Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2017 г. N Ф03-3015/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
14 марта 2017 г. |
А04-10883/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Лабиринт", Министерства сельского хозяйства Амурской области: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Амурской области
на решение от 22.12.2016
по делу N А04-10883/2016
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Стовбуном А.А.,
по иску Крестьянского (фермерского) хозяйства "Лабиринт"
к Министерству сельского хозяйства Амурской области
о взыскании 800 850,20 рублей,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Лабиринт" (ОГРН 1022801202104, место нахождения: Амурская область, Михайловский район, с. Калинино, далее - КФХ "Лабиринт") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, место нахождения: г. Благовещенск, далее - Министерство) о взыскании 800 850,20 руб., составляющих 742 803 руб. - не перечисленная в соответствии с условиями соглашения от 15.12.2015 субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники, 58 047 руб. - проценты за период с 15.01.2016 по 01.12.2016, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 69 017 руб.
Решением от 22.12.2016 исковые требования удовлетворены частично: с Министерства сельского хозяйства Амурской области в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства "Лабиринт" взыскано 742 803 руб. не перечисленной в соответствии с условиями соглашения от 15.12.2015 субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, 18 550 руб. расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство сельского хозяйства Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что Законом Амурской области от 10.12.2014 N 458-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники не предусмотрена. Указывает на то, что при вынесении решения о взыскании с министерства субсидии не были применены нормы Бюджетного кодекса РФ, регулирующие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно материалам дела 14.09.2015 между ОАО "Росагролизинг" (лизингодатель) и КФХ "Лабиринт" (лизингополучатель) заключен договор финансовой аренды (лизинга) N 0151909, а также дополнительное соглашение N 1 к названному договору.
В соответствии с условиями договора лизингодатель обязался приобрести в собственность и предоставить лизингополучателю во владение и пользование комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-04 "Амур-Палессе" в комплекте с жаткой ЖЗС-7.
Согласно пункту 9 договора общая сумма лизинговых платежей составляет 5 777 847 руб. в том числе НДС (18%).
Пунктом 10 договора определен график осуществления лизинговых платежей.
Актом приема-передачи от 04.11.2015 подтвержден факт получения лизингополучателем предмета лизинга (комбайн зерноуборочный).
Платежным поручением N 16 от 22.09.2015 КФХ "Лабиринт" произвело оплату первоначального взноса в размере 1 616 139 руб.
15.12.2015 между Министерством сельского хозяйства Амурской области и КФХ "Лабиринт" заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2015 году, предметом которого является предоставление субсидии на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям, уплачивающим лизинговые платежи за приобретенную сельскохозяйственную технику.
Согласно пункту 1.2 данного соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2014 N 266.
Ссылаясь на наличие заключенного между сторонами соглашения от 15.12.2015 о предоставлении субсидии в 2015 году, приказ Министерства сельского хозяйства Амурской области N 435 от 14.12.2015 с приложением перечня получателей, в котором указано КФХ "Лабиринт", истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление не бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2014 N 266 утверждены Правила предоставления субсидии на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям, уплачивающим лизинговые платежи за приобретенную сельскохозяйственную технику; данная программа рассчитана на 2014 - 2020 годы (с изменениями и дополнениями от 05 февраля, 31 марта 2015 года).
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий: порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктами 3, 4. 5 Правил N 266 от 24.04.2014 субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) приобретение по договорам лизинга в 2014 - 2015 годах тракторов и зерноуборочных комбайнов, изготовленных на машиностроительных предприятиях области;
б) отсутствие просроченной задолженности по заключенным договорам лизинга и (или) сублизинга на момент предоставления документов на получение субсидии;
в) выплата среднемесячной заработной платы в предыдущем году не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, сложившегося по области в году, предшествующем предыдущему году;
г) отсутствие у получателя просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;
д )заключение с министерством сельского хозяйства области (далее - министерство) соглашения, предусматривающего предоставление субсидий на текущий год (далее - Соглашение), по форме, установленной министерством.
Субсидия предоставляется: в размере 50% лизингового платежа, без учета налога на добавленную стоимость, при наличии у получателя не менее 2 условных голов сельскохозяйственных животных в расчете на каждые 100 гектаров посевной площади на начало текущего года; в размере 30% лизингового платежа - иным получателям, не указанным в абзаце втором настоящего пункта.
Для получения субсидии получатели представляют не позднее 15.12.2015 в министерство следующие документы:
а) справку-расчет по форме согласно приложению к настоящим Правилам;
б) копию договора финансовой аренды (лизинга, сублизинга), заверенную получателем;
в) копии документов, подтверждающих оплату лизингового платежа, заверенные получателем;
г) копию документа, подтверждающего факт получения предмета лизинга и/или сублизинга;
д) заверенную получателем копию отчета о движении скота и птицы на ферме по форме N СП-51, утвержденной постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N68, за декабрь 2014 года;
е) заверенную получателем копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме N 9-АПК, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, за прошедший год (для получателей из числа юридических лиц) либо информации о производственной деятельности в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 1-КФХ, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, за прошедший год (для получателей из числа крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей).
Документы, предусмотренные подпунктами "а", "в" настоящего пункта, представляются при каждом обращении за получением субсидии.
Документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д", "е" настоящего пункта, представляются однократно при первом обращении за получением субсидии.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 266 Министерство осуществляет отказ получателю в предоставлении субсидии на следующих основаниях:
а) несоответствие получателя категории лиц, имеющих право на получение субсидии, указанной в пункте 2 настоящих Правил;
б) несоблюдение условий предоставления субсидии, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 3 настоящих Правил;
в) представление неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, документов, содержащих недостоверные сведения или не соответствующих установленной форме;
г) нарушение сроков представления документов;
д) недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству на предоставление субсидий на текущий финансовый год.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня утверждения дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии принимает с учетом выделяемых средств решение о предоставлении субсидии в отношении получателей, которым ранее было отказано в предоставлении субсидии по основанию, указанному в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил, и направляет получателю письменное уведомление о принятом решении.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 266 Министерство и получатель в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии заключают Соглашение (при отсутствии заключенного Соглашения).
Министерство в течение 30 дней со дня заключения с получателем Соглашения (при наличии заключенного Соглашения - в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии) осуществляет перечисление субсидии в соответствии со справкой-расчетом, указанной в пункте 5 настоящих Правил, на расчетный счет получателя, открытый ему в банке или иной кредитной организации.
Как следует из материалов дела, КФХ "Лабиринт" выполнены все требования, предъявляемые Правилами N 266 для получения субсидии в 2015 году на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям, уплачивающим лизинговые платежи за приобретенную сельскохозяйственную технику, однако субсидия на счет истца Министерством не перечислена.
Материалами дела подтверждается, что Министерству сельского хозяйства в декабре 2015 года выделено 11 119 911,60 руб.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субсидия может быть предоставлена при наличии в бюджете субъекта РФ достаточных средств для ее выплаты.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, применив указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелась возможность предоставления субсидии в установленном соглашением от 15.12.2015 объеме.
Учитывая, что передача суммы субсидии, при наличии фактической возможности ее предоставления, нарушает Правила предоставления субсидии, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2014 N 266, условия соглашения о предоставлении субсидии в 2015 году, взыскание судом 742 803 рублей является правомерным.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов в размере 58 047 руб. за период с 15.01.2016 по 01.12.2016 на основании статьи 395 ГК РФ, в удовлетворении которого отказано.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 69 017 руб.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвоката и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Из содержания указанных правовых норм следует, что арбитражный суд при решении вопроса о взыскании судебных расходов должен установить факт затрат стороны, в пользу которой принят судебный акт. При этом суд должен руководствоваться принципом разумности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции счел разумным размер судебных расходов на оплату услуг представителя - 20 000 руб., а с учетом принципа пропорциональности, взыскал расходы в сумме 18 550 руб.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что Законом Амурской области от 10.12.2014 N 458-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники не предусмотрена.
Апелляционным судом данный довод отклоняется, как противоречащий материалам дела (соглашение о предоставлении субсидии в 2015 году от 15 декабря 2015 года, приказ Министерства сельского хозяйства Амурской области N 435 от 14.12.2015 с приложением перечня получателей, в котором значится КФХ "Лабиринт").
Довод о том, что судом первой инстанции не учтены особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, апелляционным судом не принимается, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ, что следует из пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 22.12.2016 по делу N А04-10883/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10883/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2017 г. N Ф03-3015/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КФХ "Лабиринт"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3015/17
31.05.2017 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2218/17
14.03.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-625/17
22.12.2016 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-10883/16