Омск |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А75-13015/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1642/2017) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2016 по делу N А75-13015/2016 (судья Чешкова О.Г.)
по заявлению Администрации города Нижневартовска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
3-и лица: 1) Дума города Нижневартовска; 2) общество с ограниченной ответственностью "ФедералПресс"
о признании недействительным пункта 2 решения от 01.09.2016 N 03/ПА-4727
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Нижневартовска - представитель Аксёнова Марина Михайловна по доверенности N 1-01/186Д от 12.12.2016 сроком действия до 31.12.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился;
от Думы города Нижневартовска - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ФедералПресс" - представитель не явился.
установил:
Администрация города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, УФАС по ХМАО) о признании недействительным пункта 2 решения от 01.09.2016 N 03/ПА-4727.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дума города Нижневартовска (Дума г. Нижневартовска) и общество с ограниченной ответственностью "ФедералПресс" (далее - ООО "ФедералПресс").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2016 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться в извещении о проведении запроса котировок, предусмотрен частью 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 31 закона в ней не указано; наличие данных требований в извещении прямо указано лишь при проведении конкурса или электронного аукциона; при проведении запроса котировок предоставлять сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не требуется.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что пункт 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает единые требования к участникам любых закупок, в том числе, и к запросу котировок; обязательность соблюдения единых требований для всех участников подтверждается правом комиссии по осуществлению закупок проверять участников на соответствие этим требованиям; судом не учтен пункт 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; вывод суда, изложенный в решении, о незаконности требования о предоставлении сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" противоречит как выводам оспариваемого решения, так и тексту извещения заказчика, в котором никакие из названных сведений не запрашивались.
В отзыве на апелляционную жалобу Дума г. Нижневартовска также просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным заявителем.
Надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела УФАС по ХМАО и ООО "ФедералПресс" отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в процесс не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данных лиц по имеющимся в деле материалам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивала на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения заявленных по существу требований.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Управлением муниципальных закупок Администрации (уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проведен запрос предложений, предметом которого является оказание услуг по подготовке и организации комплексного размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах информационных агентств материалов о деятельности главы города Нижневартовска, депутатов Думы города Нижневартовска, контрольно-счетного органа муниципального образования и иной информации (извещение о проведении запроса котировок N 0187300001216000311).
Заказчиком закупки являлась Дума города Нижневартовска (л.д.18).
В УФАС по ХМАО поступила жалоба ООО "ФедералПресс" от 22.08.2016 N 1345-ж на действия заказчика и уполномоченного органа, согласно которой податель жалобы указал, что заказчик необоснованно требует от участников запроса котировок предоставлять в составе заявки документы, подтверждающие соответствие их требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По итогам рассмотрения жалобы она была признана необоснованной. Так, УФАС по ХМАО указал, что хотя извещение и установлены требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но предоставлять документы, подтверждающие соответствие участника закупки таким требованиям в составе заявки не предусмотрено.
Тем не менее, в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в действиях заказчика и уполномоченного органа были установлены нарушения части 1 статьи 73, части 6 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления извещением о проведении запроса котировок требований к участникам, предусмотренным пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что, по мнению заинтересованного лица, не предусмотрено законом.
В связи с указанным нарушением УФАС по ХМАО 01.09.2016 вынесено решение N 03/ПА-4727, в пункте 2 которого отражен данный вывод (л. д. 14-17).
Полагая, что пункт 2 указанного выше решение вынесен УФАС ХМАО без учета положений действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Администрации, как уполномоченного лица по соответствующему запросу котировок, заявитель обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
29.11.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 6 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относится, в том числе, запрос котировок.
Так, в силу положений части 1 статьи 72 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Статьей 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены требования, предъявляемые к проведению запроса котировок.
Согласно части 1 статья 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании изложенных норм права судом первой инстанции и УФАС по ХМАО сделан вывод о том, что указание в извещении о проведении запроса котировок требований, предусмотренных пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускается.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод сделан в результате неверного толкования названных норм права.
В силу пункта 1 части 1 статья 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении должна содержаться информация:
- указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации; краткое изложение условий контракта; идентификационный код закупки; ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом; используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); срок, место и порядок подачи заявок участников закупки)
- указанная в пункте 8 данной статьи (размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения);
- требования, предъявляемые к участникам запроса котировок;
- исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок прямо изложены в части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно данной норме права, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В силу части 7 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, т.е. в том числе, и к участникам запроса котировок.
В пунктах 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.6, 6.1.7, 6.1.8 извещения о проведении запроса котировок заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к участникам запроса котировок, предусмотренные пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что полностью соответствует названным выше нормам права.
Как правильно указывает податель апелляционной жалобы, соблюдение названные требований в силу прямого указания закона является обязательным для участников любых закупок, следовательно, обязательным является и указание на данные требования в тексте самого извещения.
При этом, несоответствие участников закупки какому-либо из названных требований, влечет установленное частью 8 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" право комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, в том числе, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи.
Однако, комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Следовательно, подавая заявку на участие в закупке любое лицо должно соответствовать требованиям, в том числе, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона, но не обязано представлять тому подтверждение. Комиссия же по осуществлению закупок имеет право проверять соответствие участников закупок названным требованиям и отклонять заявку, а заказчик отказывать в подписании контракта при выявлении такого несоответствия.
По мнению заинтересованного лица и суда первой инстанции, формулировка пункта 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предполагает, что указание на "требования, предъявляемые к участникам запроса котировок" должно рассматривать как составная часть фразы "и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона", а не как самостоятельное требование к извещению.
При этом, суд первой инстанции указал, что наличие данных требований в извещении прямо предусмотрено законом лишь при проведении конкурса или электронного аукциона.
Однако, суд апелляционной инстанции исходит из того, что и формулировка пункта 2 части 3 статьи 49 (требования к извещению при проведении конкурса), и формулировка пункта 6 части 5 статьи 63 (требования к извещению при проведении электронного аукциона) в точности соответствует формулировке части 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат никаких осовенностей.
Аналогичное толкование норм права следует и из содержания пункта 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом, не имеет правового значения указание судом первой инстанции на то, что при проведении запроса котировок предоставлять сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не требуется, поскольку рассматриваемое в рамках данного дела извещения содержало лишь указание на необходимость участника соответствовать требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона, но не обязывало участников представлять тому подтверждение.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Администрации.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распределяются, поскольку заявитель и податель апелляционной жалобы был освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1, 2 части 2 статьи 270, статьями 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2016 по делу N А75-13015/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявление Администрации города Нижневартовска удовлетворить. Признать недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01.09.2016 N 03/ПА-4727 как противоречащий пунктам 1, 7 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13015/2016
Истец: Администрация города Нижневартовска, Администрация муниципального образования г. Нижневартовск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УФАС по ХМАО-Югре
Третье лицо: Дума города Нижневартовска, ООО "ФедералПресс"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2071/17
10.03.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1642/17
18.01.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-225/17
29.11.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-13015/16