г. Москва |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А40-178723/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной й И.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Альфа-Банк" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2016 г. по делу N А40-178723/16 (75-1577) судьи Нагорной А.Н.
по заявлению АО "Альфа-Банк" (ОГРН 1027700067328)
к ГУ-ГУ ПФР N 10 г.Москве и МО
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Немыткина Е.А. по дов. от 26.12.2016 г. N 210-И-8/11505; |
УСТАНОВИЛ:
АО "АЛЬФА-БАНК" (далее - Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительным Решения ГУ-ГУ ПФР N 10 г.Москве и МО от 25.05.2016 г. N 08712716БВ 0000016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым Банк привлечен к ответственности, установленной частью 6.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2016 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) за нарушение срока представления информации по запросу о предоставлении выписок по операциям на счетах в отношении ООО "Сибсвязьстрой", в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2016 г. в удовлетворении требований заявителя отказано, поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком была проведена проверка исполнения Банком обязанностей, установленных статьей 24 Закона. В ходе проверки, Ответчиком было выявлено нарушение, а именно: невыполнение Банком обязанности, установленной ч.6.1 статьи 24 Закона - нарушение срока представления информации по запросу о предоставлении выписок по операциям на счетах в отношении ООО "Сибсвязьстрой" за период с 01.01.2015 г. по 20.01.2016 г., по запросу от 20.01.2016 г. N 356-3006-42.
После окончания проверки составлен акт от 27.04.2016 г. N 08712716БВ0000016, вынесено решение от 25.05.2016 г. N08712716БВ0000016, которым Банк привлечен в ответственности по ст.49.1 Закона в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением ГУ-ОПФР по г.Москве и Московской области по жалобе от 05.08.2016 г. N 11/45244 оспариваемое решение Пенсионного фонда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч.6.1 ст.24 Закона банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии со ст.49.1 Закона непредставление (представление с нарушением срока) банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с частью 6.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Из материалов дела видно, что на основании части 6.1 статьи 24 Закона в Новосибирский филиал банка Управление ПФР г.Новосибирска направило запрос N 356-3006-42 от 20.01.2016 г. о предоставлении выписок по операциям на счетах страхователя ООО "Сибсвязьстрой", который получен банком 26.01.2016 г., согласно копии уведомления о вручении с отметкой банка о получении.
Выписка по операциям на счетах ООО "Сибсвязьстрой", согласно копии конверта и штампа отделения почты России, была направлена 01.02.2016 г., то есть с нарушением предусмотренного срока (срок представления истек 29.01.2016 г. что повлекло привлечение банка к ответственности.
Порядок и процедура отправления и подтверждения получения почтовых отправлений с уведомлением о вручении установлен в Федеральном законе от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, а также утвержденным Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 г. N 114-п Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - Порядок).
Суд первой инстанции исходил из того, что доказательством передачи в отделение почтовой связи регистрируемого почтового отправления в составе реестра (списка) других отправлений будет являться:
-почтовая квитанция о принятии и оплате почтовых отправлений списком ф.103, с указанием диапазона ШПИ, даты и штампа почтового работника о принятии,
-список почтовых отправлений ф.103, с указанием получателей, их адресов, а также ШПИ напротив каждого почтового отправления (список с ШПИ выдается почтой вместе с квитанцией), заверенный штампом работника, с указанием даты и подписи.
Представленный банком реестр отправки от 29.01.2016 г. суд первой инстанции в качестве достоверного доказательства не принял, так как не содержит подписи работника "Почта России" и штрихового почтового идентификатора (ШПИ) каждого отправления. Кроме того, согласно почтовому идентификатору 43200091182660, указанному на конверте, представленном Пенсионным фондом в качестве доказательства несвоевременного представления выписки по счетам, почтовое отправление принято в отделении связи именно 01.02.2016 г.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В материалы дела представлен реестр N 55, который составлен 29.01.2016 г., содержит подпись курьеров, как стороны Банка, так и со стороны ФГУП "Почта Росси", а также штамп оттиск почтового штампа "Почта России 29.01.2016 г." По мнению Ответчика, данный реестр не может являться доказательством того, что документы представлены Банком 29.01.2016 г., поскольку согласно копии конверта и отметке штампу отделения почты России на конверте, указана дата 01.02.2016 г., то есть с нарушением предусмотренного срока.
Вместе с тем, согласно ч. 6.1 статьи 24 Закона, банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Пунктом 8 статьи 6.1 НК РФ установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм налогового законодательства банк, сдав документы в организацию связи для их отправки в Пенсионный Фонд России в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса, считается надлежащим образом исполнившим обязанность по представлению выписок по операциям на счетах организаций.
Статья 6.1 НК РФ связывает исполнение обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, с передачей документов в организацию связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) для целей настоящего закона под организацией связи понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который устанавливает лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения; регистрирует заявления о предоставлении лицензий; выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий; отказывает в выдаче лицензий; приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие; аннулирует лицензии; переоформляет лицензии; ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 44 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) в целях регулирования отношений в области почтовой связи под организациями почтовой связи понимаются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности. Организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Статьей 17 Закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно статьи 18 Закона N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
В силу вышеуказанных норм при наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги
Оказание услуг почтовой связи осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, Почтовыми Правилами и "Временным порядком приема и оформления сопроводительных документов и адресов на партионные регистрируемые почтовые отправления", утвержденным письмом Минсвязи России от 19.07.2000 N 2/2030.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд установил, что реестр N 55 имеет подпись ответственного лица банка, оттиск календарного почтового штемпеля органа почтовой связи с датой 29.01.2016 и подпись почтового работника.
В соответствии со статьей 4 Закона N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N221, Почтовыми правилами, принятыми Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 и Порядком оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденного ФГУП "Почта России" 23.03.2011 г. N 3.2.2-05/8-нд (далее - Порядок).
Из принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 г. Почтовых правил, введенных в действие с 01.10.1992 г. следует, что сдаваемые предприятиями, организациями, учреждениями и частными лицами внутренние регистрируемые почтовые отправления в один или несколько адресов, называются партионными. Партионные почтовые отправления сдаются на предприятия связи при списках формы 103 (пункт 392 Почтовых правил).
Принимая почтовые отправления по спискам ф.103, работник связи, кроме выполнения установленных требований, проверяет правильность оформления списков, тождественность данных первого и второго экземпляров списка ф.103, поименно сверяет почтовые отправления с записями в списке, проверяет правильность массы, суммы платы за пересылку, указанной против записи каждого почтового отправления, и общего итога платы. На каждом листе списка ставится оттиск календарного штемпеля дня приема, а на последнем листе списка расписывается работник связи (пункт 399 Почтовых правил).
Таким образом, в обязанности отделения почтовой связи входит принятие от Банка корреспонденции с проставлением оттиска календарного почтового штемпеля в экземпляре списка формы 103, возвращаемого заказчику и свидетельствующей о приеме от заказчика простых и заказных почтовых отправлений. Суд не принимает довод Ответчика о том, что отсутствие штрихового почтового идентификатора внутреннего регистрируемого почтового отправления, в соответствии с которым может быть произведена идентификация почтового отравления является единственным доказательством своевременности направления почтового отправления, в силу следующего.
В силу пункта 9 "Оформление списков ф.103" Порядка оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденного ФГУП "Почта России" 23.03.2011 N 3.2.2-05/8-нд (далее - Порядок) списки ф. 103 составляются отправителями РПО (регистрируемые почтовые отправления) в соответствии с формой Приложения N 1 к Порядку.
Все реквизиты списка ф.103 заполняются отправителями согласно наименованиям граф, в которых указывается в том числе в графе N 3 - ШПИ (штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления) или ШИ РПО. Списки ф. 103 подписываются отправителем и заверяются оттиском печати, в случае если отправитель является юридическим лицом. В ОПС (отделение почтовой связи) после приема и проверки РПО на каждом листе списка ф.103 ставится оттиск КПШ (календарный почтовый штемпель) и подпись работника, осуществляющего прием РПО, после чего списки ф. 103 распределяются в следующем порядке: один экземпляр передается отправителю (представителю юридического лица); второй экземпляр передается руководителю ОПС для последующего оформления. Кроме этого, в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Порядка отправитель внутренних партионных почтовых отправлений обязан, в том числе в случае сдачи РПО - получать от работников ОПС места приема внутренних партионных РПО индексный и номерной диапазоны для ШПИ исходящих РПО.
Из указанных норм и условий договора следует, что стикер со штриховым почтовым идентификатором внутреннего регистрируемого почтового отправления и указанием "Почта России" наклеивается сотрудником отделения почтовой связи самостоятельно (для соблюдения очередности идентификаторов) в присутствии отправителя с выдачей ему второго экземпляра списка ф.103. Проставление штрихового почтового идентификатора внутреннего регистрируемого почтового отправления является обязанностью почтового отделения и влияет лишь на возможность отслеживания почтового отправления с помощью компьютерных технологий. Его отсутствие не является нарушением законодательства Российской Федерации, и не свидетельствует о несвоевременности исполнения банком обязанности по представлению спорной выписки по операциям на счетах налогоплательщиков в банке.
В соответствии с пунктом 12 Постановления N 221 простые почтовые отправления представляют собой отправления, принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что только штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления в рассматриваемом случае является единственным надлежащим доказательством направления Банком спорной выписки в Пенсионный Фонд России.
Таким образом, с учетом положений пункта 8 статьи 6.1 НК РФ, датой представления сведений в Пенсионный Фонд России является 29.01.2016 г.
Довод ответчика о том, что днем приема почтовой корреспонденции следует считать 01.02.2016 г., отклоняется, поскольку он противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исходя из изложенного, банк, сдав документы в организацию связи для их отправки в Пенсионный фонд России в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса, надлежащим образом выполнил обязанность по представлению выписок по операциям на счетах налогоплательщиков в банке.
Таким образом, в рассматриваемом случае в действиях АО "АЛЬФА-БАНК" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 6.1 ст. 24 Закона.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает, что решение суда от 09.12.2016 г. подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2016 г. по делу N А40-178723/16 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения -Главною Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области от 25.05.2016 г. N 08712716БВ0000016 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178723/2016
Истец: АО "Альфа-Банк"
Ответчик: ГУ ГУ- ПФР N10 по г. Москве и МО, ГУ ГУ- управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области