочия органа федерального органа уполномоченного на принятие указанного решения принадлежат истцу. Несогласен с выводами суда первой инстанции о том, что прибыль полученная предприятием из регионального бюджета в виде субсидии является целевым финансированием и не подлежит перечислению в федеральный бюджет, поскольку полученные предприятием бюджетные средства подлежат учету в составе доходов предприятия, соответственно, подлежат учету при перечислении части чистой прибыли предприятия в федеральный бюджет.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика по доводам жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК - РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя истца.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 N 959, ФАНО России осуществляет в порядке и в пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
В соответствии с пунктом 62 раздела II Перечня организаций, подведомственных Агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р ФГУП "Первомайское" является предприятием, подведомственным ФАНО России.
Приказом ФАНО России от 24.07.2014 N 327 Федеральное государственное унитарное предприятие "Первомайское" Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Первомайское".
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий" (далее - правила N 228) устанавливает, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не мене 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня.
Ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ответчик обязан перечислять в доход федерального бюджета 25% прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам 2014 -2015 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что предложенный истцом порядок расчета не соответствует правилам N 228.
Выводы суда об отсутствии оснований для взыскания части прибыли за 2014 - 2015 годы соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственных и муниципальных предприятиях также предусмотрено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Ответчик в обоснование своих возражений указал на то, что отраженная в отчетах о финансовых результатах за 2014 год так называемая "чистая" прибыль в размере 7 854 439 руб. 22 коп., сложилась с учетом бюджетных субсидий, которая составила 6 116 561 руб. 55 коп. Без учета субсидии "чистая" прибыль составила 1 737 877 руб. 67 коп. Платежными поручениями от 01.07.2015 N 211 на сумму 400 000 руб. и от 23.11.2015 N 190 на сумму 50 000 руб., всего 450 000 руб. ответчиком было перечислено в федеральный бюджет 25 процентов прибыли за 2014 год. Также, отраженная в отчетах о финансовых результатах за 2015 год так называемая "чистая" прибыль в размере 6 998 677 руб. 34 коп., сложилась с учетом бюджетных субсидий, которая составила 4 713 132 руб. 74 коп. Без учета субсидии "чистая" прибыль составила 2 285 544 руб. 60 коп. Платежными поручениями от 14.06.2016 N 301 на сумму 190 000 руб., от 24.10.2016 N 515 на сумму 285 000 руб., всего 575 000 руб. ответчиком было перечислено в федеральный бюджет 25 процентов прибыли за 2015 год.
Отраженная за 2014 и 2015 год "чистая" прибыль сложилась впоследствии получения ФГУП "Первомайское" субсидий из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данные субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия. Полученные из бюджета денежные средства на реализацию целевых программ, не должны приниматься во внимание при определении размера "чистой" прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что предложенный истцом порядок расчета не соответствует правилам N 228.
Как правильно указано судом первой инстанции, прибыль, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, составляет не 25 % от предоставленной субсидии, а 25 % от прибыли, оставшейся в распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов, на реализацию мероприятий по развитию предприятия.
Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с положениями данного соглашения ФГУП "Первомайское" - сельхозпроизводитель обязан был направлять субсидии на производственные нужды, то есть на возмещение затрат при сельскохозяйственном производстве и восстановлении потенциала предприятия.
Поскольку расчета, соответствующего правилам N 228, истцом не представлено, а предложенный им порядок расчета, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий - государственной поддержки сельхозпроизводителей на возмещение затрат при производстве сельскохозяйственной продукции, полученных из бюджетных источников, является неправомерным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы ФАНО России о том, что суммы субсидий подлежат учету при определении размера чистой прибыли Предприятия для целей перечисления денежных средств в федеральный бюджет, основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылки заявителя жалобы на положения Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующие разъяснения этих положений Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несостоятельны, поскольку они регулируют публичные отношения по уплате налогов, а не гражданско-правовые отношения между предприятием и собственником его имущества. Кроме того, в рассматриваемом деле субсидии получены ответчиком не в целях покрытия его выпадающих доходов, связанных с принятием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих тарифных решений и (или) установления ими льгот, а в целях государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Данный подход согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения от 07.12.2016 не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2016 по делу N А09-15133/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.А. Григорьева |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-15133/2016
Истец: Федеральное агенство научных организаций
Ответчик: ФГУП "Первомайское"