г. Москва |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А40-176291/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ПАО "АВГУР ЭСТЕЙТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23 декабря 2016 года по делу N А40-176291/16 (153-918)
по заявлению ПАО "АВГУР ЭСТЕЙТ" (ОГРН 1027739085428)
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имуществ г. Москвы
о признании незаконным и отмене отказа
при участии:
от заявителя: |
Алшерова А.Т. по дов. от 30.12.2016 N 98, Дистель Е.Ю. по дов. от 09.01.2017 N 5; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2016 N 33842/2016; |
от третьего лица: |
Матюхина Е.С. по дов. от 21.12.2016 N 33-Д-1398/16; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "АВГУР ЭСТЕЙТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений заявленных требований) о признании незаконным и отмене отказа Управлению Росреестра по Москве N 77/022/2016-1197 от 28.06.2016 г. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, п. Сосенское, пос. Коммунарка, ул. Ясная, д.11, с кадастровым номером 77:17:0120303:12699, площадью 13,5 кв.м., и обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности заявителя на объект недвижимого имущества по адресу г. Москва, п. Сосенское, пос. Коммунарка, ул. Ясная, д.11, помещение с кадастровым номером 77:17:0120303:12699, площадью 13,5 кв.м.
Решением от 23.12.2016, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что отказ Управления Росреестра по г.Москве вынесен в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на то, что оспариваемый отказ регистрирующего органа, являясь незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, сообщением 28.06.2016 г. N 77/022/027/2016-1197 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: Москва, п.Сосенское, пос. Коммунарка, ул. Ясная, д. 11, на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 г N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с Уведомлением Росреестра по Москве причиной отказа в регистрации послужило отсутствие акта о реализации (частичной реализации) контракта от 25.12.2009 г.
По указанным причинам 01.04.2016 г. государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, п. Сосенское, в районе пос. Коммунарка,ул. Ясная, д. 11, была приостановлена в порядке п. 1 ст.. 19 Закона о регистрации, сроком на один месяц до 04.05.2016 (уведомление N 777/022/027/2016-1197 от 01.04.2016 г.), и далее на три месяца до 28.07.2016 г. по заявлению общества (уведомление от 29.04.2016 г. N 77/022/027/206-1197.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, заявитель, считая, что его права и законные интересы нарушены, обратился в суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Совокупности указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.
По смыслу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным этапом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким основаниям, в том числе, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом согласно пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
В соответствии с п. 5.2 Постановления Правительства Москвы от 18.05.1999 N 426 "Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности" вышеуказанным документом о распределении результатов инвестиционного проекта, в котором подтверждаются результаты выполнения сторонами своих обязательств по инвестиционному контракту и вытекающие из этих обязательств имущественные права, является акт о результатах реализации инвестиционного контракта.
Согласно сведениям межведомственного взаимодействия строительство объекта осуществлялось в рамках Инвестиционного контракта от 25.12.2009 (далее - Контракт), заключенного между Администрацией муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (Администрация) и ОАО "Авгур Эстейт" (Инвестор), предметом которого является реализация инвестиционного проекта по застройке территории земельного участка, предназначенного для жилищного строительства и иных объектов культурно-социального назначения и рекреационных целей, общей плоащдью 136 000 кв.м, кадастровый номер 50:21:0120303:27, расположенного вблизи д. Столбово, с.п. Сосенское Ленинского района Московской области.
Согласно п. 3.7 Инвестиционного контракта от 25.12.2009, оформление имущественных прав Сторон по результатам реализации инвестиционного проекта или его частичной реализации, с учетом всех дополнительных соглашений и приложений к настоящему контракту, производятся в установленном законом порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта или акта о частичных результатах реализации инвестиционного проекта.
Акт о реализации (частичной реализации) Контракта на государственную регистрацию Заявителем представлен не был.
Данный объект создан на земельном участке, строительство на котором осуществлялось в соответствии с Инвестиционным контрактом от 25.12.2009.
Информация об этом была предоставлена в порядке межведомственного взаимодействия.
Пунктом 1.2 Инвестиционного контракта от 25.12.2009 предусмотрено, что инвестиционный объект включает в себя возможность создания гаражей и связанных с ними инженерных сетей и сооружений.
Согласно п.3.3 Инвестиционного контракта от 25.12.2009 конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность Администрации и Инвестору по итогам реализации инвестиционного проекта, определяется на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 3.6 Инвестиционного контракта от 25.12.2009 предусмотрено, что если в процессе реализации проекта Инвестор обеспечит выход площадей по Объекту в размерах больших, чем предполагается Контрактом, то дополнительная площадь распределяется в тех же соотношениях, что и основанная площадь (п.3.1), если иное не определено дополнительным соглашением Сторон.
В соответствии с п.3.7 Инвестиционного контракта от 25.12.2009 Оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта или его частичной реализации, с учетом всех дополнительных соглашений и приложений к настоящему Контракту, производится в установленном законом порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств но Контракту на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта или Акта о частичных результатах реализации Инвестиционного проекта (пускового комплекса) согласно условиям Контракта.
Как указано в письме Департамента городского имущества города Москвы от 20.05.216 N ДГИ-1-35310/16-1 вопрос о распределении площадей гаража-стоянки подлежит рассмотрению на заседании Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Однако, заявитель не представил какой-либо документ, отражающий решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по вопросу о распределении площадей гаража-стоянки.
Согласно материалам регистрационного дела, на регистрацию заявителем были представлены вместе с заявлением на регистрацию, доверенность на представителя, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, информационное письмо, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Далее, после приостановления, заявитель представил доверенности, инвестиционный контракт с приложениями, письмо Департамент городского имущества г. Москвы по вопросу оформления проекта акта.
Статьей 20 Закона о государственной регистрации прав предусмотрен перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, который является исчерпывающим.
При этом в соответствии с абзацем 10 пункта 1 указанной статьи Закона, на которые содержится ссылка в оспариваемом отказе, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом суд отмечает, что наличие оспариваемого отказа Управления, не препятствует заявителю - повторно обратиться в Управление с соответствующим заявлением о государственной регистрации права, предоставив в регистрирующий орган, полный пакет документов, в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку заявитель не представил документы в полном объеме, требуемые Законом о регистрации для проведения государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости, оспариваемый отказ от 28.06.2016 г. N 77/022/027/2016-1197, основан на нормах Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает права и законные интересы заявителя, а следовательно, оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23 декабря 2016 года по делу N А40-176291/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176291/2016
Истец: ПАО "АВГУР ЭСТЕЙТ"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДГИ г.Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы