г. Чита |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А78-11801/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дедюхина Виктора Анатольевича на вынесенное в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2016 года по делу N А78-11801/2016 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Дедюхина Виктора Анатольевича (ОГРН 31175361680050, ИНН 753705469052, г. Чита) к Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г, Чита, ул. Амурская, 68) о взыскании убытков от перевозки льготной категории пассажиров в рамках договоров N 147 от 19.12.2012 и N 4 от 31.12.2013 на компенсацию убытков по перевозке льготной категории пассажиров в размере 106 918 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 230 руб., 2500 руб. расходов на оформление доверенности, 15 000 расходов на оплату услуг представителя
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита, ул. Чкалова, 136), Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377, г. Чита, ул. Курнатовского, 46), Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562, ИНН 7536158391, г. Чита, ул. Чайковского, 28), Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067, г. Чита, ул. Бутина, 39) (суд первой инстанции: судья Попова И.П.)
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц
установил:
индивидуальный предприниматель Дедюхин Виктор Анатольевич (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Забайкальского края (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании с Забайкальского края за счет казны 106 918 руб. убытков, 230 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 15 000 руб. расходы на оплату услуг представителя, 2 500 руб. расходов на оформление доверенности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены, Комитет строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита", Министерство территориального развития Забайкальского края, Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита".
Определением суд от 11.11.2016 произведена замена третьего лица - с Комитета строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита" на его правопреемника - Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита".
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.12.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в обоснование исковых требований предприниматель представил все необходимые документы; полагает, что отказ суда в удовлетворении исковых требований в порядке упрощенного производства, принимая во внимание удовлетворение требований по сходным правоотношениям, рассмотренным судами ранее по общим правилам искового производства, не соответствует целям эффективного правосудия.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.10.2012 Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (в настоящее время после переименования - Комитет строительства и реконструкции администрации городского округа "Город Чита"), выступающий от имени администрации городского округа "Город Чита" (заказчиком), и предпринимателем Дедюхиным В.А. подписан договор N 147 на компенсацию убытков за перевозку льготной категории пассажиров сроком с 15.10.2012 по 31.12.2012.
Дополнительными соглашениями N 188 от 10.12.2012, N 210 от 29.12.2012, N 27 от 31.01.2013, N 13 от 28.06.2013, N 35 от 26.09.2013 в договор вносились изменения, в том числе неоднократно продлялся срок действия договора до 31.12.2013.
Согласно пунктам 1.1-1.3 договора предприниматель обязался предоставлять транспортные услуги по перевозке населения города Читы на городском маршруте N 37 по установленному тарифу в размере 19 руб., и предоставить льготный проезд по перевозке льготной категории пассажиров по муниципальной транспортной сети в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК.
Заказчик в соответствии с пунктом 1.4 договора обязался компенсировать убытки, образовавшиеся вследствие предоставления льгот.
Пунктом 3.1. договора указано, что компенсация убытков производится за счет средств бюджета Забайкальского края.
Ссылаясь на то, что убытки от предоставления льготного проезда за период действия договора с 15.10.2012 по 31.12.2013 частично в сумме 106 918 руб. не были компенсированы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, руководствовался статьями 8, 12, 15, 16, 214, 424, 786, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края N 243-ЗЗК от 23.09.2009 "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", Закона Забайкальского края N 816-ЗЗК от 06.05.2013, постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1).
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" (действовавшего на период возникновения спорных отношений) право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края:
1) лица, получающие трудовую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет);
2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) ветераны боевых действий;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
7) нетрудоспособные члены семей, а именно родители, супруга (супруг) погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
8) несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), иные бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
9) инвалиды всех степеней утраты трудоспособности;
10) инвалиды без утраты трудоспособности;
11) дети-инвалиды;
12) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
13) ветераны труда при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;
14) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
15) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае, устанавливается Правительством Забайкальского края, на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае - в соответствии с законом Забайкальского края.
С введением в действие Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" Закон Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК утратил силу.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК также установлено право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае.
В соответствии с Порядком компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425, компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на основании договоров на возмещение убытков, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками (кроме организаций железнодорожного транспорта) (пункт 2).
В пункте 16 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с изложенными разъяснениями, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Истец, требуя возмещения убытков, должен был подтвердить размер затрат, фактически понесенных им на перевозку пассажиров льготных категорий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая недоказанность факта причинения истцу убытков в связи с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров, имеющих право на льготный проезд в транспорте, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Из условий договора усматривается, что исполнитель обязан: вести надлежащий учет предоставления льготы гражданам, образовавшихся вследствие этого выпадающих доходов на основании учета количества рулонных билетов номиналом 50 % от стоимости проезда, а также вести билетно-учетный лист, книгу регистрации билетно-учетных листов и кассовую книгу; ежемесячно предоставлять заказчику отчет об оказанных услугах: количестве перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд, счет на оплату выпадающих доходов, билетно-учетный лист, книгу регистрации билетно-учетных листов, кассовую книгу (пункты 2.1.4 и 2.1.5 договора).
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Билетно-учетные листы, отчеты, счета-фактуры за 2013 год, а также доказательства осуществления перевозок в заявленный период, истцом в материалы дела не представлены. Таким образом, требования истца, не подтвержденным первичными учетными документами не может являться достаточным доказательством факта и размера выпадающих доходов и основанием для удовлетворения иска.
Ссылка истца на сходные правоотношения, рассмотренным судами ранее по общим правилам искового производства, не имеют правового значения, поскольку обстоятельства, установленные судами при рассмотрении других дел, не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного дела.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2016 года по делу N А78-11801/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11801/2016
Истец: ИП Дедюхин Виктор Анатольевич
Ответчик: Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Комитет градостоительной политики администрации городского округа "Город Чита", Комитет по финансам Администрации городского округа "Город Чита", Министерство территориального развития Забайкальского края