г. Пермь |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А50-25731/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
рассмотрел в судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу
заявителя открытого акционерного общества "Добрянские городские коммунальные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 декабря 2016 года
по делу N А50-25731/2016,
принятое судьей Шаламовой Ю.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Добрянские городские коммунальные электрические сети" (ОГРН 1095914000104, ИНН 5914024420)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386) в лице Восточного территориального отдела
потерпевшая: Железная Ольга Леонидовна
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Добрянские городские коммунальные электрические сети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления от 11.10.2016 N 589-В по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориально отдела (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2016 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Полагает, что ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" исполнено в установленный законом срок требование в части уведомления потерпевшей об отсутствии документов, предусмотренных п. 10 Правил N 861.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Потерпевшей Железной О.Л. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание проведено без вызова сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением гр. Железной О.Л. (вх. N 429-ж) Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в результате проведения проверки в отношении юридического лица ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" установлено, что общество при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям допустило оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ, либо оказания населению услуг, а именно не направило в адрес Железной О.Л. в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора технологического присоединения в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, что является нарушением требований п. 15 Правил N 861, ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По факту выявленных нарушений в отношении ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" составлен протокол об административном правонарушении от 30.09.2016 N 589 (л.д. 70-71).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа, в порядке реализации предусмотренной статьей 23.49 КоАП РФ компетенции, вынесено постановление от 11.10.2016 N 589-В, которым ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" ?привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 22-28).
Полагая, что постановление является недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд о признании незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вменяемого состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Указанные Правила регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Исходя из требований главы 2 пункта 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В соответствии с пунктом 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите прав потребителей правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 указано, что Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены как в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, так и в целях защиты прав потребителей электрической энергии.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными Правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными Правилами.
В соответствии с п. 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети", являясь сетевой организацией, оказывает населению услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям.
10.05.2016 гр. Железная О.Л. направила в адрес общества "Добрянские городские коммунальные электрические сети" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Пермский край, г. Добрянка, с/т "Вишенка", уч. 6.
12.05.2016 общество "Добрянские городские коммунальные электрические сети" сообщило гр. Железной О.Л. о несоответствии заявки на технологическое присоединение действующему законодательству.
06.07.2016 общество дополнительно направило в адрес гр. Железной О.Л. письмо, из которого следует, что ею не был представлен документ, подтверждающий выход из состава СНТ "Вишенка", на территории которого расположены энергопринимающие устройства общества, с просьбой о направлении повторной заявки с приложением данной справки, посчитав при этом, что если участок гр. Железной О.Л. расположен на территории СНТ "Вишенка", значит должны быть представлены документы, подтверждающие выход из состава СНТ.
По данному факту проведена проверка, по ее результатам вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.08.2016. В рассматриваемом случае Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю не является органом, к компетенции которого отнесено решение вопросов, связанных с порядком подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Как предусмотрено пунктом 8 (5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Между тем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
Более того, на основании ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вступающие в садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческое объединение. Положения данной статьи не устанавливают автоматического членства в указанных объединениях при приобретении земельного участка. Переход права собственности на земельный участок в результате гражданско-правовой сделки не влечет за собой наделение нового титульного владельца статусом члена СНТ, наделение которым предполагает соблюдение определенного порядка.
Как верно отметил суд первой инстанции, в своих обращениях гр. Железная О.Л. неоднократно указывала на то, что она не является членом СНТ "Вишенка".
Учитывая, что Железная О.Л. не является членом СНТ "Вишенка", она вправе требовать заключения самостоятельного договора технологического присоединения с определением точки присоединения ее энергопринимающих устройств.
ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" не представлено доказательств отсутствия экономической или технологической возможности заключения договора с Железной О.Л. как лицом, не входящим в состав СНТ "Вишенка".
Факт нарушения, выразившийся в ненаправлении в адрес Железной О.Л., в установленные порядке и срок подписанного со стороны общества в двух экземплярах проекта договора технологического присоединения и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Доводы апеллятора об отсутствии в его действиях (бездействии) события административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку диспозиция ч.1 ст.14.4 КоАП РФ охватывает нарушение установленного порядка технологического присоединения, который заявителем не был соблюден.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что им не было принято всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. Материалы дела не содержат доказательств наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения обязанности по надлежащему выполнению установленных требований.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом доказана и подтверждена соответствующими доказательствами.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Заявитель о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено заявителю в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2016 года по делу N А50-25731/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Добрянские городские коммунальные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л. Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25731/2016
Истец: Железная Ольга Леонидовна, ОАО "ДОБРЯНСКИЕ ГОРОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю