Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2017 г. N Ф07-5731/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А05-8491/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича-Сбыт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2016 года по делу А05-8491/2016 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича-Сбыт" (ОГРН 1042901307184, ИНН 2904014579; место нахождения: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Молодежная, дом 1; далее - ООО "КЗСК-Сбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 2 (ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Октябрьская, дом 37; далее - Фонд, ФСС, отделение) о признании недействительными и отмене пунктов 3 и 4 решения от 27.06.2016 N 03-23/1нс об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2016 года по делу А05-8491/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КЗСК-Сбыт" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Фонд в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества от 24.10.2014 приказом Фонда от 14.11.2014 N 1001 обществу установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
В связи с выявлением несвоевременной уплаты обществом в 2014 году текущих страховых взносов (нарушен срок уплаты страховых взносов за апрель и май 2014 года), то есть с установлением факта неправомерного издания приказа от 14.11.2014 N 1001, и на основании подпункта "б" пункта 8 Правил установления страхователем скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, (далее - Правила N 524) данный приказ Фондом отменен приказом от 16.02.2016 N 117.
По результатам проведенной камеральной проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на основе предъявленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представленного 13.04.2016, отделением составлен акт камеральной проверки от 24.05.2016 N 03-23/1нс, а также принято решение от 27.06.2016 N 03-23/1нс об отказе в привлечении ООО "КЗСК-Сбыт" к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Указанным решением обществу предложено внести исправления в отчетность по страховым взносам за 2015 год, исчислив страховые взносы без скидки к страховому тарифу, увеличив их на 63 864 руб. 05 коп. (пункты 3 и 4 резолютивной части решения).
Не согласившись с пунктами 3 и 4 решения 27.06.2016 N 03-23/1нс, общество оспорило в его в судебном порядке.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Согласно пункту 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из определенных основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Согласно пункту 2 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
В данном случае по результатам рассмотрения заявление общества и исходя из указанных выше норм, Фонд приказом от 14.11.2014 N 1001 установил скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Вместе с тем, приказом от 16.02.2016 N 117 исходя из положений подпункта "б" пункта 8 Правил N 524 названная скидка отменена в связи с несвоевременной уплатой учреждением страховых взносов в 2014 году.
В рассматриваемом случае из материалов дела, в частности, из акта проверки от 24.05.2016, из расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также из расходов на выплату страхового обеспечения за 1-й квартал и полугодие 2014 года, реестра платежей общества, справки о состоянии расчетов по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 01.01.2014 по 31.10.2014 следует, что текущие платежи в 2014 году, а именно: полные суммы страховых взносов, начисленные за апрель, в размере 28 147 руб. 66 коп. и за май 2014 года в размере 7612 руб. 91 коп., в установленный срок уплаты, соответственно, 15.05.2014 и 16.06.2014, не поступили (перечисление произведено 15.05.2014 в сумме 1698 руб. 71 руб., 16.06.2014 - 1522 руб. 54 коп.), то есть обязательное условие для предоставления скидки не соблюдено.
Факт несвоевременной уплаты текущих платежей за апрель, май 2014 года, обществом не отрицается.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в 2014 году общество допустило несвоевременную уплату текущих страховых взносов, следовательно, не соответствовало условиям рассмотрения Фонда вопроса об установления ему скидки.
Доводы общества о том, что Закон N 125-ФЗ и Правила N 524 не содержат положений о порядке отмены уже установленных скидок, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае обществом оспариваются пункты 3 и 4 решение Фонда от 27.06.2016 и в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о признании недействительным приказа от 16.02.2016 N 117.
Обществу предложено внести исправления в отчетность за 2015 год, исчислив страховые взносы без скидки к страховому тарифу, увеличив их на 63 864 руб. 05 коп. Такое предложение не нарушает права и законные интересы общества, поскольку является только предложением совершить определенные действия без ссылки на санкции, в случае неисполнения этого предложения.
Следует также отметить, что правоотношения в части осуществления контроля за их уплатой в проверяемый период и на дату вынесения Фондом решения от 27.06.2016 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем) и в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В силу пункта 5 статьи 34 названного Закона лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункт 3 статьи 39).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В рассматриваемом случае возражения на акт проверки обществом не направлялись, в процессе рассмотрения материалов проверки оно не участвовало, что также с учетом его осведомленности об отсутствии права на скидку к страховому тарифу на 2015 год при наличии нарушения срока уплаты страховых взносов за апрель и май 2014 года, свидетельствует об отсутствии нарушения прав общества принятым Фредом решения от 27.06.2016 N 03-23/1нс.
С учетом изложенного, поскольку не установлена определенная статьей 198 АПК РФ совокупность обстоятельств для признания ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в признании недействительным пунктов 3 и 4 решения Фонда от 27.06.2016.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2016 года по делу А05-8491/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича-Сбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8491/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2017 г. N Ф07-5731/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Котласский завод силикатного кирпича-Сбыт"
Ответчик: ГУ - АРХАНГЕЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N2