г. Самара |
|
14 марта 2017 г. |
А72-3599/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2016 года по делу N А72-3599/2016 (судья Каргина Е.Е.),
по заявлению акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218), г. Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН 1027301176902, ИНН 7325002331), Ульяновская область, г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле третьих лиц: акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление", г. Москва, акционерного общества "Славянка", г. Москва,
об оспаривании акта ненормативного характера,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене п.1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 22.12.2015 по делу N 12743/04-2015.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" и акционерное общество "Славянка" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2016 года по делу N А72-3599/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования заявителя удовлетворить полностью.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу общества, в котором антимонопольный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2016 года по делу N А72-3599/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в Ульяновское УФАС России поступило обращение Военного прокурора Ульяновского гарнизона на действия ОАО "Оборонэнергосбыт", а также должностных лиц Ульяновского участка Самарско-Ульяновского отделения филиала "Уральский" ОАО "Оборонэнергосбыт" при поставке электрической энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных ему организаций.
Приказом руководителя Ульяновского УФАС России от 06.11.2015 N 257 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Оборонэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением от 22.12.2015 по делу N 12743/04-2015 Комиссия Ульяновского УФАС России признала действия ОАО "Оборонэнергосбыт", выразившиеся в необоснованном уведомлении о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ, нарушающими положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Федеральный закон "О защите конкуренции").
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании государственного контракта, заключенного между ОАО "Оборонэнергосбыт" и Министерством обороны РФ N 156/8747 от 19.12.2011 на поставку электрической энергии (мощности) для нужд объектов МО РФ, ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд объектов МО РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.05.2011 N 06 -271 установлено, что ОАО "Оборонэнергосбыт" соответствует критериям, указанным в подпункте "д" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и обладает статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ульяновской области.
ОАО "Оборонэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области. Границы деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" согласованы в границах балансовой принадлежности электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны РФ (согласно приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.07.2011 N 06-471) и образованных во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 135. Общество является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по розничной реализации электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей Филиал "Пензенский" ОАО "Славянка" и ОАО "РЭУ" "Самарский"с потребителями.
ОАО "Оборонэнергосбыт" на розничном рынке электрической энергии в рассматриваемых границах занимает доминирующее положение с долей 100 %.
Между ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "Славянка" 01.12.2011 был заключен договор энергоснабжения N 07-Э-51-146, согласно которому ОАО "Оборонэнергосбыт" обязуется поставлять абоненту электрическую энергию (мощность). В предмете данного договора указано, что ОАО "Славянка" обязуется оказать услуги теплоснабжения воинским частям и организациям, подведомственным МО РФ.
28.02.2013 между ОАО "Славянка" и Министерством обороны России заключен Государственный контракт N 197/3К/2013/ДРГЗ на оказание услуг по обслуживанию казарменно - жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах МО РФ (т.1 л.д.121-127), в предмете которого указывается, что ОАО "Славянка" обязуется в установленный срок оказать услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом. С целью исполнения данного контракта в ведение ОАО "Славянка" было передано в безвозмездное пользование имущество. Для электроснабжения объектов, посредством которых оказываются услуги теплоснабжения на объекты Министерства обороны РФ, ОАО "Славянка" заключило с ОАО "Оборонэнергосбыт" договор электроснабжения N 07-Э-51-146 от 01.12.2011 и дополнительное соглашение от 01.04.2012 (т.1 л.д.178-191).
17.09.2015 в филиал "Пензенский" ОАО "Славянка" поступило уведомление ОАО "Оборонэнергосбыт" (исх. от 14.09.2015 N ИС-49/237) о введении полного ограничения по объектам, указанным в приложении N1, с 10 час. 00 мин. 28.09.2015, о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов, указанных в приложении N2 до уровня аварийной брони, а по тем объектам из приложения, в отношении которых уровень аварийной брони не согласован в размере не менее 10% максимальной мощности энергопринимающих устройств. В случае невыполнения требования о погашении задолженности после введения ограничения на объекты, указанные в приложении N2, с 10 час. 00 мин. 03.10.2015 в отношении данных объектов будет введено полное ограничение режима потребления. Указанные ограничения планируется сохранять до момента полного погашения задолженности.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2015 по делу N А40-209505/2014 принято к рассмотрению заявление о признании ОАО "Славянка" банкротом. Определением суда от 18.02.2015 по данному делу в отношении ОАО "Славянка" введена процедура наблюдения.
У ОАО "Славянка" имеется задолженность перед ОАО "Оборонэнергосбыт" в рамках заключенного договора от 01.12.2011 N 07-Э-51-146 в размере 700902,79 за период ноябрь-декабрь 2014 года. Так как данная задолженность образовалась до принятия судом заявления о признании АО "Славянка" банкротом, она относится к реестровой и не является текущей.
Между ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "РЭУ" заключен договор энергоснабжения N 3-ТХ, согласно которому ОАО "Оборонэнергосбыт" обязуется поставлять абоненту электрическую энергию (мощность). В предмете данного договора указано, что ОАО "РЭУ" обязуется оказать услуги теплоснабжения воинским частям и организациям, подведомственным МО РФ.
ОАО "РЭУ" является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных ему организаций (согласно распоряжению Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р). ОАО "РЭУ" для осуществления полномочий переданы в эксплуатацию котельные и инженерные сети горячего водоснабжения, расположенные на территории воинских частей и военных городков.
01.11.2012 между ОАО "РЭУ" и Минобороны России заключен Государственный контракт на поставку тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций N 3-ТХ, в предмете которого указывается, что ОАО "РЭУ" обязуется оказать услуги теплоснабжения воинским частям и организациям, подведомственным Минобороны России. С целью исполнения данного контракта ОАО "РЭУ" были переданы в безвозмездное пользование теплогенерирующие объекты (котельные, тепловые пункты, сети теплоснабжения и горячего водоснабжения) и прочее имущество Минобороны России. Для электроснабжения объектов, посредством которых оказываются услуги теплоснабжения на объекты МО РФ, ОАО "РЭУ" заключило с ОАО "Оборонэнергосбыт" договоры электроснабжения N 07-Э-51-140 от 01.11.2011 и N 0113/63.463 от 01.12.2014.
16.09.2015 филиал АО "РЭУ" "Самарский" получил от ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление N ИС-48/1627 от 15.09.2015 об ограничении потребления электрической энергии на объекты МО РФ в связи с имеющейся задолженностью по договорам электроснабжения N 07-Э-5 1-140 от 01.11.2011 и N 01-13/63.463 от 01.12.2014.
В уведомлении предложено оплатить сумму задолженности в размере 5713240,82 руб. в срок до 25.09.2015. В противном случае предложено не позднее 10.00 час. 25.09.2015 произвести самостоятельное частичное ограничение режима потребления. В случае невыполнения требования о погашении задолженности в срок до 28.09.2015 сетевая организация с 10:00 28.09.2015 в отношении объекта, указанного в приложении N 1, введет полное ограничение потребления электроэнергии (мощности), в отношении объектов, указанных в приложении N 2, - ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, а по тем объектам из приложения, в отношении которых уровень аварийной брони не согласован, - в размере не менее 10% максимальной мощности энергопринимающих устройств. В случае невыполнения требования о погашении задолженности после введения ограничения на объекты, указанные в приложении N 2, с 10:00 03.10.2015 в отношении данных объектов будет введено полное ограничение режима потребления в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 442. В приложении N 1 к письму указан офис участка РЭУ "Самарский", расположенный на ул. Тухачевского, 46, в приложении N 2 указан перечень котельных военных городков Ульяновской области.
В отношении ОАО "РЭУ" определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-55638/2014 введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2015 по делу N А40-55638/2014 OA "РЭУ" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем текущие платежи оплачиваются АО "РЭУ" строго в соответствии со ст.134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) по картотеке согласно очередности платежей. В соответствии с п.2 ст. 134 Закона о банкротстве требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника удовлетворяются в четвертую очередь. Учитывая, что у АО "РЭУ" по настоящее время имеется непогашенная задолженность по текущим платежам второй очереди, у АО "РЭУ" отсутствуют правовые основания для оплаты услуг ОАО "Оборонэнергосбыт".
15 и 16 сентября 2015 филиал OA "РЭУ" "Самарский" и филиал "Пензенский" АО "Славянка" получили уведомления от начальника Ульяновского участка Самарско-Ульяновского отделения филиала "Уральский" ОАО "Оборонэнергосбыт" об ограничении потребления электрической энергии на объекты Минобороны России. В данном уведомлении было сказано, что с 10 час. 00 мин. 3.10.2015 в отношении водопроводно-коммунального хозяйства и котельных, обеспечивающих тепло- и водоснабжение объектов МО РФ, будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии (мощности).
Ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинскими частями, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства, и соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
Согласно п.1 ст.71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Согласно п.1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно пункту 18 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 4 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся, в частности, воинские части Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в отношении объектов, относящихся к воинским частям Министерства обороны возможно введение только частичного ограничения режима потребления. Однако в письме от 14.09.2015, от 15.09.2015 содержится угроза введения полного ограничения режима потреблении в отношении объектов, указанных в приложении N 2.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из приведенных правовых норм, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что решением от 23.06.2016 по делу N 12-463/2016 Ленинский районный суд г. Ульяновска отменил постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о привлечении начальника Ульяновского участка филиала "Уральский" Самарско-Ульяновского отделения АО "Оборонэнергосбыт" к административной ответственности по ч.1 ст.14.31 КоАП на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (т. 2 л.д. 29-30). Основанием для привлечения указанного должностного лица АО "Оборонэнергосбыт" явились обстоятельства, в связи с которыми было принято оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22.12.2015 по делу N 12743/04-2015. Решением от 15.09.2016 Ульяновский областной суд оставил указанное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска без изменения.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23.06.2016 по делу N 12-463/2016 установлены факты нарушения Акционерным обществом "Оборонэнергосбыт" пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", положенные в основу оспариваемого в рамках настоящего дела решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22.12.2015 по делу N 12743/04-2015.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
Доводы жалобы заявителя повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, данные доводы рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженных в обжалуемом судебном акте.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу того, что подателем жалобы при обращении в суд апелляционной инстанции была оплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что, по настоящему делу следовало оплатить государственную пошлину лишь в размере 1 500 рублей (п.п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ), излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2016 года по делу N А72-3599/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218), г. Москва, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 7456 от 24.11.2016 года государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3599/2016
Истец: АО "Оборонэнергосбыт", АО "Оборонэнергосбыт" филиал "Уральский"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ", АО "РЭУ", АО "РЭУ" в лице филиала Самарский, АО "СЛАВЯНКА", АО "Славянка" в лице филиала "Пензенский"
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17304/16