г. Хабаровск |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А73-15979/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": не явились;
от УГАН НОТБ ДФО: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 18.01.2017 по делу N А73-15979/2016
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала -Дирекции Железнодорожных вокзалов (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 01.11.2016 N ТБ-ЖТ-01/11/2016/270 ХБР, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.01.2017 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило решение суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку вина в неисполнении Планов обеспечения транспортной безопасности административным органом не доказана. Кроме того, указывает, что вывод о балансовой принадлежности станций Ургал и Гродеково является бездоказательным. Также считает, что судом не исследован вопрос о сроке исполнения спорного предписания.
От управления поступил отзыв на жалобу, в котором оно просило судебный акт оставить без изменения.
Участники спора в заседание второй инстанции не прибыли, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Повторно изучив материалы дела, проверив доводы жалобы общества и отзыва управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения от 26.09.2016 N 827-р управления в отношении ОАО "РЖД" проведена внеплановая документальная проверка выполнения предписания от 22.04.2016 N ТБ-ЖТ-22/04/2016/313-в, в ходе которой выявлено неисполнение в срок до 20.09.2016 следующих требований:
1. Пункт 1 предписания не исполнен - в нарушение пункта 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования), План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 12.01.2015.
- вокзал станции Гродеково (2 категория, ЖВД 604304).
2. Пункт 2 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 21.06.2015.
- вокзал станции Уссурийск (2 категория, ЖВД 604305).
3. Пункт 3 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 19.01.2015.
- Вокзал станции Комсомольск-на-Амуре (2 категория, ЖВД 604306).
4. Пункт 4 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 24.07.2015.
- вокзал станции Ванино (2 категория, ЖВД 604307).
5. Пункт 5 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 29.12.2014.
- вокзал станции Хасан (2 категория, ЖВД 604310).
6. Пункт 6 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 16.11.2015.
- вокзал станции Ургал (2 категория, ЖВД 604311).
7. Пункт 7 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 23.03.2016, реализация плана до 23.09.2016.
- вокзал станции Архара (2 категория, ЖВД 604312).
8. Пункт 8 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 27.07.2015.
- вокзал станции Ружино (2 категория, ЖВД 604313).
9. Пункт 9 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 19.01.2015.
- вокзал станции Тихоокеанская (2 категория, ЖВД 604314).
10. Пункт 10 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ,план утвержден 30.12.2015.
- вокзал станции Бикин (2 категория, ЖВД 604315).
11. Пункт 11 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 23.03.2016.
- вокзал станции Облучье (2 категория, ЖВД 604316).
12. Пункт 12 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 08.07.2016.
- вокзал станции Сибирцево (2 категория, ЖВД 604317);
13. Пункт предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 13.01.2016.
- вокзал станции Спасск-Дальний (2 категория, ЖВД 604318).
14. Пункт 14 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, утвержден 30.05.2016.
- вокзал станции Дальнереченск (2 категория, ЖВД 604319).
15. Пункт 15 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 08.07.2016.
- вокзал станции Арсеньев (2 категория, ЖВД 604320).
16. Пункт 16 предписания (пункт 5.8 Требований) не утвержден План обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ:
- вокзал станции Вяземская (2 категория, ЖВД 604321).
17. Пункт 17 предписания (пункт 5.8 Требований) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости на ОТИ, план утвержден 12.08.2016.
- вокзал станции Вира (2 категория, ЖВД 604322).
Данное обстоятельство отражено в акте проверки от 21.10.2016 N ТБ-ЖТ-21/10/2016/827-в.
28.10.2016 управлением составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ЖТ-28/10/2016/270 ХБР, и 01.11.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N ТБ-ЖТ-01/11/2016/270 ХБР, которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражный суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Объективной стороной данного состава правонарушения является, невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Согласно части 1 статьи 9 названного выше Закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Частью 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно части 4 статьи 9 названного Закона, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 2, 4 указанного документа, Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
В соответствии с пунктом 5.8 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
По материалам настоящего дела суд второй инстанции установил, что обществу 22.04.2016 выдано предписание N ТБ-ЖТ-22/04/2016/313-в о необходимости выполнения требований Закона N16-ФЗ и пункта 5.8 Требований N43 в срок до 20.09.2016.
Однако, как следует из материалов проверочных мероприятий, управлением установлен факт неисполнения ОАО "РЖД" вышеназванного предписания. Доказательств обратному заявителем апелляционной инстанции в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Следовательно, вывод о том, что в действиях общества имеется объективная сторона вмененного нарушения, признается обоснованным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных препятствий для надлежащего выполнения обществом требований предписания суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, суд первой инстанции также обоснованно поддержал управление о привлечении общества к административной ответственности.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Апелляционная инстанция с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду наличия существенной угрозы интересам государства и общества в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Довод заявителя о том, что на балансовом учете ОАО "РЖД" отсутствуют железнодорожные станции Ургал и Гродеково был предметом правовой оценки арбитражного суда и правильно отклонен, поскольку имеющимися материалами дела подтверждается обратное.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2017 по делу N А73-15979/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15979/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу