г. Москва |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А41-70405/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Тригубчука Д.В. - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил,
от администрации городского поселения Красногорск Московской области - извещена, представитель не явился,
от администрации городского округа Красногорск Московской области - Макаровой И.В. (представителя по доверенности от 18.04.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тригубчука Д.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 по делу N А41-70405/16, принятое судьей Сергеевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тригубчук Дмитрий Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Красногорск Московской области (далее - администрация поселения), администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация округа) об обязании включить нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 28, в схему размещения нестационарных торговых объектов, отменить решение межведомственной комиссии о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта от 08.04.2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель администрации округа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя, его представителя, представителя администрации поселения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации округа, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельность в торговом павильоне, размещенном им по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, у дома 28.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка городского поселения Красногорск от 29.06.2012 предпринимателю рекомендовано заключить договор аренды земельного участка под принадлежащим ему торговым павильоном.
Предприниматель обратился в администрацию Красногорского муниципального района Московской области с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 40 кв.м. под размещение временного торгового павильона.
По запросу администрации Красногорского муниципального района Московской области предпринимателем заказаны и получены в проектной организации акт выбора земельного участка, градостроительная проработка с получением согласований для последующего заключения договора аренды земельного участка.
Постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 04.06.2013 N 1309/6 указанный земельный участок предоставлен в аренду предпринимателю, на основании чего между предпринимателем и администрацией Красногорского муниципального района Московской области заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 01.07.2013 N 212-К.
Дополнительным соглашением от 28.08.2014 N 310-К договор краткосрочной аренды продлен на 11 месяцев.
Предприниматель обратился к администрации поселения с просьбой согласовать место размещения нестационарного торгового объекта, 03.09.2014 решением Межведомственной комиссии в согласовании было отказано.
Также с просьбой о согласовании размещения торгового объекта к администрации обращался индивидуальный предприниматель Лысова И.В., являющаяся арендатором торгового павильона. Решением Межведомственной комиссии отказано в согласовании в связи с нарушением Постановления Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 "О введении в действие санитарных правил" и СП 42.13330.2011 (СР1иП 2.07.01-89) Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений.
Письмом первого заместителя главы администрации Красногорского муниципального района Московской области от 25.03.2015 предпринимателю разъяснено, что после окончания срока действия договора аренды 02.05.2015, срок аренды продляться не будет, а согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Предприниматель 22.05.2015 повторно обратился в администрацию поселения с просьбой включить принадлежащий ему торговый павильон в схему размещения нестационарных торговых объектов. Тем не менее, до настоящего времени торговый объект в схему не включен, предпринимателю направлено требование о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона о торговле утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Так, названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Постановлением администрации поселения от 03.04.2013 N 838 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети, бытового обслуживания населения и временных объектов общественного питания на территории городского поселения Красногорск.
Данное постановление принято в целях обеспечения единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования; создания условий для предоставления жителям муниципального образования безопасных и качественных услуг; обеспечения равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности, предоставления услуг населению на территории муниципального образования.
Согласно пункту 1.6 названного Положения размещение нестационарных торговых объектов должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам.
Постановлением администрации поселения от 10.09.2014 N 1042 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Красногорск на 2015-2016 годы.
Данное постановление опубликовано в газете "Красногорские вести" и размещено на официальном сайте администрации городского поселения Красногорск, является общедоступным и содержит исчерпывающий перечень мест размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение Красногорск.
Таким образом, схема размещения нестационарных объектов от 10.09.2014 N 1042 утверждена постановлением администрации поселения в пределах ее компетенции и соответствует указанным нормам права.
Указанной схемой от 10.09.2014 не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта (павильона) предпринимателя. Свидетельство на право размещения объекта ему не выдавалось. Довод предпринимателя об обратном отклоняется ввиду отсутствия такого документа в материалах дела.
Соответственно, в связи с тем, что предпринимателю был предоставлен земельный участок площадью 40 кв.м. по договору краткосрочной аренды под размещение временного торгового павильона, то с прекращением срока его действия предприниматель утратил законное основание на пользование земельным участком и на размещение на нем нестационарного объекта.
Арендатор в силу положений статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации после истечения срока действия договора аренды обязан возвратить земельный участок арендодателю.
Следовательно, администрация поселения вправе требовать освобождения земельного участка от нестационарного торгового объекта на основании положений статей 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку у предпринимателя отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка, после истечения срока действия договоров аренды предприниматель обязан был возвратить земельный участок арендодателю и произвести демонтаж самовольно установленного нестационарного объекта.
Согласно частям 1, 3 статьи 6.16 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" самовольное размещение и (или) использование средств размещения информации, контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Использование сооружений и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, после прекращения действия разрешения на их установку - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Предприниматель привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 6.16 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях". Предпринимателю выданы предписания об устранении нарушений в срок до 25.09.2016. Исполнение предписания находится на контроле территориального отдела N 29 Госадмтехнадзора Московской области.
Демонтаж незаконно установленных нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети, бытового обслуживания населения и временных объектов общественного питания на территории городского поселения Красногорск осуществляется в порядке, утвержденном постановлением администрации поселения от 17.02.2014 N 150 "О демонтаже незаконно установленных нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети, бытового обслуживания населения и временных объектов общественного питания на территории городского поселения Красногорск".
Таким образом, из содержания нормативных актов, регламентирующих вопросы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Красногорск, следует, что такое размещение допускается на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы размещения и только по результатам публичных процедур (итогам конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования). При этом нестационарный торговый объект размещается без предоставления земельного участка победителю торгов (без оформления земельных правоотношений). Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Городское поселение Красногорск" вне утвержденной в установленном порядке схемы размещения (в обход такой схемы) недопустимо. Нарушение публично закрепленного порядка размещения нестационарных торговых объектов противоречит целям государственного регулирования торговой деятельности.
Таким образом, администрацией поселения не нарушены права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку он не утратил право на размещение торгового павильона в другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном законом порядке.
Поскольку у предпринимателя отсутствует право на занятие земельного участка под нестационарным торговым объектом, факт его длительной эксплуатации не имеет правового значения и оснований для включения места размещения временного нестационарного объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых на территории городского поселения Красногорск у администрации поселения не имелось, решение межведомственной комиссии о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта от 08.04.2016 является законным.
Обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным, оснований для его отмены из доводов предпринимателя, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 по делу N А41-70405/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70405/2016
Истец: ИП Ип Тригубчук Дмитрий Владимирович
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск, Администрация городского поселения Красногорск Московской области