Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2017 г. N Ф08-4231/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2017 г. |
дело N А53-13076/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии: до и после перерыва:
от индивидуального предпринимателя Любарцева Владимира Ильича: представитель по доверенности от 02.06.2016, Любарцев В.В., паспорт;
от Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2016 по делу N А53-13076/2016,
принятое судьей Новик В.Л.,
по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286)
к индивидуальному предпринимателю Любарцеву Владимиру Ильичу
(ИНН 612300198245, ОГРНИП 304612305800087)
о взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Любарцева Владимира Ильича ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в размере 577 844 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено превышение допустимых осевых нагрузок, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2016 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано следующим. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на спорном участке дороги были установлены дорожные знаки, ограничивающие предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств. Взвешивание транспортного средства произведено в движении, что является нарушением пункта 20 Приказа Минтранса РФ от 21.07.2011 N 193 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки", а, следовательно, отсутствует достоверная информация о превышении осевых нагрузок, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При наличии возражений водителя контрольное взвешивание произведено не было. В акте указан наиболее длинный маршрут движения ответчика (Куеда - Староболтачево - Бураево - Дюртюли общим расстоянием 162 км.) по муниципальным дорогам, а не дорогам регионального значения. Доказательств того, что ответчик двигался именно по дорогам межмуниципального значения, истцом в материалы дела не представлено.
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2014 по 30.04.2014 была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 10.02.2014, в газете "Республика Башкортостан". Установка и демонтаж дорожных знаков подтверждаются письмами исполнителя. В отношении водителя Любарцева В.И. составлен протокол об административном правонарушении, в котором имеется его подпись. Взвешивание транспортного средства осуществлялось в статическом режиме. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что маршрут движения ИП Любарцева В.И. проходил по федеральным дорогам, тогда как путь от Янаула до г. Дюртюли проходил по региональным и межмуниципальным дорогам.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель указывает следующее. Указывает, что доказательств установки дорожных знаков в материалы дела не представлено. Акт N 774 составлен с нарушениями, поскольку в нем не отражены дислокация и принадлежность контрольного пункта, габариты транспортного средства, акт не вручен водителю Любарцеву В.И. (отсутствует его подпись). В суд не представлено постановление о привлечении Любарцева В.И. к административной ответственности. Не согласен с расчетом, поскольку движение осуществлялось по автодороге Янаул - Нефтекамск - Дюртюли.
В судебном заседании представитель предпринимателя представил дополнительные возражения на апелляционную жалобу, дал пояснения о фактически пройденном транспортным средством маршруте, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании 01.03.2017 объявлялся перерыв до 09.03.2017 до 15 час. 30 мин. Явившийся в судебное заседание до и после перерыва представитель предпринимателя дал суду пояснения об обстоятельствах дела, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также дополнительных пояснений, представленных участвующими в деле лицами, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и/или межмуниципального значения на праве оперативного управления является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р).
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управлением дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
27.11.2012 учреждение приняло на себя обязательства по осуществлению полномочий Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и/или межмуниципального значения.
12 апреля 2014 года при осуществлении весового контроля на 9 км. автодороги Дюртюли-Нефтекамск сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки ДАФ регистрационный номер С 093 УН 61, с полуприцепом марки Кроне регистрационный номер СА 8508 61, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Любарцева Владимира Ильича.
Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 61 ОХ 740541, на полуприцеп 61.16 N 279651.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-15С-весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, модификации (модель) ВА-15С-2, заводской номер N 1925 и N 1926.
Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 02 декабря 2013 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма на весы, голограммой о прохождении поверки в паспорте весов (подтверждается паспортом на весовое оборудование, приложение N 6), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N 774 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 12 апреля 2014 года.
Любарцев Владимир Ильич от подписи в акте N 774 отказался.
10.06.20214 учреждением в адрес предпринимателя направлена претензия о возмещении убытков о необходимости уплаты суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, в размере 557 884 руб.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, предпринимателем уплачена не была.
Таким образом, предметом иска является требование о взыскании с ответчика ущерба в сумме 557 884 руб. по акту N 774 от 12 апреля 2014 года.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При рассмотрении дела судебная коллегия учитывает следующее.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила N 272).
Согласно пункту 5 Правил N 272 тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов утвержден Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258.
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 года N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее -Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 76-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2014 N 377-р временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения было продлено по 10 мая 2014 года.
Учреждением представлены доказательства опубликования сведений о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в газете "Республика Башкортостан" (N 59 (28044) от 01.04.2014) и на официальном портале правовой информации Республики Башкортостан npa.bashkortostan.ru 10.02.2014, номер публикации 201402100005.
Таким образом, довод ответчика, что пользователи дорог несвоевременно были извещены о продлении временных ограничений, является необоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что водитель обязан руководствоваться установленными дорожными знаками, в том числе, ограничивающими вес транспортных средств.
Довод предпринимателя о том, что учреждение не подтвердило надлежащими доказательствами фактическую установку дорожных знаков, сообщающих об ограничении массы, приходящейся на ось транспортного средства, апелляционная коллегия отклоняет.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 76-р и в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2014-2015 годы от 17.12.2013 N 10519-05 ОАО "Башкиравтодор" установлены дорожные знаки 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" в соответствии с согласованной с заказчиком и ГИБДД схемой. В материалы дела представлены указания об установке и демонтаже дорожных знаков.
Учреждением в подтверждение факта установки указанных дорожных знаков представлены: копия акта на установку временных дорожных знаков от 31.03.2014, копия акта на демонтаж временных дорожных знаков от 03.05.2014. Согласно данным актам проведена установка дорожных знаков перед весенним ограничением дорожного движения и последующий их демонтаж.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Пунктом 4.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 предусмотрено, что временное ограничение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводится в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванного их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур.
Исходя из указанного, введение и продление временных ограничений не требует дополнительного обоснования, поскольку вводится с учетом климатических особенностей в Республике Башкортостан в конкретный период времени.
Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным постановлением утвержден размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Рассчитанный в соответствии с указанным постановлением N 59 размер причиненного вреда составил 557 884 руб.
Предприниматель указывает, что не согласен с маршрутом движения, определенным учреждением.
Согласно пункту 2.1.1.1.3. приказа Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" в акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства".
В акте от 12.04.2014 N 774 указана дорога, которой был причинен ущерб: а/д Дюртюли-Бураево (64 км.), а/д Бураево-Старобалтачево-Куеда (98 км).
Предприниматель указывает иной маршрут движения: г. Пермь Пермского края - Кукуштан Пермского края (трасса Р242) - Оса Пермского края - Куеда Пермского края - Янаул Республики Башкортостан - Нефтекамск Республики Башкортостан - Дюртюли Республики Башкортостан - Саратов - Волгоград - Ростов-на-Дону - Краснодар. По дорогам Республики Башкортостан пройдено согласно расчету предпринимателя 131 км., расчет причиненного ущерба - 29 559,64 руб.
Указанный расчет не принимается апелляционной коллегией в силу следующего.
Довод предпринимателя о том, что он двигался по автомобильной дороге Янаул - Дюртюли, через Нефтекамск, т.е. по дороге федерального назначения, воспринятый судом первой инстанции, противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения", согласно которому автодороги Нефтекамск-Янаул, Нефтекамск-Дюртюли являются дорогами регионального и межмуниципального значения, а не дорогами федерального значения.
Расчет учреждением произведен по наиболее короткому пути следования, подтвержден картографическим материалом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что взыскание ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 577 844 руб. следует отнести на предпринимателя.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Поскольку требование учреждения о взыскании ущерба удовлетворено апелляционным судом в полном объеме, с индивидуального предпринимателя Любарцева Владимира Ильича в доход федерального бюджета подлежит взысканию 17 558 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2016 по делу N А53-13076/2016 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Любарцева Владимира Ильича ИНН 612300198245 ОГРНИП 304612305800087, в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286, убытки, причиненные автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, в размере 577 884 (Пятьсот семьдесят семь тысяч восемьсот восемьдесят четыре) руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Любарцева Владимира Ильича ИНН 612300198245 ОГРНИП 304612305800087, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 17 558 (Семнадцать тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13076/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2018 г. N Ф08-9978/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ИП Любарцев Владимир Ильич, Любарцев Владимир Ильич
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9978/17
18.09.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12157/17
06.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4231/17
10.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17916/16
27.09.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13076/16