г. Пермь |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А60-53002/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
при ведении протокола судебного заседания Державиной А.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2017 года
по делу N А60-53002/2016
принятое судьей Хачевым И.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Свердловскавтодор" (ИНН 6658374729,
ОГРН 1106658022250)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
АО "Свердловскавтодор" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения N 74 от 28.09.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) N 74 от 28.09.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано не действительным; на Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Свердловскавтодор".
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Из содержания жалобы следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний явились выплаты, производимые работникам и не включенные в базу для начисления страховых взносов: суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работникам; суммы материальной помощи, превышающий 4 000 руб.; суммы компенсации при увольнении, превышающий трехкратный размер среднего месячного заработка. Однако заявление АО "Свердловскавтодор" от 27.10.2016 не содержало доводов, опровергающих начисление страховых взносов на суммы материальной помощи, превышающей 4 000 руб. и на суммы компенсации при увольнении, не превышающей трёхкратный размер среднего месячного заработка, в связи с чем, у суда не было оснований для удовлетворения требований общества. Кроме того, заинтересованное лицо настаивает, что перечень не неподлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный в ст.20.2 ФЗ N 125-ФЗ, является исчерпывающим; специальной нормы о включении в указанный перечень суммы денежной компенсации за задержку заработной платы работникам в ст.20.2 ФЗ N 125-ФЗ, не предусмотрено, следовательно, указанные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство проведено без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон 125-ФЗ), Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и иных законодательных и нормативных правовых актов проведена документальная выездная проверка начисления, уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств АО "Свердловскавтодор" филиал "Ирбитское ДРСУ" (peг. N 6602002571) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки организации составлен акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 74 н/с от 26.08.2016.
После рассмотрения материалов проверки филиалом N 2 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 74 от 28.09.2016. Страхователю предложено перечислить недоимку в сумме 443,88 руб., пени в сумме 157,93 руб. и штраф в сумме 88,78 руб.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, АО "Свердловскавтодор" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал, что суммы денежной компенсации, выплачиваемые при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, подпадают под действие пп.2 п.1 ст.20.2 Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем, у Филиала N 2 отсутствовали законные основания для начисления на них страховых взносов, пени и штрафа.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп."а" п.1 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп."а" и "б" п.1 ч.1 ст.5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. "и" п. 2 ч. 1 указанной статьи Закона).
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Предусмотренные ст.129 ТК РФ компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные ст.164 ТК РФ как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная ст.236 ТК РФ является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с допущенными работодателем нарушениями, обеспечивая дополнительную материальную защиту трудовых прав работника.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является достаточным основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Следовательно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подп."и" п.2 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы фонда о том, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу положений вышеприведенных норм права произведенные выплаты являются пособиями и носят характер государственной поддержки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии у фонда законных оснований для начисления обществу в оспариваемом решении страховых взносов на суммы денежной компенсации, выплачиваемые при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, соответственно, сумм пеней и штрафных санкций, начисленных по данному основанию.
Вместе с тем, требования общества не содержат доводы, опровергающие начисление страховых взносов в части сумм материальной помощи, превышающей 4 000 руб. и компенсации при увольнении, не превышающей трёхкратный размер среднего месячного заработка.
В силу ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1). База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст.20.2 этого Федерального закона (п. 2).
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ определен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. К числу таких сумм отнесены суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период (пп. 12 п. 1), а также компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Аналогичные положения содержатся в п.11 ч.1 чт. 9 Закона N 212-ФЗ.
Исходя из указанных норм, страховыми взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу физических лиц в рамках трудовых или поименованных в ст.20.1 Закона N 125-ФЗ гражданско-правовых отношений.
Из акта проверки следует, что в нарушение п.12 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ на сумму материальной помощи 2000 рублей, превышающую 4000 рублей на одного работника, страхователем не начислены страховые взносы в ноябре 2014 года, а также неверно определена сумма трехкратного размера среднего месячного заработка, не подлежащая обложению страховыми взносами, выплаченная в июле 2015 года на основании приказа 154-к от 02.07.2015.
Заявление общества не содержит доводов, опровергающих начисление страховых взносов на суммы материальной помощи, превышающей 4000 рублей и на суммы компенсации при увольнении, не превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты не являлись оплатой труда работников или являлись иным вознаграждением за труд, то есть являлись выплатами социального характера, предусмотренными коллективным договором или иными нормативными актами, Обществом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ суду первой инстанции не представлено.
Таким образом, оснований для признания решения N 74 от 28.09.2016 недействительным в части начисления страховых взносов на суммы материальной помощи, превышающей 4000 рублей; суммы компенсации при увольнении, превышающей трёхкратный размер среднего месячного заработка недействительным у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области принятое в порядке упрощенного производства от 26 января 2017 года по делу N А60-53002/2016 отменить в части, изложив пункты 1 и 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) N 74 от 28.09.2016 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов на суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работникам.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Свердловскавтодор"".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53002/2016
Истец: АО "СВЕРДЛОВСКАВТОДОР"
Ответчик: ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 2)