Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А60-39498/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г..
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя ИП Воронкова Артура Викторовича (ИНН 662700018795, ОГРНИП 304662724600033) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017) - Колпакова И.М., паспорт, доверенность от 04.04.20164
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ИП Воронкова Артура Викторовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2016 года
по делу N А60-39498/2016,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению ИП Воронкова Артура Викторовича
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ИП Воронков А.В. (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.03.2016 N 281.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Настаивает на том, что для исчисления земельного налога за 2014 год подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101030:79, установленная решением Свердловского областного суда от 24.07.2015 по делу N 3-84/2015.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержала доводы отзыва.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой деклараций по земельному налогу за 2014 год, представленной ИП Воронковым А.В. 20.10.2015, по результатам которой составлен акт от 03.02.2016 N 522, вынесено решение от 25.03.2016 N 281 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 16 685 руб.
Основанием для доначисления земельного налога за 2014 год послужили выводы инспекции о необоснованном применении при исчислении земельного налога за 2014 год кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101030:79, равной рыночной, установленной судебным актом, принятым в 2015 году.
Решением УФНС России по Свердловской области от 20.05.2016 N 483/16 ненормативный правовой акт налогового органа оставлен без изменения.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области от 25.03.2016 N 281 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что установленная решением Свердловского областного суда от 24.07.2015 по делу N 3-84/2015 кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в связи с чем установленная судебным актом кадастровая стоимость земельного участка не подлежит применению при исчислении земельного налога за период ранее вступления в законную силу решения Свердловского областного суда от 24.07.2015 по делу N 3-84/2015. До вступления в силу указанного решения подлежит применению кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, в сумме 6 609 264 руб.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Указанная норма вступила в силу с 22.07.2014.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу указанного закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу названного закона.
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2015 N 03-05-06-02/48948 о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и свидетельствует о применении положений статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.01.2016 N 309-КГ15-1651, в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 255-ФЗ) установлена возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году, но до ее наступления не были рассмотрены.
Из материалов дела следует, что Воронков А.В. обратился в Свердловский областной суд с иском о признании кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости 26.12.2014 (л.д. 26-27).
Таким образом, заявление об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка подано после вступления в силу Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), в связи с чем норма абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной в результате рассмотрения заявления предпринимателя о пересмотре кадастровой стоимости с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2014.
Положения главы 31 НК РФ не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода - данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 г. N 7701/12.
Кроме того, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30.06.2015 г. N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, предприниматель правомерно в налоговой декларации за 2014 год исчислил земельный налог по спорному земельному участку с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 24.07.2015 по делу N 3-84/2015.
Вывод суда первой инстанции о том, что с учетом специальной нормы ст. 391 НК РФ по отношению к ст. 24.20 Закона 135-ФЗ, положение о применении в целях налогообложения кадастровой стоимости, установленной решением суда, начиная с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, распространяется только на заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданные в суд после 1 января 2015, является ошибочным.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ в пункт 1 ст. 391 НК РФ вступили в силу с 01.01.2015.
До указанного времени в налоговом законодательстве отсутствовала норма, предусматривающая правило о том, с какого момента при определении налоговой базы следует учитывать изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением суда.
Согласно ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Норма, регулирующая сходные отношения, содержится в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Ссылка суда первой инстанции на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2016 N 309-КГ-5914 не относится к рассматриваемому спору, поскольку в нем выражена правовая позиция в отношении применения кадастровой стоимости, установленной в 2014 году, при исчислении земельного налога за 2013 год.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует НК РФ, не нарушает права заявителя, поскольку по основаниям, не предусмотренным законом, оспариваемое решение налагает на налогоплательщика обязанность по уплате недоимки.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2016 по делу N А60-39498/2016 подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Судебные расходы по заявлению и апелляционной жалобе относятся на налоговый орган (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2016 года по делу N А60-39498/2016 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее НК РФ решение Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области от 25.03.2016 N 281 и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017) в пользу ИП Воронкова Артура Викторовича (ИНН 662700018795, ОГРНИП 304662724600033) судебные расходы в виде госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 450 (Четыреста пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39498/2016
Истец: ИП Ип Воронков Артур Викторович
Ответчик: МИФНС N30 по Свердловской области