г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2017 г. |
Дело N А26-3159/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: Виноградовой Г.Д. по доверенности от 01.04.2017, Валдаевой Н.В.
от ответчика: Амарбеевой М.В. по доверенности от 06.02.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2016 по делу N А26-3159/2016 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания Дом"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом", место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Мира, д. 14А, ОГРН 1091032000289, ИНН 1006009428 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Ленина, д. 19А, ОГРН 1041000960000, ИНН 1006005550 (далее - Инспекция), от 15.01.2016 N 1 в части доначисления 9 104 060 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 2 248 597 руб. 92 коп. пеней, взыскания 363 835 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2016 решение от 17.08.2016 отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2017 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.04.2017 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Инспекции назначено на 15.05.2017 на 14 часов 00 минут.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Общества их отклонили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2016 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества по вопросам правильность исчисления и своевременности уплаты (перечисления, удержания) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 30.06.2015), по итогам которой 04.12.2015 составила акт N 13 и с учетом возражений налогоплательщика 15.01.2016 вынесла решение N 1. Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (неуплату НДС), предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 363 835 руб. штрафа; данным решением Обществу доначислено 9 104 060 руб. НДС, начислено 2 248 597 руб. 92 коп. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 01.04.2016 N 13-11/03371с апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Общество в судебном порядке частично оспорило решение Инспекции.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии установленных законом оснований для включения в налогооблагаемую НДС базу разницы между стоимостью работ (услуг), приобретенных в целях содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, и стоимостью этих услуг, предъявленной к уплате непосредственным потребителям, удовлетворил заявленные требования Общества, признав решение Инспекции от 15.01.2016 N 1 недействительным.
Апелляционный суд отмечает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС.
Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Содержание общего имущества, как это предусмотрено пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемом Инспекцией периоде осуществляло работы и оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах путем заключения договоров с организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно оказывающими данные услуги, выполняющими указанные работы.
За проверяемый период в разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению" налоговых деклараций Обществом отражена сумма - 198 221 294 руб. В качестве основания отражения указанной суммы как освобождаемой от налогообложения Общество сослалось на подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
На основании счетов-фактур, актов выполненных работ, оборотно-сальдовых ведомостей по бухгалтерским счетам 60 и 90.2, книг покупок за 2012-2014 годы налоговым органом определена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, приобретенных Обществом у сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполнявших (оказывавших) указанные работы (услуги), которая составила 148 643 186 руб.
При этом разница между стоимостью приобретенных услуг и стоимостью услуг, отраженных Обществом в качестве освобождаемых от налогообложения, составила 49 578 108 руб.
От налогообложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, при условии приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положений, освобождающих от налогообложения работы (услуги) по управлению многоквартирными домами и другие работы (услуги), подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вышеуказанная разница возникла у Общества, в том числе, в результате оказания услуг, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами, которую Общество осуществляло собственными силами, а также с привлечением федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) "Почта России", обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Питер", "Расчетный центр".
Общество заключило с указанными организациями агентские договоры по приему от физических и юридических лиц платежей за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, капитальный ремонт и договоры по взысканию задолженности.
Суд апелляционной инстанции считает, что услуги, оказанные перечисленными выше организациями, являются самостоятельными услугами, не относятся к работам (услугам) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по смыслу пункта 11 Правил N 491, а относятся к деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Кассационная инстанция также признала несостоятельным довод заявителя о том, что услуги, оказанные ФГУП "Почта России", ООО "Питер", ООО "Расчетный центр", не являются услугами по управлению многоквартирными домами, поскольку неразрывно связаны с услугой по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Довод подателя жалобы со ссылкой на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ о целевом характере средств, поступающих от собственников также отклонен судом апелляционной и кассационной инстанциями.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В рассматриваемом случае денежные средства, поступившие Обществу от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку Общество является исполнителем услуг. Таким образом, платежи за содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах Обществу, должны учитываться в целях налогообложения.
Кроме того, положения статьи 251 НК РФ устанавливают порядок определения налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль, тогда как оспариваемым решением Обществу доначислен НДС.
Суд апелляционной инстанции установил, что Общество документально не подтвердило правомерность заявления в налоговой декларации 198 221 294 руб. как суммы, освобождаемой от налогообложения НДС, указав, что представленные Обществом документы подтверждают правомерность освобождения от налогообложения в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ только 148 643 186 руб. дохода.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих предъявление собственникам жилых помещений в многоквартирных домах стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, соответствующей стоимости их приобретения у сторонних лиц, доказательств, свидетельствующих о том, что установленная налоговым органом налогооблагаемая база, послужившая основанием для доначисления НДС, имеет отношение только к операциям, указанным в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, либо к иным операциям, подлежащим освобождению от уплаты НДС, суд апелляционной инстанции правомерно признал 49 579 108 руб. оборотом, не подлежащим освобождению от налогообложения НДС.
Таким образом, Обществом в нарушение статей 146, 154 НК РФ допущено занижение на 49 578 108 руб. налоговой базы для исчисления НДС за спорный период.
Однако налоговый орган неправильно исчислил НДС с вышеуказанного оборота и не исследовал доказательства в его обоснование, в том числе 180 000 руб. НДС в связи с арифметической ошибкой (указание выручки за 3 квартал 2014 года 3 162 681 руб. вместо 2 162 681 руб.).
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено указанной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 1 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 названного Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (пункт 1 статьи 168 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Из указанных положений следует, что предписания статьи 168 НК РФ, в том числе ее пункта 6, адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц, осуществляющих операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона (пункт 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П).
К таким операциям в соответствии со статьей 149 НК РФ относятся, в частности, услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ исчисление суммы налога расчетным методом (по налоговой ставке в виде умноженной на сто дроби с числителем, соответствующим налоговой ставке, и знаменателем в виде суммы ста и той же налоговой ставки) допускается для случаев, прямо перечисленных в данном пункте, и иных случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ).
Таким образом, определяющим при разрешении настоящего спора, в части метода исчисления НДС, является анализ условий договоров Общества с собственниками имущества, а также обстоятельств, предшествующих их заключению, или иных, связанных с их заключением.
В договорах на управление НДС не выделен, а также нет прямого указания на его отсутствие.
Поскольку в стоимость данных услуг не был включен налог на добавленную стоимость, документы Общества о реализации спорных услуг не содержат налога на добавленную стоимость и Общество не предъявляло к уплате покупателям налог на добавленную стоимость, апелляционный суд пришел к выводу о правомерном исчислении налоговым органом налога на добавленную стоимость по рассматриваемым операциям с применением установленной Кодексом ставки налога на добавленную стоимость дополнительно к цене товаров в размере 7 562 762 руб.24 коп. (с учетом неправомерного доначисления 180 000 руб. за 3 квартал 2014 года и с применением расчетной ставки 18/118).
Таким образом, доначисление НДС за спорный период в размере 1 541 297 руб. 76 коп. соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по п.1 ст.122 НК РФ неправомерно.
В этой части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2016 по делу N А26-3159/2016 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия от 15.01.2016 N 1 в части доначисления 1 541 297 руб. 76 коп. налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом" отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Ленина, д. 19А, ОГРН 1041000960000, ИНН 1006005550) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом" (место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Мира, д. 14А, ОГРН 1091032000289, ИНН 1006009428) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 4 500 руб. за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3159/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2017 г. N Ф07-218/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Управляющая компания Дом"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8253/17
17.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26685/16
23.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-218/17
21.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26685/16
17.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-3159/16