г. Саратов |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А06-8489/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Султанова Рината Джанбековича Кашенцевой С.А., действующей на основании доверенности от 20.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 ноября 2016 года по делу N А06-8489/2016 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Султанова Рината Джанбековича (г. Астрахань)
к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Султанов Ринат Джанбекович (далее - ИП Султанов Р.Д., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Управление), выраженном в письме от 24.05.2016 N 30-10-02-4093/16, обязании администрации муниципального образования "Город Астрахань" предоставить ИП Султанову Р.Д. в аренду на 49 лет для эксплуатации торговых павильонов земельный участок площадью 57 кв.м с кадастровым номером: 30:12:040784:903, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, 45.
Решением суда первой инстанции от 07 ноября 2016 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 24.05.2016 N 30-10-02-4093/16, обязал администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить ИП Султанову Р.Д. в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации торговых павильонов земельный участок площадью 57 кв.м с кадастровым номером: 30:12:040784:903, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, 45.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.04.2013 ИП Султанов Р.Д. обратился в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду для установки и эксплуатации торговых павильонов земельных участков, расположенных по адресам: г. Астрахань, пр. Бумажников 2; г. Астрахань, ул. Кирова,47/Гилянская; г. Астрахань, ул. Свердлова, 17; г. Астрахань, ул. 4-ая Железнодорожная, 47; г. Астрахань, ул. Н.Островского, 162; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23; г. Астрахань, ул. Магистральная, 32 В; г. Астрахань, пр. Бумажников, 18; г. Астрахань, ул. Бабаевского, 35, корп. 3; г. Астрахань, ул. Боевая, 72 Б; г. Астрахань, ул. Хибинская, 45; г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, 67/1; г. Астрахань, пл. Заводская, 41; г. Астрахань, ул. Космонавта В.Комарова, 65 Б; г. Астрахань, ул. Ленина, 19; г. Астрахань, ул. Кубанская, 66; г. Астрахань, ул. Куликова, 36; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 1; г. Астрахань, пр. Воробьева, 7; г. Астрахань, ул. Жилая, 7; г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, 51/Бэра; г. Астрахань, ул. Победы, 50; г. Астрахань, ул. Ген. Армии Епишева, 1; г. Астрахань, пер. Щекина, 9; г. Астрахань, ул. Соликамская, 8; г. Астрахань, ул. Боевая 53 а.
В установленный пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации срок администрацией города Астрахани, Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани в адрес заявителя утвержденные схемы расположения земельных участков, либо отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков не направлены.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2013 года по делу N А06-5099/2013 бездействие администрации города Астрахани и Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани в виде ненаправления заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации признано незаконным. Суд обязал администрацию города Астрахани рассмотреть заявление ИП Султанова Р.Д. о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: г. Астрахань, пр. Бумажникова,2; г. Астрахань, ул. Кирова,47/Гилянская; г. Астрахань, ул. Свердлова, 17; г. Астрахань, ул. 4-ая Железнодорожная,47; г. Астрахань, ул. Н.Островского,162; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23; г. Астрахань, ул. Магистральная, 32 В; г. Астрахань, пр. Бумажникова, 18; г. Астрахань, ул. Бабаевского, 35, корп.3; г. Астрахань, ул. Боевая, 72 Б; г. Астрахань, ул. Хибинская, 45; г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, 67/1; г. Астрахань, пл. Заводская, 41; г. Астрахань, ул. Космонавта В. Комарова, 65 Б; г. Астрахань, ул. Ленина, 19; г. Астрахань, ул. Кубанская, 66; г. Астрахань, ул. Куликова, 36; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 1; г. Астрахань, пр. Воробьева, 7; г. Астрахань, ул. Жилая, 7; г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, 51/Бэра; г. Астрахань, ул. Победы, 50; г. Астрахань, ул. Ген. Армии Епишева, 1; г. Астрахань, пер. Щекина, 9; г. Астрахань, ул. Соликамская, 8; г. Астрахань, ул. Боевая, 53 а, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 года по делу N А06-5099/2013 решение суда первой инстанции изменено. Из резолютивной части решения Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2013 года по делу N А06-5099/2013 исключено указание на обязание администрации города Астрахани рассмотреть заявление о предоставлении земельных участков, расположенных по адресам: г. Астрахань, пр. Бумажникова, 2; г. Астрахань, ул. Кирова,47/Гилянская; г. Астрахань, ул. Свердлова, 17; г. Астрахань, ул. 4-ая Железнодорожная, 47; г. Астрахань, ул. Н.Островского, 162; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23; г. Астрахань, ул. Магистральная, 32 В; г. Астрахань, пр. Бумажникова, 18; г. Астрахань, ул. Бабаевского, 35, корп. 3; г. Астрахань, ул. Боевая, 72 Б; г. Астрахань, ул. Хибинская, 45; г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, 67/1; г. Астрахань, пл. Заводская, 41; г. Астрахань, ул. Космонавта В.Комарова, 65 Б; г. Астрахань, ул. Ленина, 19; г. Астрахань, ул. Кубанская, 66; г. Астрахань, ул. Куликова, 36; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 1; г. Астрахань, пр. Воробьева, 7; г. Астрахань, ул. Жилая, 7; г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, 51/Бэра; г. Астрахань, ул. Победы, 50; г. Астрахань, ул. Ген. Армии Епишева, 1; г. Астрахань, пер. Щекина, 9; г. Астрахань, ул. Соликамская, 8; г. Астрахань, ул. Боевая 53 а, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления постановления в законную силу направить ИП Султанову Р.Д. схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельных участков, находящихся по адресам: г. Астрахань, пр. Бумажникова, 2; г. Астрахань, ул. Кирова, 47/Гилянская; г. Астрахань, ул. Свердлова, 17; г. Астрахань, ул. 4-ая Железнодорожная, 47; г. Астрахань, ул. Н.Островского, 162; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23; г. Астрахань, ул. Магистральная, 32 В; г. Астрахань, пр. Бумажникова, 18; г. Астрахань, ул. Бабаевского, 35, корп. 3; г. Астрахань, ул. Боевая, 72 Б; г. Астрахань, ул. Хибинская, 45; г. Астрахань, ул. Б.Алексеева, 67/1; г. Астрахань, пл. Заводская, 41; г. Астрахань, ул. Космонавта В.Комарова, 65 Б; г. Астрахань, ул. Кубанская, 66; г. Астрахань, ул. Куликова, 36; г. Астрахань, ул. Яблочкова, 1; г. Астрахань, пр. Воробьева, 7; г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, 51/Бэра; г. Астрахань, ул. Победы, 50; г. Астрахань, ул. Ген. Армии Епишева, 1; г. Астрахань, ул. Соликамская, 8; г. Астрахань, ул. Боевая 53 а.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 ноября 2013 года по делу N А06-5099/2013 оставлено без изменения.
Предпринимателем подготовлена схема расположения указанных земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6639.
После утверждения соответствующей схемы проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:12:040784:903.
ИП Султанов Р.Д. обратился в Управление муниципальным имуществом администрации города Астрахани с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 57 кв.м с кадастровым номером: 30:12:040784:903, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, 45, на 49 лет в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 24.05.2016 N 30-10-02-4093/16 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка ввиду утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте после 01.03.2015.
Полагая, что отказ в предоставлении в аренду на 49 лет указанного земельного участка, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя, ИП Султанов Р.Д. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа органа местного самоуправления и нарушении прав предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
До 01.03.2015 порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, был определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется по новым правилам на торгах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Поскольку схема расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка утверждена после 01.03.2015 заявление ИП Султанова Р.Д. не подлежит рассмотрению по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, указанных в пункте 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Публичные интересы, перечисленные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Из этого общего правила, во всяком случае, следует, что любые ограничения прав должны быть обоснованы ссылкой на конкретные основания, которые не могут быть иными, чем те, которые указаны в статье 55 Конституции Российской Федерации. Применительно к статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации можно было бы говорить, что имеющиеся в ней ограничения прав, поскольку они могут быть обнаружены, обоснованы публичным интересом.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что максимальные (предельные) сроки договора аренды имущества могут устанавливаться только законом.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в материалы дела доказательств соответствия оспариваемого отказа Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также доказательств наличия объективных препятствий для заключения договора аренды спорного земельного участка на срок 49 лет (например, резервирование земельного участка на определенный срок и др.).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ИП Султановым Р.Д. требования и признал оспариваемый отказ Управления незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фактически между ИП Султановым Р.Д. и администрацией муниципального образования "Город Астрахань" возник преддоговорный спор по вопросу об определении срока аренды земельного участка, который подлежит разрешению в установленном законом порядке.
Арбитражный суд не имеет полномочий при определении в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации способа восстановления нарушенного права рассмотреть преддоговорный спор.
Однако возможность защиты нарушенных прав посредством предъявления подобных требований и самостоятельного определения судом подлежащих применению по делу норм права следует из положений пункта 3 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому в соответствии со статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела. Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что материально-правовой интерес заявителя фактически состоит в получении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Принимая во внимание отсутствие препятствий для предоставления ИП Султанову Р.Д. испрашиваемого земельного участка в аренду на 49 лет, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции избран надлежащий способ восстановления нарушенного права заявителя - обязание администрации предоставить ИП Султанову Р.Д. в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации торговых павильонов испрашиваемый земельный участок.
Обжалуя решение суда первой инстанции, орган местного самоуправления указывает, что в соответствии с пунктом 2 постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 05.11.2015 N 7645 "О размещении нестационарных объектов, расположенных на территории муниципального образования "Город Астрахань"" срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта не может превышать три года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку в рассматриваемом случае подлежит применению статья 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а не указанный администрацией правовой акт.
Довод о непредставлении заявителем обоснования необходимости предоставления земельных участков в аренду на 49 лет апелляционная коллегия отклоняет, так как испрашиваемые земельные участки необходимы предпринимателю для эксплуатации торговых объектов.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы администрации не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 ноября 2016 года по делу N А06-8489/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8489/2016
Истец: ИП Султанов Ринат Джанбекович
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Астрахань", Управление муниципального имуществаа администрации муниципального образования г.Астрахани