г. Киров |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А31-6485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сельхозхимия"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2016 по делу N А31-6485/2016, принятое судом в составе судьи Мофы В.Д.,
по иску открытого акционерного общества "Сельхозхимия" (ИНН: 4420000402, ОГРН: 1024402433450)
к муниципальному образованию Октябрьский муниципальный район Костромской области в лице администрации Октябрьского муниципального района Костромской области (ИНН: 4420000900, ОГРН: 1024402435122)
о взыскании 850 200 рублей,
установил:
открытое акционерное общество "Сельхозхимия" (далее - ОАО "Сельхозхимия", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Администрации Октябрьского муниципального района Костромской области о взыскании 850 200 рублей в счет возмещения причиненных убытков.
Суд заменил первоначального ответчика на надлежащего ответчика - муниципальное образование Октябрьский муниципальный район Костромской области в лице администрации Октябрьского муниципального района Костромской области (ИНН: 4420000900, ОГРН: 1024402435122).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2016 Обществу в удовлетворении иска отказано.
ОАО "Сельхозхимия" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Администрации Октябрьского муниципального района от 09.01.2014 N 2а, Общество указывает, что размер убытков определен им как разница между суммой расходов, понесенных получателем при осуществлении регулярных перевозок, заключившим соответствующий договор с главным распорядителем, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок. Контррасчет ответчиком не представлен, в связи с чем, убытки подлежат возмещению в заявленном размере.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное образование Октябрьский муниципальный район Костромской области в лице администрации Октябрьского муниципального района Костромской области указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ответчик заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, ОАО "Сельхозхимия" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В пункте 5 Порядка (утв. постановлениями Администрации Октябрьского муниципального района Костромской области от 09.01.2014 N 2а, от 12.01.2015 N 2а, от 11.01.2016 N 1а) предусмотрено, что субсидии предоставляются при наличии недополученных доходов, определяемых как разница между суммой расходов, понесенных получателем при осуществлении регулярных перевозок, заключившим соответствующий договор с главным распорядителем, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок, при условии применения максимального тарифа, установленного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели решениями Собрания депутатов муниципального района.
В соответствии с пунктом 7 Порядка для получения субсидий получатели направляют главному распорядителю заявку по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; прогнозные показатели по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 8 Порядка главный распорядитель после поступления заявки с прогнозными показателями рассматривает их, проверяет наличие оснований и условий для предоставления субсидий, принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидий, о чем уведомляет заявителя.
После принятия решения о предоставлении субсидий главный распорядитель заключает с получателем дополнительное соглашение о предоставлении субсидий к договору на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам (маршруту) межмуниципального сообщения в Костромской области.
Согласно пункту 11 Порядка получатель субсидий обязан:
- представлять главному распорядителю ежемесячный отчет о деятельности по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;
- осуществлять раздельный учет доходов и расходов при выполнении регулярных перевозок пассажиров по видам сообщений с выделением муниципальных;
- представлять главному распорядителю квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 10 дней с даты, установленной действующим законодательством для представления указанной отчетности соответствующим государственным органам, а также по запросу главного распорядителя годовую налоговую и статистическую отчетность.
Главный распорядитель вправе приостанавливать выплату субсидий при невыполнении получателем требований пункта 11 настоящего Порядка и в случае представления получателем неполной или недостоверной информации, предусмотренной настоящим Порядком. После устранения нарушений предоставление субсидий возобновляется (пункт 15 Порядка).
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что принятие решения о предоставлении субсидии осуществляется после проверки наличия оснований и условий для ее предоставления по прогнозным показателям, указанным в отчете о деятельности, и оформляется дополнительным соглашением о предоставлении субсидии к договору между главным распорядителем и перевозчиком. Непосредственно для получения субсидии перевозчик предоставляет главному распорядителю ежемесячно отчет о деятельности, осуществляет раздельный учет доходов и расходов по субсидируемому виду деятельности и представляет главному распорядителю квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Выплата субсидии производится после представления перевозчиком указанных документов и проверки их главным распорядителем. Отсутствие оснований для предоставления субсидии является основанием не производить выплату средств.
Выплата субсидии производится при представлении получателем (до выплаты субсидии) главному распорядителю всех документов, подтверждающих формирование доходов и расходов.
Как следует из материалов дела, 20.05.2013 между Администрацией Октябрьского муниципального района Костромской области (Заказчик) и ОАО "Сельхозхимия" (Перевозчик) заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по пригородным маршрутам на территории Октябрьского муниципального района (т. 1 л.д. 52-53).
Пунктом 3.1 договора установлено, что Заказчик осуществляет в порядке возмещения недополученных доходов от осуществления регулярных перевозок расчеты с Исполнителем в пределах средств, выделенных решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района на соответствующий год.
07.05.2014 между сторонами подписано дополнительное соглашение, пунктом 3.2 которого установлено, что возмещение недополученных доходов производится в соответствии с Порядком предоставления субсидий (т. 1 л.д. 101-102).
В течение 2014 года истцу предоставлены субсидии в сумме 1 426 000 рублей, в течение 2015 года - 1 750 000 рублей, в течение 2016 года - 429 000 рублей, всего 3 605 000 рублей (т.1 л.д. 121, т.2 л.д. 1-2).
Сумма субсидий исчислена как разница между понесенными истцом расходами на осуществление указанного вида деятельности и суммой полученных доходов; обязательство по предоставлению субсидий исполнено в пределах лимитов, предусмотренных районным бюджетом на соответствующий год; информация о размере лимитов своевременно доведена до сведения истца.
Максимальные тарифы на перевозки пассажиров, провоз ручной клади и багажа автомобильным транспортом, в рассматриваемый период времени утверждены постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 23.04.2013 N 13/69, от 22.04.2014 года N 14/46.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Администрация приняла на себя обязательство по перечислению Обществу суммы субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств утвержденного объема финансирования и исполнило его в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает противоправности поведения ответчика, которое повлекло бы возникновение убытков на стороне истца.
При этом, суд учитывает, что по проекту бюджета муниципального района на очередной финансовый год проводятся публичные слушания, т.е. информация о лимитах бюджетных обязательств носит открытый характер.
Между тем по проектам бюджета от заявителя ходатайств на увеличение субсидии не поступало.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 3 000 рублей. При подаче апелляционной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества на решение суда с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2016 по делу N А31-6485/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сельхозхимия" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сельхозхимия" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6485/2016
Истец: ОАО "Сельхозхимия"
Ответчик: Администрация Октябрьского мун. района Костромской области, Администрация Октябрьского муничипального района Костромской области