Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
10 марта 2017 г. |
А72-11013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2016 года по делу N А72-11013/2016 (судья Семенова М.А.),
по заявлению областного государственного казённого предприятия "Областное коммунальное хозяйство" (ИНН 7316000218, ОГРН 1027300930678), г. Ульяновск,
к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ИНН 7304002651, ОГРН 1027300516330), Ульяновская область, г. Барыш,
третье лицо: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515440, ИНН 7304003454), Ульяновская область, Барышский район, р.п. им. В.И. Ленина,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казённое предприятие "Областное коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - Управление), которым просит:
1) признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области;
2) обязать Управление приостановить операции по всем лицевым счетам должника - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных листов серия ФС N 006652055, серия ФС N 006652054.
Определением от 28.07.2016 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено третье лицо - муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2016 года признано незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области. Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области вменено в обязанность приостановить до момента исполнения исполнительных листов серия ФС N 006652055 от 18.03.2016, серия ФС N 006652054 от 18.03.2016 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В апелляционной жалобе Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2016 года по делу N А72-11013/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что все действия по перечислению денежных средств МУ Управление финансов МО "Барышский район" осуществляет в соответствии с указаниями главного распорядителя денежных средств. Ответчик полагает, что факт бездействия и умысла отсутствует.
В материалы дела поступил отзыв областного государственного казённого предприятия "Областное коммунальное хозяйство" Ульяновской области, в котором предприятие просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2016 года по делу N А72-11013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Ульяновской области были удовлетворены требования Предприятия о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу заявителя:
- задолженности за период с 01.12.2014 по 31.12.2014 по контракту теплоснабжения N 119 от 27.10.2014, а также неустойки за просрочку платежа (решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-19251/2015).
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А72-19251/2015 судом был выдан исполнительный лист серия ФС N 006652055 от 18.03.2016, который был направлен Предприятием в Управление для исполнения;
- задолженности за периоды март 2015 года, октябрь-ноябрь 2015 года по контракту теплоснабжения и горячего водоснабжения N 119 от 11.02.2015, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-19252/2015).
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А72-19252/2015 судом был выдан исполнительный лист серия ФС N 006652054 от 18.03.2016, который был направлен Предприятием в Управление для исполнения.
С учетом того, что исполнительные листы до настоящего времени не исполнены, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что факт неисполнения должником в течение 3-х месяцев со дня поступления исполнительных документов является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения (согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 10247/10, приостановление операций вводится независимо от объема доведенных до должника лимита бюджетных обязательств и объемов финансирования).
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий:
-они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
-они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно Информационной Выписке из ЕГРЮЛ, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области является муниципальным бюджетным учреждением.
В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п.7).
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 Кодекса, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
Согласно Уставу муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области исполнение бюджета Барышского района производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" является финансовым органом местного самоуправления муниципального образования "Барышский район", осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории муниципального образования "Барышский район".
Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность принять меры по исполнению исполнительных документов, выданных судом во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предъявленные к исполнению исполнительные листы не были возвращены Предприятию в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть, приняты ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства: не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, ответчик обязан был исполнить вышеназванные исполнительные документы в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судебные акты не исполнены, бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Предприятия о признании незаконным бездействия Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. им. В.И. Ленина" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области. При этом, судом первой инстанции, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что все действия по перечислению денежных средств МУ Управление финансов МО "Барышский район" осуществляет в соответствии с указаниями главного распорядителя денежных средств, не свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности по принятию мер, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ в целях исполнения исполнительного документа в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Факт бездействия муниципального учреждения Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившегося в неприостановлении операций по счетам третьего лица, подтвержден материалами дела. Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат доказательств приостановления операций по счетам третьего лица в порядке и в сроки, установленные законом.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 октября 2016 года по делу N А72-11013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11013/2016
Истец: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ОБЛАСТНОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО", ОГКП "Областное коммунальное хозяйство"
Ответчик: Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МОУ "СОШ р.п. им. В.И. Ленина" МО "Барышский район" Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р. П.ИМ.В.И.ЛЕНИНА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ