г. Тула |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А62-7280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2017.
Судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда Волкова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондратеня Е.В., без вызова сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2016 по делу N А62-7280/2016 (судья Иванов А.В.), рассмотренного в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ростовский оптико-механический завод" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Смоленской области" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 22 642 рублей 76 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области была привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих требований ответчик ссылался на отсутствие у военного комиссариата обязанности возместить истцу расходы, связанные с отчислениями страховых взносов, начисленными на фонд оплаты труда, в связи с привлечением работников истца для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Закона N 53-ФЗ.
Общество представило отзыв, в котором, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения, просило его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений истец ссылался на то, что обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложена на ответчика в силу части 7 статьи 1, статьи 5 Закона N 53-ФЗ; части 1 статьи 7, статьи 9 Закона N 212-ФЗ; пункта 2 Правил N 704.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в период с 04.04.2016 по 20.03.2016 работники общества Кащеев Р.О. и Слюсар Н.Н. привлекались учреждением для осуществления мероприятий, связанных с подготовкой к призыву на военную службу.
Указанным работникам истца был выплачен средний заработок в размере 17 350 рублей 76 рублей, на сумму которого работодателем впоследствии были начислены и уплачены страховые взносы в сумме 5 292 рублей 03 копеек.
Направленные обществом в адрес учреждения обращения о необходимости возместить затраченные расходы в сумме 22 642 рублей 76 копеек, были оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленной законом обязанности ответчика компенсировать истцу сумму среднего заработка и расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по осуществлению мероприятий, связанных с подготовкой к призыву на военную службу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании следующего.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) предусмотрено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о проведении военных сборов.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Как следует из содержания подпункта 5 пункта 2 Правил о компенсации расходов, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, причем компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 3 Правил о компенсации расходов).
Согласно действующей в период спорных правоотношений части 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункт "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения медицинского освидетельствования, а также выполнения иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются; средний заработок, выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, исходя из фонда оплаты труда, с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности компенсировать истцу сумму среднего заработка и расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по осуществлению мероприятий, связанных с подготовкой к призыву на военную службу.
Поскольку доказательства компенсации истцу указанных расходов ответчиком представлено не было, суд области правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию страховых взносов в заявленном размере.
Законность и обоснованность выводов арбитражного суда подтверждается сложившейся судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2016 N 308-ЭС16-1184, от 29.02.2016 N 310-ЭС15-20180, от 09.11.2015 N 307-ЭС15-13501).
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у военного комиссариата обязанности возместить истцу расходы, связанные с отчислениями страховых взносов, начисленными на фонд оплаты труда, в связи с привлечением работников истца для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Закона N 53-ФЗ, отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11 законодательное закрепление положений о том, что работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок, означает, что работнику за этот день выплачивается заработная плата.
Указанные положения согласуются с нормами ТК РФ (статья 170 ТК РФ).
Часть первая статьи 170 ТК РФ носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 75-О-О).
Как указывалось выше, выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику производится за счет работодателя, и на этой стадии военный комиссариат в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.
В этой связи, существующая в силу закона обязанность военного комиссариата заключается не в уплате страховых взносов, а в возмещении обществу понесенных расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда (в размере выплаченного среднего заработка с учетом сумм начисленных и уплаченных страховых взносов).
Отсутствие у ответчика обязанности уплачивать страховые взносы в бюджеты, не освобождает его от обязанности возместить расходы истца (страхователя) на соответствующие цели.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие заявителя с оценкой судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и на правильность принятого решения не влияют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 229, статьями 269, 271, 272, 272-1 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2016 по делу N А62-7280/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7280/2016
Истец: ОАО "Ростовский оптико-механический завод"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Смоленской области"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации