г. Саратов |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А12-65726/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фининвест"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2016 года по делу N А12-65726/2016 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фининвест" (347935, Ростовская, г. Таганрог, ул. Кузнечная, д. 6, офис 7, ОГРН 5137746156983, ИНН 7708802540)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, д. 67 а, ОГРН 1043400221150, ИНН 3442075777),
заинтересованное лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, г. Волгоград, ул. 51 Гвардейская, д. 38, ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Фининвест" (далее - ООО "Фининвест", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области, инспекция) при проведении осмотра территории, составлении протокола осмотра, ненаправлении акта проверки, проведении допроса и составлении протокола допроса, ненаправлении материалов дела лицу, в отношении которого осуществлялись действия по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением суда первой инстанции от 20 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Фининвест" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.06.2016 ООО "Фининвест" обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации сведений, вносимых в учредительные документы юридического (форма N Р13001) - изменении места нахождения общества с адреса: г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр. 1, на адрес: г. Волгоград, ул. Репина, д. 13, кв. 159 (место регистрации учредителя Лавренова А.В.).
Для проверки достоверности заявленного адреса ИФНС России по Дзержинского района г. Волгограда направлен запрос в налоговый орган по предполагаемому месту регистрации юридического лица - Межрайонную ИФНС России N 9 по Волгоградской области.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области проведен допрос учредителя и руководителя ООО "Фининвест" Лавренова А.В., осмотр помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Репина, д. 13, кв. 159, в присутствии двух понятых, по результатам которого составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 20.06.2016, запрошены сведения у ООО "Управляющая компания Тандем", осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по адресу предполагаемой регистрации ООО "Фининвест", у Волгоградского почтамта УФПС Волгоградской области - филиала ФГУП "Почта России", получено заявление от собственников помещений многоквартирного дома N 13 по ул. Репина (л.д. 51, 77, 80, 84, 85).
Полученные в ходе проверочных мероприятий документы Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области направлены в ИФНС России по Дзержинского района г. Волгограда.
Основываясь на материалах проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области, ИФНС России по Дзержинского района г. Волгограда приняла решение от 21.07.2016 N 4310085А об отказе в государственной регистрации изменений в связи с наличием подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
ООО "Фининвест", полагая, что действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области при проведении осмотра территории, составлении протокола осмотра, ненаправлении акта проверки, проведении допроса и составлении протокола допроса, ненаправлении материалов дела лицу, в отношении которого осуществлялись действия по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются незаконными как не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что действия при проведении проверки достоверности сведений об адресе места предполагаемой регистрации заявителя осуществлены инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий, требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в рассматриваемом случае неприменимы, доказательства нарушениях прав и законных интересов ООО "Фининвест" отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - Основания проведения мероприятий).
Согласно пункту 6 Оснований проведения мероприятий мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных пунктом 11 настоящих Оснований и Порядка случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС России.
В соответствии с пунктом 11 Оснований проведения мероприятий мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.
Пунктом 12 Оснований проведения мероприятий установлено, что для получения объяснений в соответствии с подпунктом "б" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Для получения в соответствии с подпунктом "в" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, территориальный орган ФНС России, который осуществляет проведение такого мероприятия, в соответствии с пунктом 13 Оснований проведения мероприятий вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, нотариусам, иным лицам с указанием на срок, в который необходимо получение информации, с учетом пунктов 5 и 7 Оснований проведения мероприятий и Порядка.
Согласно пункту 14 Оснований проведения мероприятий осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.
Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что действия в рамках проведения проверочных мероприятий по поручению ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда осуществлены Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области с соблюдением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении инспекцией при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, поскольку спорные правоотношения регулируются иными правовыми нормами.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности нарушения оспариваемыми действиями Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Оспариваемые действия и полученные Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области в ходе осуществления мероприятий документы послужили основанием для принятия ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда решения от 21.07.2016 N 4310085А об отказе в государственной регистрации сведений об ООО "Фининвест" в части изменения места его нахождения, однако, указанное решение обществом в судебном порядке не оспорено, в связи с чем, настоящим спором в любом случае не может быть достигнута цель восстановления нарушенного права заявителя на государственную регистрацию изменения своего места нахождения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Фининвест" настаивает на нарушении Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (статья 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4.2, 4.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченным государственным органом проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.
Из изложенного следует, что Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ регулируются разные отношения.
При осуществлении функции государственной регистрации регистрирующий орган не выполняет функцию государственного контроля (надзора), регулируемую Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в связи с чем Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ к правоотношениям сторон в данном деле не применим.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2016 года по делу N А12-65726/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-65726/2016
Истец: ООО "ФИНИНВЕСТ"
Ответчик: МИФНС N 9 по Волгоградской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, ООО "Фининвест", ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда